68.Эффективные технологии спортивного и экстремального видов туризма. Наиболее популярные предложения экстремального туризма в рф и за рубежом: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
В спортивном туризме соревнования проводятся на многих дистанциях, но только на пешеходных дистанциях (в том числе их можно проводить почти полностью за счет стартовых взносов. Такое положение дел свидетельствует том, что спортивный туризм (пусть и только на пешеходных дистанциях) как спорт состоялся. С чем и поздравляю лидеров вида спорта.
Вместе с тем нельзя не заметить, что подавляющее большинство тренеров приезжающих на детские туристские соревнования, зарплату за это получают в системе образования (что в смысле спорта печально, потому что достижения их воспитанников никак не отражаются на получаемой ими зарплате). На взрослые туристские соревнования тренеры могут приезжать уже не только за зарплату образования, но и за зарплату от ведомства спорта (таких, к сожалению, мало) или просто за свой интерес. Зато большинство спортсменов, участвующих во взрослых соревнованиях, свои занятия туризмом начинало в образовании: не в спортшколах, а в кружках домов творчества юных, в школьных кружках и т.д. Сегодняшняя массовость соревнований на пешеходных дистанциях во многом объясняется тем, что в прошлые времена массовым был детско-юношеский туризм. Это естественно, но и из этого следует то, что если подсистема детского образования разрушится, а новая система спорта не будет создана, через некоторое время прекратятся и детские, и взрослые официальные туристические мероприятия. Сначала прекратятся соревнования на командных дистанциях, потом, хотя и не обязательно скоро, дойдет черед и до личных соревнований.
На соревнованиях на пешеходных дистанциях никогда не будет необходимого количества судей этапов, чья бы квалификация была сравнимой с квалификацией тренеров. Тренеров на соревнования приезжает не больше десятка (на самом деле – не больше четырех пяти человек), а квалифицированных судей требуется в разы больше. В такой ситуации судейство ни когда не будет хорошим, и чтобы эту ситуацию изменить, необходимо изменить подходы к судейству.
Придуманная необходимость доведения до участников излишней информации по дистанции (длина этапов, диаметр опор и т.д.) «выкручивает руки» организаторам соревнований. Как они ни стараются, где
Количество снаряжения, используемого участниками при движении по дистанции, имеет тенденцию к увеличению, что удорожает экипировку участника. Соревнования перестают быть дешевы ми, какими некогда были туристские соревнования.
Соревнования обходятся дорого не только участникам. Официальное проведение соревнований ставит организаторов перед необходимостью многочисленных согласований места проведения соревнований, перед необходимостью оплачивать всевозможные экспертизы, оплачивать вывоз мусора, аренду биотуалетов, порой – аренду пожарных машин, машин скорой помощи, услуги охранников. В результате проведение соревнований на двадцать призами, судейской зарплатой и хозрасходами) в 350 – 400 тысяч рублей.
Серьезных спонсоров в туризме как не было, так и нет (все пытаюсь понять, почему же?), а без них, кто «поднимет» технически не простой, не дешевый и не олимпийский вид спорта, в котором, к тому же и качественного судейства нельзя достичь «в принципе»?
Всевозможные хитрости, специальные приспособления, ускоряющие работу команд на дистанции, но не применимые в реальных походных условиях, начали придумывать еще в шестидесятых семидесятых годах прошлого века. И разговоры об особенностях судейских методик, о наличии разных подходов к судейству начались примерно тогда же. Все годы своего участия в соревнованиях я говорил, что соревнования должны проводиться по единым правилам для детей и для взрослых, в Свердловске или в Ленинграде – без разницы. Я говорил, что в настоящее время техника работы на этапах соревнований имеет мало общего с техникой преодоления естественных препятствий маршрута похода, но что это ничего не меняет. Если авторы правил предложат бегать по бревну пятками вперед – побежим пятками, потому что таковы правила. Когда мне говорили, что такие соревнования теряют связь с путешествиями, теряют свой смысл, я отвечал: а какой смысл есть, например, в легкой атлетике? Какой смысл в беге по кругу? Какой смысл в спортивной ходьбе, в которой нельзя отрывать обе ноги от дорожки одновременно? Или, например, какой смысл присутствует в керлинге? Но люди бегают, ходят, катают шары и ночные посудины! Значит, им это нравится, и в этом весь смысл. Ну а кому зрелищность вида спорта организаторы соревнований на пешеходных дистанциях вплотную подошли
тому, чтобы отказаться от безопасности. И это изменило ситуацию в принципе. Новое в спортивном туризме: страховка не осуществляется, а лишь имитируется! Соблюдение реальной техники безопас ности не гарантируется (подробнее об этом рассказано в статье Э. Е. Циперсона)! И вот уже я услышал рассуждение туриста про соревнования на туристских дистанциях. Суть рассуждения сводилась к тому, что на соревнованиях закладывается алгоритм действий, все еще похожий на алгоритм действий туриста при преодолении естественных препятствий маршрута, но алгоритм уже только похожий – не правильный.
Привыкнув к нему на дистанции, турист использует его и на маршруте, а, использовав, скорее всего тут же поплатится. Из этого следует, что туристы соревнования на туристских дистанциях, а спортсменов рое, скорее всего, не окажется эффективным, нельзя выпускать на маршруты. Выводы из этого вывода каждый из нас способен сделать самостоятельно.
А если соревнования не безопасны, на них нельзя привозить детей. Нельзя рисковать ни детьми (этого нам не простят их родители), ни организаторами соревнований, которые пострадают при разборе несчастного случая. Но в одном и том же виде спорта нельзя придумывать правила: одни для детей, другие – для взрослых. Если люди до 18 лет привыкают соревноваться по одним правилам, а после 18 должны переучиваться, вместе с этим и прощай спорт, и да здравствует физкультура!
Туристские дистанции выходят из леса, поэтому лагеря и костры, а также сажевая чумазость туристовщиков в местах скопления нетуристов табора. Если туристы не поднимут уровень собственной цивилизованности хотя бы на время пребывания в условиях цивилизации (для этого нужно отказаться от привычки ночевать на полу, от костров и горелок и перейти на проживание в гостиницах, на питание в кафе и столовых), какой имидж будет у вида спорта «спортивный туризм» в глазах не только болельщиков, но и ничего не понимающих в туризме чиновников? На чиновников может быть наплевать, но только в том случае, если не просить денег у них.
Вот такие вот проблемы и выводы. Всех решений я не нашел, но совершенно очевидно, что: Необходимо существенно ограничить количество снаряжения, допустимого для использования на дистанции. Например, прописать две веревки по 50 метров и 20 карабинов на команду, и пусть команды думают, как их эффективней использовать.
Нужно прекратить мерить опоры. Гарантировать нужно только одно: с указанным количеством снаряжения дистанцию можно пройти. Остальное пусть становится известным лишь на дистанции.
Сделать обязательным заблаговременную подачу тактических и технических заявок. Судья не обязан в секунды разобраться в том, над чем тренер думал неделями.
Судей готовить отслеживать лишь безопасность. При нарушении техники безопасности команды снимать. Ошибка судьи является частью соревнований даже в футболе, в котором крутятся немалые деньги и которым увлекаются миллионы. Не все, что может себе позволить футбол, может позволить спортивный туризм. Но такое отношение к судейским ошибкам он может позволить.
Поскольку судья избавляется от необходимости смотреть за каждым шагом спортсмена и слишком многое фиксировать в протоколе, судей на дистанцию понадобится существенно меньше, чем нужно сегодня. А чем меньше судей судят соревнования, тем больше шанс подготовить судей как следует. С уменьшением количества судей вырастет качество их судейства.
Нужно приучить себя смотреть в зеркала там, где этих зеркал в достатке имеется. И мыться стоит там, где есть возможность умыться.
Ну и так далее. У меня нет намерения решить в этой статье все проблемы пешеходных дистанций. Я всего лишь хочу привлечь внимание к ним. Сегодня пешеходные дистанции популярны. Их популярность выросла из тех соревнований, в которых я сначала участвовал и которые затем проводил. Поэтому мне очень не хочется, чтобы взлет пешеходных дистанций был кратковременным. За последние годы в Санкт Налажены отношения со спорткомитетом, заведена база данных разрядников и судей, туристские соревнования районов Санкт соревнования эти ставятся в соответствующий календарь, по ним сдаются отчеты. Повторюсь: работы сделано много. И мне бы очень не хотелось, чтобы она вся пропала только потому, что у лидеров пешеходных дистанций не хватило стратегической сметки, и они завели свой вид спорта в тупик. Этот вид спорта начал создаваться лидерами шестидесятых годов прошлого века. В девяностых и нулевых мы его только продолжили. И будет обидно, если в «…надцатых» годах лидеры нового века благополучно угробят и то, что было создано ими, и тот фундамент, на котором они создавали то, что хотели создать.
- «Правовое регулирование в туризме» (8 вопросов)
- Основные определения, функции и классификация туризма.
- Основные положения нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление въездного туризма на территорию рф. Эффективные механизмы развития въездного туризма в рф.
- Государственное регулирование туризма в рф. Новое в законодательстве. Проблемные зоны.
- Основные положения Закона «Об основах туристской деятельности», дополнения и изменения. Анализ проблемных зон законодательства рф в туризме.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование туристической деятельности
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристического продукта
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов, объединения туристов
- Глава VI. Туристические ресурсы Российской Федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава IX. Заключительные положения
- Социально-экономические условия развития туризма. Роль государственных программ и мер государственного регулирования. Анализ Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в рф.
- Характеристика предприятий и предпринимательской деятельности в сфере туризма. Анализ возможностей ведения бизнеса в туризме.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и потребителя туристских услуг.
- Анализ нормативно – правовой базы, регулирующей взаимоотношения туристской фирмы и поставщиков туристских услуг.
- «Менеджмент и маркетинг туризма» (24 вопроса).
- 9.Рыночная экономика и менеджмент: понятия, сущность и функции менеджмента. Актуальная практика туризма.
- 10.Опыт менеджмента за рубежом, возможность его использования в России.
- 11. Специфика менеджмента в сфере сервиса и туризма: цели и задачи управления предприятием, организация работы по управлению предприятием. Эффективные технологии в туризме.
- 12.Система коммуникаций, стратегическое и текущее планирование. Эффективные технологии.
- 13.Методы принятия решений, эффективные технологии.
- 14.Внутренняя и внешняя среда бизнеса в сфере сервиса и туризма. Актуальная практика туризма.
- 15.Качество менеджера, работа менеджера. Актуальный спрос на рынке труда.
- 16.Создание системы мотивации труда, организация контроля за деятельностью подчиненных. Эффективные технологии.
- 17.Инновационная программа менеджера.
- 18.Риск-менедмент. Эффективные технологии.
- 19.Этика делового общения.
- 20.Управление конфликтами; эффективные технологии.
- 21.Психология менеджмента.
- 22.Внешние связи и возможности менеджмента. Эффективные технологии.
- 23.Значение индустрий сферы услуг (учреждений развлечений, спорта, образования) в турбизнесе. Эффективные технологии. Инновации.
- 25.Стимулирование сбыта в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 26.Пропаганда и реклама в составе комплекса коммуникаций туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- 27.Актуальные тенденции в маркетинговой стратегии туризма в рф и других стран мира.
- 28.Ценовая политика туризма в рф и других стран мира. Эффективные технологии. Инновации.
- 29.Сегментирование рынка, понятие сегмента и сегментации, Характеристика основных критериев сегментации в туризме.
- 30.Законы и детерминанты спроса и предложения в контексте анализа рынка туруслуг.
- 31.Классификации потребностей. Мотивации в туризме. Сегментация туррынка по мотивационному признаку.
- 32.Детерминанты и основные этапы принятия потребительского решения.
- «Экономика туристского рынка» (8 вопросов)
- 33.Туристский продукт и его конкурентоспособность.
- 34.Анализ обновления туристского продукта и его качества.
- 35.Эффективность реализации туристского продукта для предприятия туристской индустрии.
- 36.Формирование и анализ объема продаж.
- 37.Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ туристской индустрии.
- 38.Содержание современной политики в туризме.
- 39.Экономические условия осуществления предпринимательства в туризме, внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 40.Организационные и государственно-правовые формы предпринимательской деятельности в сфере туризма, малые предприятия.
- «Стандартизация, сертификация и лицензирование в туризме» (8 вопросов)
- 41.Становление и развитие системы стандартизации; правовая база, эволюция целей и задач, принципы, объекты, функции и методы стандартизации.
- 42.Россия и требования вто в области стандартизации.
- «Реклама в туризме» (4 вопроса)
- 50.Важнейшие международные выставки и ярмарки туризма: география, периодичность, направленность. Эффективные технологии и инновации в выставочной деятельности.
- 51.Понятие и цели рекламных кампаний в туризме. Особенности организации рекламных кампаний в туризме.
- 52.Классификация видов рекламы в туризме. Реклама туристских дестинаций.
- 53.Правовые и нормативно-технические основы обеспечения безопасности в туризме. Статистика.
- 54.Автономное выживание в море, джунглях и пустыне: эффективные методы и приемы. В море
- В джунглях.
- Выживание в пустыне
- 55.Безопасность на горных лыжах. Оказание первой помощи при травмах и переломах: эффективные методы и приемы.
- Первая помощь при травмах.
- 56.Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. Информирование потребителей. Ответственность сторон. Особенности страхования.
- «Транспортное обеспечение в туризме» (7 вопросов)
- 57.Документы правового характера, регламентирующие авиаперевозки туристов в международном и внутреннем сообщении.
- 58.Договор о воздушной перевозке; его сущность. Перевозочные документы.
- 59.Виды и типы авиатарифов. Нормальные и специальные тарифы, условия их применения.
- 60.Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в международном и внутреннем сообщении.
- 61.Классификация чартерных авиаперевозок с точки зрения использования воздушного судна. Сущность и содержание договора на чартерную авиаперевозку.
- 62.Системы бронирования проездных документов в рф. Эффективные технологии. Инновации.
- Система "Амадеус" (Amadeus Global Travel Distribution)
- Система "Worldspan"
- Система "Galileo"
- Система "Sabre»
- «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» (10 вопросов)
- 64.Эффективные технологии пляжного туризма. Основные пляжные регионы мира.
- 65.Эффективные технологии образовательного туризма. Основные ресурсы образовательного туризма в рф и за рубежом туризма.
- 66.Эффективные технологии круизного туризма. Наиболее известные круизные маршруты мира: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 67.Эффективные технологии экскурсионного туризма. Наиболее популярные экскурсионные маршруты Западной Европы: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 68.Эффективные технологии спортивного и экстремального видов туризма. Наиболее популярные предложения экстремального туризма в рф и за рубежом: география, ресурсное обеспечение, спрос и предложение.
- 69.Перспективные виды делового туризма. Эффективные технологии делового туризма.
- 70.Эффективные технологии лечебного туризма. Основные российские и зарубежные лечебно-оздоровительные туристские центры и их специализация.
- 71.Эффективные технологии тематического туризма. Основные российские и зарубежные события тематического туризма.
- 72.Эффективные технологии экологического туризма. Основные ресурсы экологического туризма в рф и за рубежом.
- 73.Основные туристские ресурсы Краснодарского края в контексте подготовки к Олимпиаде 2014.
- Музееведение(10вопросов)
- 74. Понятие «музееведение», методы, структура и место музееведения в системе наук.
- 75.Функции музеев и современные тенденция развития.
- 76. Система организации музеев и экспозиций.
- 77.Государственное регулирование деятельностью музеев и сохранностью культурных ценностей.
- 78. Основы комплектования и хранения музейных фондов.
- 79. Управление музейным фондом.
- 80.Культурно-образовательная деятельность музея. Направления, формы и методы.
- 81. Формы музейной коммуникации.
- 82. Музей в туризме.
- 83. Менеджмент и маркетинг в деятельности современного музея.
- «Теория и практика экскурсионных услуг» (5 вопросов)
- 84.Разработка экскурсии. Основные этапы разработки экскурсии и их содержание. Эффективные технологии. Инновации.
- 1. Выбор темы.
- 2. Определение цели и задач экскурсии.
- 3. Отбор литературы и составление библиографии.
- 4. Определение источников экскурсионного материала.
- 5. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.
- 6. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
- 8. Объезд или обход маршрута.
- 9. Подготовка контрольного текста экскурсии.
- 10. Комплектование «портфеля экскурсовода».
- 11. Определение методических приемов проведения экскурсии.
- 13. Составление методической разработки и технологической карты экскурсии.
- 14. Составление индивидуальных текстов экскурсии.
- 15. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии
- 85.Особенности организации и проведения тематической экскурсии. Характеристики основных тематических экскурсий по Казани. Эффективные технологии. Инновации.
- 86.Правила проведения обзорных экскурсий. Характеристика маршрута «Обзорная экскурсия по Казани». Анализ предложений.
- 87.Особенности определения цели и тематики экскурсии. Определение источников экскурсионного материала. Эффективные технологии. Инновации.
- 88.Виды анимационной деятельности. Особенности использования анимационных услуг при организации разных видов туризма. Эффективные технологии. Инновации.
- Страноведение(10 вопросов).
- 89.Понятие «страноведение». Задачи и функции, типы исследований, концепции страноведения.
- 90.Территориальная структура и среда общественного развития как предмет изучения страноведения.
- 91.Источники, подходы и методы в изучении страноведения.
- Рекламно-информационное обеспечение экскурсионной деятельности. (8вопросов).
- 98.Особенности рекламы и информации в туристической деятельности.
- 99.Методы анализа эффективности рекламы.
- 100.Рекламный текст: функциональные и структурные особенности информации.
- 101.Методы исследований в рекламе туризма и отдыха.
- 102.Виды рекламы в туристско-экскурсионной деятельности
- 103.Основные информационные мероприятии в туризме для привлечения сми.
- 105.Этические аспекты информации в рекламе.
- 106.Имидж туристского предприятия.
- «Бизнес-планирование экскурсионных услуг» (8 вопросов).
- 107.Что представляет собой типовой бизнес-план, какова его экономическая сущность, из каких компонентов он состоит?
- 108.Назовите этапы составления бизнес-плана. Опишите их.
- 109.В чем важность проведения маркетинговых исследований при составлении бизнес-плана? Назовите виды таких исследований? в чем их суть?
- 110.Перечислите основные ошибки при составлении бизнес-плана. Кратко охарактеризуйте.
- 111.Типы бизнес-планов. Их особенности.
- 112.Как правильно организовать презентацию бизнес-плана? Какие при этом используются средства? Психологические аспекты восприятия бизнес-плана.
- Оформление презентации бизнес-плана
- 113.Виды денежных потоков предприятия. Что правильно считать основным источником поступления денежных средств предприятия?
- «Выставочная деятельность» (4 вопроса).
- 116.Выставочная деятельность как инструмент маркетинга
- 117.Организационный процесс при участии в выставке
- Определение значения выставки в системе маркетинга
- 118.Процесс участия туристской фирмы в выставке