Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
Единой классификации в мире не существует. Однако, в 1989г. ВТО (ЮНВТО) выпустило документ «Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации», которая носит основополагающий характер и может рассматриваться как международный стандарт. Введению единой классификации в мире препятствует ряд факторов, связанных с культурно-историческим развитием государств, осуществляющих туристскую деятельность, их национальными особенностями, различиями в критериях оценки качества обслуживания.
Самыми распространенными классификациями являются:
система звезд, применяемая во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае, России и ряде других стран, участвующих в международном туристском обмене;
система букв, используемая в Греции;
cистема «корон» или «ключей», характерная для Великобритании;
система разрядов и др.
Наиболее распространенной является классификация, в соответствии с которой все гостиницы в зависимости от комфортабельности делятся на категории, условно обозначаемые звездами.
Однозвездочный отель
- Расположение на окраине, или рядом с центром, но в неприглядном месте.
- маленький отель, на 6-10 номеров, который обслуживает одна семья.
- Питания нет
- вход после часа ночи запрещен
- номер: две кровати, тумбочка и стул.
Двухзвездочный отель
- номер - кровать, стол, стул, возможно, раковина.
- телевизор за доп. плату.
- вход – 24 часа
- завтрак есть
Трехзвездочный отель – самая распространенная во всем мире разновидность отелей.
- номера одноместные и двухместные как с одной большой кроватью, так и с раздельными. Возможна доп.кровать.
- оснащение: телефон, телевизор, возможно, мини-бар.
- завтрак предоставляется
- наличие доп. Услуг (по выбору отеля)
- вход 24 часа
Четырехзвездочный отель – отели с высоким уровнем сервиса, рассчитанные на людей, чьи заработки по европейским стандартам средние и выше среднего.
- повышенный уровень комфортности и удачное месторасположение
- обязательно наличие охраняемой автостоянки.
- наличие множества дополнительных бесплатных услуг, возможность пользоваться тренажерными залами, кортами и бассейнами и различными отельными шоу, например, дискотеками.
- номер меблирован как обычная жилая комната, со стандартной бытовой техникой. Цветной телевизор с дистанционным управлением, холодильник, мини-бар, кондиционер, охранная система, мини-сейф, обязательно телефон с выходом на межгород.
- есть номера улучшенных категорий
- завтрак предоставляется.
- есть ресторан, где можно пообедать и поужинать.
Пятизвездочный отель
- обязательно наличие нескольких ресторанов (с европейской и национальной кухней), баров, ночного клуба и магазинов.
- наличие парикмахерской и прачечной, фитнес и бизнес центров, бассейна и косметических кабинетов
- номера: от одноместных с одной кроватью до многокомнатных апартаментов.
- номер предоставляет полный набор необходимых косметических средств в ванной, тапочки перед кроватью, мини-бар, телефон, цветной телевизор, кондиционер и другие предметы роскоши, облегчающие быт.
В Грециипользуется популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах отелей можно увидеть и привычные звезды. Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, В, С, D. Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездному уровню, B - трехзвездному, C - двухзвездному. Гостиницам высшей категории в Греции нередко присуждается категория «de Luxe». Однако, несмотря на приведенную классификацию, средства размещения Греции, имеющих одинаковые категории, могут существенно различаться между собой. В отелях категории «С» (2 *) предлагают минимальный набор услуг и расположение не на побережье моря. Гостиницы категории «В» (3 *), если находятся в курортной зоне, то почти всегда - на морском побережье. Гостиницы категории «А» (4 *) характеризуются уровнем обслуживания.
Классификация английских гостиниц достаточно сложна. Как правило, на фасаде отелей изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» «на звездный», необходимо от общего числа корон отнять одну.
Но наиболее правильной считается классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств- British Travel Authority (BTA):
бюджетные гостиницы (1 звезда) Расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
гостиницы туристского класса (2 звезды). Располагают баром и рестораном;
гостиницы среднего класса (3 звезды). Уровень обслуживания достаточно высок;
гостиницы первого класса (4 звезды). Очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
гостиницы высшей категории (5 звезд). Уровень обслуживания и проживания экстракласса.
Обязательная классификация включает пять категорий «звезд» черного и красного цветов. Каждое предприятие инспектируется ежегодно. Этим занимается Автомобильная Ассоциация Великобритании. Классификация проводится по специальным критериям. Эту работу выполняют хорошо подготовленные инспекторы, которые регулярно и очень тщательно обследуют здания гостиниц. Отели проверяются анонимно. Поселившись на одну сутки под видом обычного клиента и получив утром счет, инспектор называет себя руководству и после этого проводит детальную проверку всего предприятия. При получении положительной оценки и присвоении заслуженной количества звезд отель инспектируется так ежегодно.
При смене собственника гостиницы автоматически теряют свою квалификационную оценку и должны аттестоваться под руководством нового владельца. Оплата за работу с аттестации отеля зависит от размеров, обеспеченности оборудованием. Кроме того, оплачивается регистрация присвоенной категории.
Сначала, как правило, отели присваиваются «звезды» от 1 до 5 черного цвета. Они характеризуют соответствие заведений гостеприимства единственным принятым в стране стандартам. Кроме черных звезд, гостиницам присваиваются дополнительные оценки в процентах. Проценты отражают качественную разницу обслуживания в гостиницах и одинаковым количеством звезд. Эту оценку в процентах ставит инспектор, руководствуясь своими личными впечатлениями от обслуживания.
Гостиницам, которые обеспечивают прекрасный уровень гостеприимства и комфорта, присваивают от 1 до 5 «звезд» красного цвета. Такая оценка присваивается ежегодно определенной группе отелей, признанных лучшими в своей категории. В этом случае процентная оценка за качество не обязательно.
Согласно немецкой классификации, гостиничные предприятия делятся на 5 классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу предполагается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:
Туристский класс - 1 *;
стандартный класс - 2 *;
комфортный класс - С *;
первый класс - 4 *;
люкс-5 *.
Немецкая классификация устанавливает требования по 22 обязательным и независимыми от класса предприятий критериям:
работа службы приема (reception)
сервис завтраков;
сервис напитков;
сервис питания;
'наличие телефона в номере;
работа телефона
7). Минимальная площадь для 75% номеров, включая площадь санузла;
санитарный комфорт (в% к общему оснащению санузлов)
оснащение санузлов;
наличие «suite»-HOMepiB (номеров-апартаментов)
меблировка и оснащение номеров;
наличие радио и ТВ-приемников в номере;
наличие подарков для гостей;
услуги стирки и глажки;
наличие сейфов;
количество и состояние холлов;
возможность безналичного расчета;
наличие телефакса;
количество и режим работы гостиничных баров;
количество и режим работы ресторанов;
возможность проведения конференций и банкетов;
количество дополнительных (факультативных) услуг.
Относительно последнего требования установлена такое количество дополнительных услуг:
Для гостиниц туристического класса - 0;
Стандартного - 25;
Комфортного - 70;
Первого класса - 120;
Класса «люкс» - 270.
Классификация итальянских гостиницдостаточно запутанная, официальной «звездной» шкалы в стране нет. Гостиничная база Италии представлена 40 тыс. гостиниц, разбросанных по всей стране. Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы дифференцируются по трем категориям. Первую категорию можно условно отнести к четырехзвездной; вторую категорию- к трехзвездной, третью категорию- к двухзвездной. К наиболее отличительным особенностях итальянских гостиниц следует отнести их небольшие размеры .
В Испаниитакже существует градация средств размещения по категориям:
гостиницы - пяти категорий от 1 до 5 звезд;
дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и др. - от 1 до 4 звезд;
постоялые дворы - от 1 до 3 звезд;
пансионы - трех категорий.
Кроме того, в Испании существуют государственные предприятия приема туристов, находящиеся в подчинении у Государственного министерства по туризму. К ним относятся старые крепости, замки, дворцы, которые оборудованы как отели «люкс».
Ассоциация гостиниц Скандинавии(Дания, Швеция, Норвегия) имеют свою межнациональную классификацию. Она построена по французскому или европейским типом, только класс отелей обозначается не «звездами», а «солнцами». Знак имеет вид половинки солнца, которое восходит на фоне неба. Класс отеля определяют эксперты Ассоциации. В скандинавских странах приняты единые обозначения услуг в виде пиктограмм, которые широко используются во всех каталогах Ассоциации. Благодаря этому клиент сразу получает полную информацию о том, какое обслуживание ожидает него в гостинице.
При классификации гостиниц в Египтетакже используются звезды, но по сравнению с европейской системой они несколько завышены (примерно на 1-2 звезды).
Израиль– высококлассный курортно-гостиничный комплекс на берегах Средиземного и Красного морей. Количество гостиниц ежегодно растет, а звездная классификация, существовала там еще 10 лет назад, аннулирована. Вместо нее используется дифференциация гостиниц по трем категориям. Все же, работники туристических фирм для удобства продолжают оценивать отели Израиля по звездной шкале. В трехзвездочных гостиницах Израиля клиенты могут получить минимально необходимый для полноценного отдыха набор услуг. Четырехзвездные отели отличаются от предыдущих не только большим комфортом, но и лучшим местоположением и выше уровнем обслуживания. Отели высшей категории характеризуются особым шармом и аристократизмом, отвечают всем установленным требованиям.
В Китае, кроме пятизвездочной системе, используется своя специфическая шкала, согласно которой в простейших средств размещения относятся «гостевые дома» (zhaodaisuo) - Постоялые дворы или хостелы, напоминающие студенческие общежития. Более комфортными "считаются« дома для гостей »(bin-guan) - это гостиницы двух-трехзвездочного уровня. В престижных средств размещения, которые соответствуют требованиям к гостиницам 3-4 *-й категории, относятся туристические гостиницы, а к гостиницам 4-5 *-й категории - «винные дома» (Jindian). При этом китайские стандарты отнюдь не уступают европейским.
Индийскаясистема классификации отелей также имеет пять категорий: «1 звезда», «2 звезды», «С звезды», «4 звезды» и «5 звезд», присваивает специальная комиссия на основе балльной оценки. При этом каждому пункту присваивается возможна максимальная оценка, а комиссия может по своему усмотрению дать в 15 баллов за любые, не предусмотренные квалификационными требованиями, дополнительные услуги. Для получения той или иной категории необходимо набрать установленную для каждого класса минимальную сумму баллов, причем их количество по каждому пункту должна составлять не менее 50% от максимальной оценки: «1 звезда» - 100 баллов; «2 звезды» - 150 баллов; «С звезды» - 210 баллов, «4 звезды» - 260 баллов, «5 звезд» - 290 баллов.
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация гостиниц и гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, имеют существенные различия.
Собственный подход к классификации гостиниц имеют гостиничные цепи. Преимущественно в них выделяются не категории, а марки, распространяющиеся на все отели конкретного цепи. В каждой марке может учитываться не только уровень комфорта, но и назначения, местоположение и некоторые другие критерии. Например, большой европейский гостиничный цепь Accor (Франция) предлагает несколько марок предприятий, характеризующиеся разнообразной палитрой услуг и цен:
Sofitel-5 *,
Novotel-4 *,
Mercury - 3 *, которая по уровню комфорта и ценам делится "еще на 3 группы: Relais / Inn - предлагает стандартные номера, качественное обслуживание по умеренным ценам; Hotell / Mercury - услуги высокого уровня, индивидуальное обслуживание, комфортабельное размещение; Grand Hotell - прекрасное расположение отеля, изысканный комфорт и высокий уровень обслуживания круглосуточно.
Ibis -2 *;
Etap -1 *;
Formule 1 - без звезды.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.