logo search
AFK-Tom-2

11.2. Конкретизация целей и задач адаптивного спорта

Уточнение отличительных особенностей адаптивного спорта позволяет конкретизировать его основные цели и задачи.

Главной целью адаптивного спорта является максимально возможная самореализация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни и, как следствие, – социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.

Для самих занимающихся основная цель участия в адаптивно-спортивной (учебно-тренировочной и соревновательной) деятельнос-ти состоит в приобщении их к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интел-лектуальных и других ценностей физической культуры, формировании собственной спортивной культуры.

Важно отметить, что участие инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в занятиях адаптивным спортом, и особенно в со-ревнованиях различного уровня – от местных, региональных до все-российских и крупнейших международных (Паралимпийских, Сурдлим-пийских, Специальных олимпийских игр) – имеет большое значение не только для них, но и для всех членов общества. Так, в решении коллегии Федерального агентства по физической культуре и спорту по вопросу «Об итогах участия российских спортсменов в XII летних Па-ралимпийских играх 2004 года в Афинах (Греция) и XX летних Сурдлим-пийских играх 2005 года в Мельбурне (Австралия) и задачах подготовки к XIII летним Паралимпийским играм 2008 года в Пекине (Китай) и XI летним Сурдлимпийским играм 2009 года в Тайпее (Тайвань)», состояв-шемся 25 мая 2005 года (№ 3/2), четко определяется, что основной целью участия российских спортсменов в Паралимпийских и Сурдлим-пийских играх является демонстрация убедительного примера лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, в первую очередь детям, подросткам и молодежи, «...как можно совершенствоваться духовно и физически, преодолевать трудности и побеждать прежде всего самого себя...». При этом подразумевается, что эффективность этого примера многократно выше при условии успешных выступлений российских спортсменов на Паралимпийских и Сурдлимпийских играх.

Демонстрация выдающихся достижений спортсменов-инвалидов, особенно если им удается установить рекорды мира или Паралимпийс-ких игр, является мощным средством формирования активной жиз-ненной позиции, установок на здоровый образ жизни, интересов и по-требности в собственном физическом совершенствовании не только у инвалидов и лиц с устойчивым ограничением физических возможнос-тей, но и у студентов и учащихся специальных медицинских групп вузов и общеобразовательных школ (О.Э. Аксенова, 2003), а также у здоро-вых людей, ведущих пассивный образ жизни, имеющих вредные при-вычки (С.П. Евсеев, 2004).

Эти обстоятельства необходимо учитывать всем, кто занимается пропагандой здорового стиля жизни у широких слоев населения нашей страны, воспитанием подрастающего поколения, где все более отчетливо проявляются негативные тенденции (употребление алкоголя, сигарет и даже психоактивных веществ).

Конкретизация целей адаптивного спорта позволяет уточнить его основные задачи, которые решаются в контексте коррекционной, компенсаторной и профилактической работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Овладение высоким уровнем спортивного мастерства в избранном виде двигательной деятельности и достижение максимального (рекордного) результата в конкретном виде адаптивного спорта.

Формирование спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере.

Освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных, двигательных, интеграционных и других ценностей физической культу-ры (например, наиболее эффективно формирующиеся в адаптивном спорте мобилизационные ценности способствуют рациональной орга-низации своего стиля жизни, проявлению внутренней дисциплины, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решения, настой-чивости в достижении цели и др.).

Освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, ассоциации, выполнение функции судьи, помощника тренера, организатора соревнований и т.п.).

Расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности.

Повышение уровня качества жизни.

Одним из определяющих условий для успешного решения перечис-ленных задач является распространение основных положений системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленно-сти на детей инвалидов и детей с устойчивыми ограничениями физи-ческих возможностей, утверждение на федеральном уровне норматив-но-правовых документов, регламентирующих деятельность такой сис-темы. Здесь имеется в виду обеспечение возможностей для детей-инва-лидов заниматься в детско-юношеских спортивных школах и подобных учреждениях: как за счет открытия специализированных детско-юно-шеских спортивно-оздоровительных школ, так и включения отделений адаптивного спорта в обычные детско-юношеские спортивные школы.