Характеристика и классификация средств размещения в России
В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с "Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям", утвержденным Постановлением Госкомцен СССР от 2.03.1979 года № 154. Данное Положение распространялось на все гостиницы и мотели, независимо от их ведомственной подчиненности, и предполагало подразделение гостиниц на семь разрядов: люкс, высший А, высший Б, первый, второй, третий, четвертый; мотелей - на пять разрядов: высший А, высший Б, первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, первая, вторая, третья, четвертая.
Обязательным условием присвоения разрядов являлось соблюдение предусмотренных Положением минимальных требований, объединенных в следующие группы:
общие требования;
коммунальное оборудование здания;
лифт;
информационные услуги;
общественное питание;
характеристика номерного фонда;
торговое и бытовое обслуживание;
банковские услуги, сберкасса и пункт обмена валюты;
медицинский пункт с круглосуточным дежурством медперсонала, аптечный киоск;
культурно-спортивное обслуживание.
В 1994 году в РФ были разработаны "Положение о критериях классификации гостиниц", "Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации", а также принят ГОСТ Р 50645-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц", согласно которому все гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от одной до пяти звезд, мотели - на четыре категории с присвоением от одной до четырех звезд.
Минимальные требования к гостиницам (мотелям) различных категорий, предусмотренные данным стандартом, объединены в следующие группы:
1. Здание и прилегающая к нему территория (вывеска, вход для гостей, автостоянка).
2. Техническое оборудование (аварийное освещение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, внутреннее радиовещание, лифт, телефонная связь из номера, телефоны коллективного пользования).
3. Номерной фонд: доля мест в одно-, двухместных номерах, наличие многокомнатных номеров (апартаментов), площадь номеров, наличие и площадь санузлов в номерах.
4. Техническое оснащение (двери и замки, охранная сигнализация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, освещение, электророзетки, отопление, наличие регулятора кондиционирования воздуха, телефонного аппарата, таймера, радиоприемника, телевизора, холодильника, мини-бара, мини-сейфа).
5. Оснащение мебелью и инвентарем (минимальные размеры кроватей, наличие комплекта постельных принадлежностей и белья, прикроватного коврика, ковров и ковровых покрытий пола, прикроватной тумбочки, шкафа, вешалки для верхней одежды и головных уборов, стульев, кресел, столов (письменного, журнального), полки для багажа, подставки под телевизор, плотных занавесей (или жалюзи), обеспечивающих затемнение помещения, зеркала, щеток (одежной, сапожной), комбинированного ключа (для открывания бутылок), графинов, стаканов, набора посуды для мини-бара, пепельниц, информационных материалов в номере (в том числе и на иностранных языках), набора письменных принадлежностей (конвертов, почтовой бумаги, ручки, карандаша), противопожарной инструкции, инструкции о действиях в экстремальных условиях, характерных для данного места (оползни в горах, землетрясение и т.д.).
6. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера (наличие зеркала и полки для туалетных принадлежностей, занавески в ванной, коврика, фена, полотенцедержателя, крючков для одежды, полотенец (на каждого гостя), махровой простыни, банной шапочки (на каждого гостя), банных тапочек (на каждого гостя), туалетных принадлежностей, салфеток, туалетной бумаги, крышки и щетки для унитаза, корзин для мусора, пакетов для предметов гигиены, прачечной, химчистки).
7. Санитарные объекты общего пользования (туалеты, оборудование туалетов, ванных комнат, душевых).
8. Общественные помещения (наличие мебели, специальных напольных покрытий, ковров и ковровых покрытий, декоративного озеленения, художественных композиций, музыкального вещания, газет, журналов, сейфа для хранения ценностей, гардероба в вестибюле, гостиных, помещений для просмотра телепередач, залов для культурных (деловых) мероприятий с оборудованием для синхронного перевода, аудио- и видеоаппаратурой, бизнес-центра, спортивно-оздоровительного центра, плавательного бассейна, медицинского кабинета, парикмахерской, комнат бытового обслуживания, магазинов, торговых киосков и т.д.).
9. Помещения для предоставления услуг питания (рестораны, кафе, бары).
10. Услуги (работа службы приема, услуги швейцара, подноска багажа, утренняя побудка, уборка номера и кроватей горничной, вечерняя подготовка номера, смена постельного белья и полотенец, стирка и глаженье, химчистка, мелкий ремонт одежды, чистка обуви, почтовые и телеграфные услуги, вручение корреспонденции гостям, машинопись, копирование документов, услуги секретаря, стенографиста, посыльного, предоставление в пользование компьютеров, электронных средств связи, видео-, аудиооборудования, хранение ценностей в сейфе администрации, хранение багажа, обмен валюты, организация встреч и проводов, вызов такси, прокат автомобилей, парковка (персоналом гостиницы) и подача из гаража (стоянки) к подъезду автомобиля гостя, техническое обслуживание автомобилей гостей, бронирование билетов на различные виды транспорта, бронирование и/или продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия, туристские и медицинские услуги).
11. Услуги питания (обслуживание, возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое питание, трехразовое питание), работа одного кафе или бара в любое время суток, время предоставления завтрака, бронирование мест в ресторане, обслуживание в номере).
12. Требования к персоналу и его подготовке (наличие письменных стандартов для персонала, квалификация, знание иностранных языков, медицинские требования, внешний вид, требования к поведению).
- География туризма как социально-географическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- Туристские районы отличаются следующими основными признаками:
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского центра.
- Туристские ресурсы - важнейшая часть туристского потенциала территории.
- 7.Классификация и принципы выделения туристских ресурсов.
- Значение туризма в жизни общества.
- Основные понятия туристской индустрии и классификации.
- Понятие туристского продукта, его разработка и потребительские свойства.
- Международный рынок туризма: - его структура и динамика развития.
- Рынок туризма в России – его структура и динамика развития.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятия, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг и его специфика в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы обслуживания.
- Роль транспортных процессов в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - его структура и основные положения.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России, разработанные и принятые на федеральном и региональном уровнях за последние 20 лет.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на ранке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены на турпакет: факторы влияния и методы ценообразования.
- Создание системы распространения и продвижения турпакета.
- Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- Оптовая и розничная продажа туристских услуг.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Понятия и элементы рыночной концепции гостиничного продукта: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование гостиничных услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Типы питания в гостиницах
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Вто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма на Северо-западе рф.
- 99. Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- 101. Оффшорный бизнес и туризм.
- Введение
- Оффшорный бизнес – широкие возможности для вашего дела!
- Ведения основной деятельности (оффшор позволяет работать в сферах туристического, транспортного, рыболовного, банковского, страховочного, инвестиционного бизнеса).
- Основные направления использования оффшорных компаний:
- 102. Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- 103. Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- 104. Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризм/
- 106 Структура туристского рынка рф
- 107. Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма