Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
В юридической литературе такие организации подразделяют на два основных вида:
- всемирные организации;
- региональные организации.
К всемирным организациям относятся Организация Объединенных Наций (ООН) и Всемирная туристская организация (ВТО).
ООН была создана в 1945г. и функционирует на основании Устава ООН, принятого в том же году странами – участницами Сан-Францисской конференции. Помимо выполнения многих функций эта крупнейшая международная организация является координатором деятельности государств и национальных туристских администраций в области туризма и международных путешествий.
Именно в рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. ООН явилась организатором ряда международных семинаров и коллоквиумов по вопросам подготовки кадров специалистов для туризма, разработки методики статистического учета в области международного туризма.
Одной из эффективных форм такой координации деятельности является проведение международных конференций и совещаний, на которых обсуждаются и принимаются документы, содержащие различные рекомендации по международному сотрудничеству в сфере туризма. Принятые ООН резолюции включают в себя вопросы по:
- упрощению туристских формальностей;
- правовому регулированию положения иностранных туристов;
- обеспечению безопасности туристов и их имущества;
- техническому сотрудничеству в области международного туризма, а также по ряду других аспектов межгосударственного сотрудничества в сфере туризма.
Большую роль в правовом регулировании международного туризма играет Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), который явился инициатором созыва в рамках ООН специализированных международных дипломатических конференций по вопросам развития туризма.
Правовым регулированием мирового туризма, а также изучением национального законодательства государств по данному вопросу в ООН занимаются не только ее главные органы, но и вспомогательные, в первую очередь экономические комиссии ООН, осуществляющие работу по проблемам развития регионального туризма.
В рамках ООН действует ряд региональных комиссий, связанных с международным туризмом.
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАК). Она занимается изучением экономических аспектов международного туризма в данном регионе. ЭКЛАК осуществила ряд актуальных исследований, в том числе по выработке общей политики и созданию региональной программы в области развития международного туризма, капиталовложениям в индустрию туризма, изучению потребностей в деле оказания технической помощи государствам региона в целях развития иностранного туризма.
Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА). Она осуществила ряд значительных исследований по вопросам политики в области иностранного туризма в странах региона, дальнейшего развития материальной базы туризма, статистики международного туризма и т. д.
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Эта комиссия организовала предоставление государствам региона технических, консультативных услуг по разработке национальных программ развития международных туристских связей, систематическую разработку мероприятий по устранению таможенных формальностей и ограничений в вопросах передвижения туристов по странам региона.
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Центральное место в своей деятельности комиссия отводит решению проблем развития международного туризма в регионе как в практическом и организационном, так и в исследовательском аспектах. ЭКА провела большую работу по созданию в регионе единой системы статистики международного туризма, унификации законодательства в области правового регулирования межгосударственных туристских связей, организации регионального межгосударственного сотрудничества и т. д.
Важный вклад в гармоничное развитие туризма вносит деятельность многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, таких как Международная организация Труда (МОТ), Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО, международная морская организация (ММО), Международная Организация Гражданской Авиации (МКАО) и др.
Флагманом международного туризма - является Всемирная туристская организация (ВТО, с 2005 года ЮНВТО).
Всемирная туристская организация была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), и ее штаб-квартира была переведена в г. Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 Ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы.
Главная цель ВТО - способствовать развитию туризма как основного фактора обеспечения международного мира и взаимопонимания, мировой торговли и укреплению мирохозяйственных связей между государствами..
Мировые международные туристские организации отраслевого характера объединяют компании по секторам (отраслям) индустрии туризма. Такая организация создается для определения направлений и путей развития конкретной отрасли, налаживания сотрудничества между предприятиями -- членами организации, проведения единой политики в вопросах, представляющих общий интерес, разработки единых отраслевых норм и стандартов качества обслуживания, решения проблем отрасли. К мировым международным туристским организациям отраслевого характера относятся Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУААВ), Международная гостинично-ресторанная ассоциация (ИХРА), Международная автомобильная федерация (ФИА), Международная ассоциация парков отдыха и развлечений (ИААПА) и др.
Одна из наиболее известных мировых международных туристских организаций отраслевого характера -- Международная ассоциация воздушного транспорта (И AT А) -- была основана в 1945 г. как правопреемник Международной ассоциации воздушного сообщения. Сегодня членами ИАТА являются около 270 авиакомпаний в 140 странах (территориях) мира. На их долю приходится 94% всех международных регулярных воздушных перевозок. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада), исполнительный комитет -- в Женеве (Швейцария).
Региональные международные туристские организации общего профиля представляют собой объединения, главным образом, национальных туристских администраций по регионам мира. Они содействуют расширению и укреплению регионального сотрудничества в области туризма, продвижению туризма в регионе в целом и отдельных странах. К их числу относятся Европейская туристская комиссия (ЕТК), Конфедерация туристских организаций Латинской Америки (КОТАЛ), Арабская туристская организация (АТО), Африканская туристская ассоциация (АТА) и др.
Наиболее представительной региональной международной туристской организацией общего профиля является Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА). Она была создана в 1952 г. на принципах государственно-частного партнерства. В 2006 г. в состав ассоциации входили около 100 министерств, ведомств, туристских администраций разных уровней, а также 55 авиаперевозчиков и круизных компаний, примерно 200 гостиничных цепей, независимых отелей и других предприятии размещения, сотни туроператоров, турагентств, объектов развлечений, консалтинговых фирм, учебных заведений и пр. Тысячи профессионалов от индустрии туризма -- членов ассоциации -- образуют сеть региональных ячеек. В целях упрочения координационных связей внутри и между ними в ПАТА функционируют четыре отделения: Азиатское, Тихоокеанское, Североамериканское и Европейское. Штаб-квартира ПАТА недавно была перенесена из Северной Америки в Азию и в настоящее время находится в Бангкоке (Таиланд).
Региональные международные туристские организации отраслевого характера представляют собой объединения предприятий туристского обслуживания по секторам индустрии туризма и регионам мира. Они призваны защищать коллективные интересы членов организации и оказывать им необходимую техническую, правовую и иную поддержку. К региональным организациям отраслевого характера относятся Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Ассоциация европейских туроператоров (ЕТОА), Межамериканская ассоциация баров (ИАБА), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Карибская гостиничная ассоциация (КХА), Ассоциация азиатско-тихоокеанских авиакомпаний (ААРА), Организация арабских воздушных перевозчиков (ААКО), Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА) и многие другие.
Специализированные международные туристские организации -- группа международных организаций по различным видам туризма: социальному, деловому, экологическому, молодежному и др. Среди них можно назвать Международную ассоциацию по социальному туризму (ИАСТ), Федерацию международных молодежных туристских организаций (ФИЮТО), Международную ассоциацию по туризму с деловыми целями (ИБТА), Международную федерацию конноспортивного туризма (ФИТЕ), Международный союз ассоциаций альпинизма (ИЮАА) и многие другие.
К специализированным туристским организациям относится Международное бюро по социальному туризму (БИТС). Образованное в 1963 г., оно насчитывает сегодня более 140 членов из 40 стран Европы, Америки и Африки. Это правительственные и неправительственные структуры, международные и национальные, коммерческие и некоммерческие организации. Часть их занимается непосредственно вопросами социального туризма и делами молодежи, другие (ассоциации предприятий туристского, гостиничного и транспортного обслуживания) представляют индустрию туризма. БИТС имеет тесные связи с учреждениями ООН -- ЮНЕСКО и Международной организацией труда. Штаб-квартира БИТС находится в Брюсселе (Бельгия).
Особые международные туристские организации имеют разный профиль и выполняют специфические функции. Одни из них отвечают за научные исследования в туризме, другие -- за подготовку туристских кадров, третьи представляют собой профессиональные объединения работников индустрии туризма и т.д. В эту группу международных организаций входят Международная академия туризма (АКИТ), Международная ассоциация научных экспертов в области туризма (АИЕСТ), Всемирная ассоциация по профессиональному обучению в сфере туризма (АМФОРТ), Международный клуб знаменитых путешественников (КИГВ), Международная ассоциация конгрессных переводчиков (АИИК), Международный форум адвокатов по туризму и путешествиям (ИФТТА) и многие другие.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.