Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» от 17 января 2007 года существенным образом было изменено правовое регулирование отношений в туристкой индустрии. В первую очередь они коснулись модели договора, заключаемого туроператорами и турагентами с туристами.
С 1 июня 2007 года новая редакция Закона о турдеятельности уже не содержит такого понятия как «тур», а понятие «туристский продукт» определяет иначе (ст. 1):
туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 10 Закона о турдеятельности в новой редакции «реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком». Как видим, в приведенной норме использована формулировка гл. 39 ГК, а именно: одна из сторон названа заказчиком (а не покупателем,, в соответствии с формулировками гл. 30 ГК). Таким образом, законодатель установил, что договора по туристскому обслуживанию являются договорами возмездного оказания услуг и, соответственно, к ним применяются положения гл. 39 ГК «Возмездное оказание услуг».
В настоящее время договора, заключаемые в сфере туристского обслуживания, регулируются:
1. ГК РФ, а именно:
а) подразд. 2 разд. III «Общие положения о договоре»;
б) гл. 39 «Возмездное оказание услуг»;
в) § 1 «Общие положения о подряде» и § 2 «Бытовой подряд» гл. 37 ГК «Подряд» (на основании ст. 783 ГК);
г) ст. 1212 ГК – при регулировании договоров по туристскому обслуживанию, но с участием иностранного элемента.
2. Законом о турдеятельности в новой редакции: ст. 1, 6, 7, 9, 10, 101, 14, 174, 175.
3. Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 (в ред. от 25 ноября 2006 года), а именно гл. I «Общие положения», III «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» (курсив выделен мною – С.В.) и IV «Государственная и общественная защита прав потребителей».
Договор возмездного оказания услуг
Прежде чем обсудить особенности правового регулирования договоров о реализации туристского продукта, рассмотрим положения ГК о договорах возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 779 ГК по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании приведенного определения сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В их качестве могут выступать как физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Обязанностью исполнителя является оказание услуги лично (ст. 780 ГК), обязанностью заказчика является оплата оказанной услуги.
Договор возмездного оказания услуг может быть публичным договором, когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится (ст. 426 ГК).
Предметом договора является личное оказание услуги, причем заказчику важен именно сам процесс совершения исполнителем действий или осуществления им деятельности. Заметим, что по гражданскому законодательству услуги не являются вещью, не имеют материального выражения и, соответственно, не могут быть переданы, но могут быть лишь совершены или осуществлены, так как представляют собой действие или деятельность. Приведем простой пример: отец просит своего сына сходить в магазин и купить пакет молока. В этом случае по заданию отца (заказчика) сын (исполнитель) должен совершить два определенных действия – сходить в магазин и купить пакет молока (то есть оказать услугу), причем отец заинтересован в том, чтобы сын совершил эти действия самостоятельно (то есть лично), в противном случае он мог бы попросить об этом какое-либо другое лицо (сестру или маму).
Цена договора возмездного оказания услуг не является его существенным условием, так как при ее отсутствии в договоре она подлежит определению по правилам п. 3 ст. 424 ГК, устанавливающей, что в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Оказанная услуга оплачивается в порядке и в сроки, предусмотренные договором. В случае невозможности исполнения услуги по вине заказчика, то он обязан оплатить услуги в полном объеме. В том случае, если невозможность исполнения обусловлена обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, то заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.
Статья 782 ГК предоставляет и заказчику и исполнителю возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, но устанавливает различные правовые последствия такого отказа. Если инициатором отказа является заказчик, то он обязан оплатить исполнителю только фактически понесенные им расходы. Если же инициатором отказа является исполнитель, то он обязан возместить заказчику понесенные им убытки в полном объеме. Таким образом, под особой защитой оказывается заказчик.
Статья 783 ГК устанавливает, что нормы § 1 «Общие положения о подряде» и § 2 «Бытовой подряд» гл. 37 ГК «Подряд» применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит положениям гл. 39 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Например, это позволяет при решении вопроса о распределении рисков случайной гибели или случайного повреждения имущества руководствоваться положениями ст. 705 ГК, согласно которой названные риски несет сторона, которая предоставила материалы, оборудование либо иное используемого для исполнения договора имущество.
В отличие от положений ГК, регулирующих продажу товаров или выполнение работ, в гл. 39 ГК не названы отдельные виды возмездного оказания услуг (как, например, розничная купля-продажа или бытовой подряд, которые урегулированы отдельно). Вместо этого законодатель использовал иной подход. В п. 2 ст. 779 ГК приведен примерный перечень договоров, которые подпадают под действие правил гл. 39 ГК: договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению и иных, в том числе и услуг по туристическому обслуживанию. Таким образом, законодателем названы лишь некоторые разновидности договоров возмездного оказания услуг, которые регулируются положениями гл. 39 ГК.
Договор о реализации туристского продукта
Прежде всего, необходимо отметить, что в российском законодательстве существует несколько названий анализируемого договора:
1. Договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК). Это общее название всех договоров, по которым услуги оказываются за плату.
2. Договор по туристическому обслуживанию (п. 2 ст. 779 ГК). Название одной из разновидностей договора возмездного оказания услуг, которое законодатель предполагал использовать в туристской индустрии.
3. Договор (ст. 9 и 10 Закона о турдеятельности в старой редакции). Действительно, просто «договор», без какой-либо конкретизации. Таким образом, всем участникам правоотношений, возникающих по поводу реализации прав физических лиц при совершении путешествий, был дан огромный простор для творчества. Такую сделку можно было назвать и договором по туристическому обслуживанию, и договором о туристическом обслуживании, и договором на реализацию туристического обслуживания, и договором на оказание услуг по организации группового тура, и договором на оказание туристических услуг, и т.д.
4. Договор о реализации туристского продукта (абз. 12 и 18 ст. 1, ст. 9, 10, 101, 14, 171, 174, 175, 176, Закона о турдеятельности в новой редакции). Такое название, как мы полагаем, не соответствует сути этого договора и снова вводит в заблуждение относительно его предмета. Дело в том, что слово «реализация» предполагает продажу товаров, да и ГК применительно к услугам использует другую формулировку – «оказание». Однако в Налоговом кодексе РФ (далее НК) содержится ст. 39, которая называется «Реализация товаров, работ или услуг» и устанавливает, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Вероятно законодатель руководствовался формулировками налогового законодательства, но позвольте, на каком основании? Согласно п. 1 ст. 2 ГК гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, в то время как НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ и его действие распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим кодексом (ч. 1 и 3 ст. 1 НК). Как видим, налоговое законодательство не регулирует договорные отношения, тогда почему же законодатель не использовал формулировки ГК? Представляется, что такой подход законодателя не является обоснованным. Полагаем, что правильнее было бы назвать анализируемый договор в соответствии с формулировками ГК, то есть «договор возмездного оказания туристических услуг» или «договор по туристическому обслуживанию».
Следующий момент, на котором необходимо заострить внимание – это отсутствие легального определения договора о реализации туристского продукта. Ни ГК, ни Закон о турдеятельности (как в старой, так и в новой редакциях) не содержат конкретных определений этого договора. Кроме того, он даже не имеет общепринятого наименования в международной практике и торговле: «Единственным международным правовым актом, содержащим унифицированные нормы, посвященные рассматриваемому договору, является Международная конвенция по контракту на путешествие, принятая в 1970 году (далее - Конвенция), но не вступившая в силу».
Предметом анализируемого договора является туристский продукт, то есть комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта (ст. 1 Закона о турдеятельности в новой редакции).
Полагаем, что законодатель не совсем верно использовал в данном случае слово «продукт», так как оно обозначает, в основном, результат выполнения какой-либо работы[20] или же используется в отношении продовольствия (продуктов питания). В любом случае слово «продукт» обозначает вещь (предмет материального мира), а услуги являются нематериальными. Представляется, что было бы вернее использовать слово «тур», либо словосочетания «туристические услуги» или «туристическое обслуживание». Последние понятия, на наш взгляд, соответствуют формулировкам ГК, поэтому в целях соблюдения единства терминологии в рамках одной отрасли права, логичным было бы именно их использование.
Стороны договора о реализации туристского продукта. Как мы ранее выяснили, в настоящее время к данному договору применяются положения гражданского законодательства о договорах возмездного оказания услуг (то есть положения гл. 39 ГК). Таким образом, в силу положений ГК сторонами договора о реализации туристского продукта являются исполнитель и заказчик. Однако Закон о турдеятельности в новой редакции содержит иные наименования сторон: туроператор, турагент, турист и заказчик туристкого продукта (см. ст.ст. 1, 10, 101 и др. Закона о турдеятельности в новой редакции). Попробуем во всем разобраться, причем основываться мы будем на конструкциях, предложенных гражданским законодательством.
I. Исполнитель – лицо, способное предоставить туристское обслуживание, т.е. организатор путешествия:
1. Туроператор – это юридическое лицо, формирующее, продвигающее и реализующее турпродукт.
В силу положений Закона о турдеятельности в новой редакции ни индивидуальный предприниматель, ни простой гражданин не могут осуществлять туроператорскую деятельность.
2. Турагент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, продвигающее и реализующее турпродукт.
Как видим, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять турагентскую деятельность, однако простые граждане не имеют такого права. Кроме того, турагент не может формировать туристский продукт (в отличие от туроператора). Таким образом, турагент выступает просто как посредник между туроператором, который формирует тур, и туристом (или иным заказчиком).
II. Заказчиком является:
1. Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания (ст. 1 Закона о турдеятельности в новой редакции).
Таким образом, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не является туристом. Однако это вовсе не означает, что индивидуальный предприниматель не может быть туристом. Основной здесь критерий для разграничения – это цель поездки. Если индивидуальный предприниматель имеет целью совершить поездку без занятия деятельностью, связанной с получением дохода, то он также является туристом.
2. Заказчик туристского продукта (иной заказчик) – лицо, приобретающее услуги от имени туриста (не для себя).
Возможность заключения договора в пользу туриста – третьего лица (то есть не для себя лично) следует из ст. 430 ГК РФ и ст.ст. 1, 10, 101 Закона о турдеятельности в новой редакции. Как видим, заказчиком туристского продукта может быть как юридическое, так и физическое лицо, в том числе и сам турист.
Форма договора о реализации туристского продукта. Согласно ст. 10 Закона о турдеятельности в новой редакции договор о реализации туристского продукта может быть заключен исключительно в письменной форме. Это означает, что любые устные соглашения ничтожны и туристам (заказчикам) необходимо соблюдать осторожность и любые дополнительные услуги, а также изменения к договору оформлять письменно.
Условия договора о реализации туристского продукта. К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого с туроператором, относятся (ст. 10 Закона о турдеятельности в новой редакции):
1) полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
2) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
3) сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
4) общая цена туристского продукта в рублях;
5) информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
6) права, обязанности и ответственность сторон;
7) условия изменения и расторжения договора;
8) сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий;
9) сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, заключаемого с турагентом от своего имени реализующим турпродукт, относятся (ст. 101 Закона о турдеятельности в новой редакции):
1) все существенные условия договора о реализации турпродукта, заключаемого с туроператором;
2) полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;
3) информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор;
4) информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 174 Закона о турдеятельности, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Иные условия договоров о реализации туристского продукта, заключаемых как с туроператором, так и с турагентом, могут быть определены по соглашению сторон.
Права и обязанности сторон по договору о реализации туристского продукта.
Права и обязанности туриста установлены ст. 6 и ст. 7 Закона о турдеятельности соответственно. Не будем их цитировать, но обратим внимание, что законодатель изменил абз. 5 ст. 6 анализируемого Закона, установив право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом. В старой редакции это положение выглядело так: возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом. С одной стороны, вроде бы как мало что изменилось, но если капнуть глубже, то мы увидим, что при купле-продаже покупатель в редких случаях имеет право предъявить претензии к продавцу. В данном случае законодатель позаботился о большей защите право туриста, так как в случае оказания услуги не соответствующей условиям договора последний имеет право предъявить претензии к туроператору (или страховой компании), что просто не возможно в случае заключения договора купли-продажи при таких же условиях.
Ну и основное нововведение – право туриста (иного заказчика) предъявить письменное требование о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы непосредственно организации, предоставившей финансовое обеспечение.
Основная обязанность туроператора – обеспечение оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт (см. ст. 9 Закона о турдеятельности в новой редакции).
Кроме того, туроператор (турагент) обязаны предоставить гарантии оплаты медицинской помощи в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены такие требования.
Помимо этого, на основании положений ст. 14 Закона о турдеятельности в новой редакции, туроператоры и турагенты обязаны при заключении договора о реализации туристского продукта представить туристу или иному заказчику достоверную информацию:
- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
- об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
- об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
- о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
- об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
- о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
- об иных особенностях путешествия.
Цена договора о реализации туристского продукта.
В отличие от положений ГК о договорах возмездного оказания услуг Закон о турдеятельности в новой редакции прямо устанавливает, что общая цена договора о реализации туристского продукта является его существенным условием (при отсутствии которого, договор будет считаться незаключенным), причем цена должна быть определена в рублях.
Закон о турдеятельности в новой редакции устанавливает, что условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта.
Согласно ст. 1 Закона о турдеятельности в новой редакции туристская путевка – это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
В случае же невозможности исполнения договора или одностороннего отказа от его исполнения действуют те же положения ГК, что и в отношении договоров возмездного оказания услуг.
Изменение или расторжение договора о реализации туристского продукта.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
1) ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
2) изменение сроков совершения путешествия;
3) непредвиденный рост транспортных тарифов;
4) невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
Правовое последствие расторжения договора оказания туристических услуг – прекращение обязательств сторон. При этом возмещение убытков, причиненных расторжением договора, осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. Выплачиваемая в качестве возмещения убытков сумма не может превышать двукратного размера стоимости туристского продукта.
Ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта.
Особенностью данного договора является возможность туроператора привлекать к исполнению договора третьих лиц, что вытекает из смысла ст. 780 ГК, устанавливающей, что исполнитель обязан оказывать услуги лично, если иное не предусмотрено договором оказания услуг. Согласно ст. 9 Закона о турдеятельности туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
При данной конструкции ответственность перед кредитором за действия третьих лиц в соответствии со ст. 403 ГК РФ несет непосредственно должник, что позволяет урегулировать правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения третьими лицами обязательств по оказанию соответствующих услуг.
Согласно ст. 9 Закона о турдеятельности туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц. Туроператор отвечает перед туристами и (или) иными заказчиками также за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами в пределах своих обязанностей (полномочий).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- География туризма как социально-географическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- Туристские районы отличаются следующими основными признаками:
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского центра.
- Туристские ресурсы - важнейшая часть туристского потенциала территории.
- 7.Классификация и принципы выделения туристских ресурсов.
- Значение туризма в жизни общества.
- Основные понятия туристской индустрии и классификации.
- Понятие туристского продукта, его разработка и потребительские свойства.
- Международный рынок туризма: - его структура и динамика развития.
- Рынок туризма в России – его структура и динамика развития.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятия, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг и его специфика в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы обслуживания.
- Роль транспортных процессов в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» - его структура и основные положения.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование туристской деятельности
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России, разработанные и принятые на федеральном и региональном уровнях за последние 20 лет.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на ранке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены на турпакет: факторы влияния и методы ценообразования.
- Создание системы распространения и продвижения турпакета.
- Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- Оптовая и розничная продажа туристских услуг.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Понятия и элементы рыночной концепции гостиничного продукта: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование гостиничных услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Типы питания в гостиницах
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Вто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма на Северо-западе рф.
- 99. Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- 101. Оффшорный бизнес и туризм.
- Введение
- Оффшорный бизнес – широкие возможности для вашего дела!
- Ведения основной деятельности (оффшор позволяет работать в сферах туристического, транспортного, рыболовного, банковского, страховочного, инвестиционного бизнеса).
- Основные направления использования оффшорных компаний:
- 102. Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- 103. Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- 104. Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризм/
- 106 Структура туристского рынка рф
- 107. Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма