Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
Туристская индустрия, в соответствии с российским законодательством, представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
В настоящее время на туристическом рынке действуют два вида таких организаций: туроператор и турагент.
Термины «туроператор» и «турагент» определяют направление предпринимательской деятельности фирмы или компании. Эти названия показывают отношения организаций к создаваемому турпродукту.
Турпродукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию клиентов на отдыхе и в путешествии:
Транспортные фирмы
Гостиницы
Рестораны и пр.
Экскурсионные бюро
Музеи, выставки
Парки аттракционов
Досугово-развлекательные предприятия
Видеобизнес
Азартные предприятия
Спортивные и курортные организации
Комплектацией туристского продукта, т.е. формированием услуг под названием «тур», занимаются туроператоры.
Туроператор производит дифференцированные турпродукты из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов. Турагент реализует турпродукт клиенту в виде комплекса (инклюзив-тур) либо в виде свободного набора услуг.
Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами, взаимодействует с поставщиками, обеспечивает функционирование туров, предоставляет услуги рекламно-информационных изданий, рассчитывает цену на тур, после чего передает их в систему реализации или турагентам.
Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Он добавляет к приобретенному туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения и наоборот.
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение с поставщиком услуг и конечного потребителя. Надо учитывать, что клиенты обычно сильно разобщены как по времени, так и территориально. В этом отношении крайне важен правильный подбор поставщиков услуг, основанный на профессиональном знании туррынка, особенностей соответствующего бизнеса и рычагов его развития.
Основные функции туристских организаций:
Комплектующая – работа в основном рецептивного ТО. Для инициативного ТО – комплектация туров из рецептивных туров. Для ТА – комплектация пакетов туров с транспортными и другими видами услуг.
Сервисная – обслуживание туристов на маршрутах, в офисе при продаже туров
Гарантийная – предоставление туристам гарантий по заранее оплаченным туристским услугам с условленным качеством и на условленном уровне. Согласно международному и российскому законодательству, полную ответственность за обслуживание несет та организация, которая сформировала и продала туристу пакет услуг независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или их предоставляет третье лицо.
Обычно ТО – более крупная компания, чем ТА. Она имеет головной туроператорский офис и несколько филиалов, которые объединены в агентскую сеть. Некоторые компании имеют агентские сети по всему миру (ThomasCook). Независимо от наличия собственной агентской сети, ТО заключает агентские соглашения с независимыми ТА на продажу своих туров.
ТА и ТО могут иметь различные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными, но суть предпринимательской деятельности и рыночные функции от этого не меняются.
Главной рыночной задачей турагента, как и туроператора, является приобретение устойчивого положения на туррынке и, как следствие, получение устойчивой прибыли. Необходимо найти свою нишу, свой сегмент потребителей на основе дифференциации туррынка.
Различия по системе доходов:
ТО покупает некоторый турпродукт, его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи. Очень часто он приобретает отдельные услуги, из которых потом формирует комплексный турпродукт со своим процессом ценообразования.
ТА, действуя как розничный продавец, получает прибыль из комиссионных за продажу чужого турпродукта. Он реализует турпродукт часто как отдельные услуги по реальным ценам ТО
Различие по принадлежности ТП
ТО всегда имеет запас ТП для продажи
ТА запрашивает определенный продукт или услугу только когда клиент выражает к этому свой потребительский интерес
Инициативные туроператоры – операторы, которые отправляют туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими операторами или непосредственно напрямую.
Операторы, в отличие от агентов, занимаются комплектацией тура, состоящего не менее чем из 3 продуктов.
Инициативный ТО формирует сложные маршруты, комплектуя их из услуг местных ТО в разных местах посещения, и тем самым обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и пр. Это выездные ТО и внутренние ТО.
Рецептивные ТО комплектуют туры и программы обслуживания на местах приема, используя при этом прямые договора с поставщиками. Это ТО на приеме и внутренние ТО.
Функции ТО:
Изучение потребностей потенциальных туристов на турах
Составление перспективных программ обслуживания туров, апробация их на рынке с целью выявления соответствий потребностям туристов
Взаимодействие на договорной основе с:
Предприятиями размещения, питания, транспортными, экскурсионными и пр.,
Фирмами, оказывающими бытовые услуги
Администрацией спортивных сооружений
Менеджерами шоу-, кино-, театральных представлений,
Дирекцией заповедников, заказников, парков
Местными муниципальными властями
Взаимодействие должно носить как перспективный, так и текущий характер
Расчет стоимости тура и определение его цены с учетом ситуации на рынке.
Обеспечение туристов всеми необходимыми материалами рекламно-сувенирного характера, специальным снаряжением и инвентарем
Подготовка и подбор, назначение на маршруты кадров, которые будут выполнять функции контакта с туристами, координации и контроля за выполнением программ обслуживания
Рекламно-информационная деятельность по продвижению своего турпродукта
Продвижение и реализация туров потребителям через систему турагентств
Контроль за надежностью и качеством обслуживания
Оперативная связь с туристами во время обслуживания и решение возникающих у них вопросов
Функции турагента:
Доведение достоверной информации о туре потенциальному клиенту. Полное и широкое освещение возможностей отдыха по имеющимся турам, направлениям, курортам, ценам
Продвижение туров с помощью рекламы на региональном рынке за свой счет под свою финансовую ответственность
Бронирование тура, получение подтверждения о бронировании, заключение договора с туристов
Организация продажи турпродукта в соответствии с современными методами торговли, а также использования при этом специфики и особенностей турпродукта
Комплектующая функция – приобретение у ТО дополнительных услуг, обеспечивающих максимальное удобство для туриста
Туробразующая функция – возможность приобретения ТА различных услуг у различных ТО и самостоятельного формирования турпродукта
Турагентства могут иметь различные формы:
Турагентство по продаже туров, которые сформированы ТО на условии комиссионных вознаграждений
Транспортно-туристские агентства, организующие транстуры, с авиационно-транзитные предприятиями, с жд предприятиями
Турбюро при ТО
Потребности в турагентстве возникают по ряду причин:
Необходимость продвигать туры в других регионах
Необходимость доведения туров до клиента
Отсутствие у ТО возможности самостоятельно обслуживать всех отправляемых им клиентов
Основной задачей деятельности ТО является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания, а для ТА – продажа тура населению. Продукт весьма специфичен и включает в себя:
Маршрут, специально разработанный
Тур с утвержденной программой обслуживания
Услуги, предоставляемые дополнительно
Товары, соответствующие туристскому обслуживанию
Современное состояние туристского спроса и предложения диктует понятие, что турпродукт, формируемый туроператором и реализуемый турагентом, должен быть дифференцирован. Чтобы он продолжал существовать, для ТА важно найти свой, неудовлетворенный сегмент рынка.
Продукт, продаваемый ТО, исключительно своеобразен и непохож на продукцию большинства других видов предпринимательства. С одной стороны, для большинства ТФ объектом продажи являются транспортные услуги с размещением в гостиницах или кемпингах. Многие агентства также продают страховые полисы для путешественников, также сумки и чемоданы, делают паспортные фото. Тем не менее, следует помнить, что, говоря о продаже мест в самолете, поезде или круизе, ТА на самом деле лишь оказывает клиенту помощь в приобретении указанного места, т.е. фактически в получении этого всего во временную аренду.
ТО помогает качественному выбору и комплектации в соответствующем выбору и друг другу качестве услуг. Кроме того, совершает оптовые покупки, проводит оптовую аренду мест в средствах размещения и перевозке. Способствует снижению цен на соответствующие услуги по сравнению с розничными ценами. Вместе с ТА они доводят продукт до потребителя.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.