4.1. Основные закономерности развития физических способностей
Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса независимо от состояния здоровья занимающихся.
1. Движение – ведущий фактор развития физических способностей.
Движение присуще всем живым объектам на самых различных уров-нях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приобре-тали различные формы, но наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направ-лена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на по-стоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формиру-ющее начало в его развитии (И.И. Шмальгаузен, 1942; И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С. Фарфеля (1964), физическое развитие не проис-ходит само собой с достижением нужного возраста, а является резуль-татом двигательной активности.
Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение – не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полу-шарий мозга, координации межцентральных связей, формирования дви-гательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психи-ческом развитии (М.М. Кольцова, 1973; А.А. Дмитриев, 1991; В.В. Воронко-ва, 1994; Н.П. Вайзман, 1996).
2. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соответствующих физических способностей и, наоборот, – чем выше уровень физических способностей для выполнения конкретного упражнения, тем быстрее оно осваивается.
Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные одновременно на развитие физических способностей и совершенствова-ние элементов техники изучаемого двигательного действия. Например, та-кие подводящие упражнения, доступные для лиц с сохранными двига-тельными функциями, как бег с высоким подниманием бедра, с захлес-тыванием голени, семенящий, по разметкам, в гору, под уклон, по пес-ку, с небольшими отягощениями и др., выполняемые многократно, с одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свой-ства стопы, общую силовую выносливость, с другой – направлены на обучение технике бега: уменьшение реакции опоры, вынос бедра, коор-динацию движений рук и ног, расслабление, темп и ритм движений.
В физической подготовленности детей с различными отклонениями самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений и др. Казалось бы, что эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. Однако на практике оказывается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим проявления этих способностей. Таким образом, задачи обучения и развития сливаются, что подтверждает эту закономерность.
3. Зависимость развития физических способностей от двигательных режимов.
Эта закономерность выражает зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений. Выделяют три режима:
1-й – каждое последующее упражнение выполняется в фазе недовосстановления работоспособности, такой режим работы и отдыха соответствует развитию выносливости;
2-й – каждое последующее упражнение выполняется в фазе полного восстановления работоспособности, когда функциональные показатели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отдыха характерен для развития координационных способностей, скоростных и силовых качеств;
3-й – каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверхвосстановления (повышенной работоспособности). Такой режим способствует развитию скоростных, силовых качеств, специальной выносливости.
В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно в соответствии с уровнем функциональной подго-товленности детей. Наиболее адекватными для них являются щадящие режимы нагрузки, так как школьники с ограниченными функциональ-ными возможностями больше, чем их здоровые сверстники, подверже-ны утомлению, атипичным реакциям со стороны нервной, кардиорес-пираторной и др. систем. В адаптивном спорте взрослых инвалидов все режимы используются в соответствии с задачами, этапами подготовки, уровнем тренированности и состоянием здоровья.
Несколько другое толкование и содержание понятия «двигатель-ный режим» используется в лечебно-восстановительной реабилитации. Он предполагает рациональное распределение различных видов двига-тельной деятельности больного на протяжении курса лечения, рассчи-танного на мобилизацию и стимуляцию защитных и приспособитель-ных механизмов организма. Двигательный режим строится на следую-щих принципах: а) стимуляция восстановительных процессов путем ак-тивного отдыха и направленной тренировки функций различных орга-нов и систем; б) содействие перестройке и формированию оптимально-го динамического стереотипа в ЦНС; в) адекватность физической на-грузки возрасту, физической подготовленности, функциональным воз-можностям, клиническим показаниям; г) постепенная адаптация орга-низма к возрастающей нагрузке; д) рациональное сочетание, целесооб-разная последовательность, оптимальное чередование физических уп-ражнений (В.М. Боголюбов, 1998).
4. Этапность развития физических способностей.
В развитии физических способностей условно выделяют три этапа: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей и этап их снижения.
В основе этапов лежат приспособительные реакции организма. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.
На первом этапе механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции (П.К. Анохин, 1975). Однако эффективность этой реакции невелика, так как соответствует лишь начальному этапу срочной адаптации. В развитии физических способностей наблюдается неустойчивый прогресс.
Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы под-крепление, тренировка, многократно повторяющиеся воздействия. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной пере-стройки организма (Ф.З. Меерсон, 1981). В результате увеличения физи-ологических возможностей формируется кумулятивная долговремен-ная адаптация, связанная с активизацией и мобилизацией функциональ-ных ресурсов организма, интенсивным протеканием структурных и фун-кциональных преобразований в органах и тканях. Это этап максималь-ного достижения показателей развития физических способностей. По мнению В.Н. Платонова (1988), В.М. Волкова, А.А. Семкина (1993), он характеризуется формированием эффективной структуры движений, повышением скорости произвольного расслабления мышц (техничес-кая экономизация), ускорением процессов врабатывания, снижением энергозатрат на единицу выполненной работы, повышением утилиза-ции кислорода, оптимизацией восстановительных процессов (функцио-нальная экономизация). «Потолок» достижений в развитии физических качеств у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями по срав-нению со здоровыми ограничен и лимитируется характером и тяжес-тью нарушений двигательной функции, состоянием сохранных функ-ций, обеспечивающих движение, состоянием центральной и перифе-рической нервной системы и т.п.
Третий этап развития физических качеств характеризуется сниже-нием адаптационных реакций в ответ на те же физические нагрузки. В этой ситуации есть два пути: первый – изменить характер и содержа-ние физической нагрузки, создав новые предпосылки для роста функ-циональных возможностей; второй – снизить нагрузку и во избежание перенапряжения перейти на поддерживающие режимы двигательной де-ятельности.
5. Неравномерность и гетерохронность развития физических способностей.
Эта закономерность развития моторики человека проявляется в колебательном характере отдельных элементов двигательной системы, формирующем биологический ритм развития движений. Сущность его состоит в неравномерном и неодновременном развитии двигательного аппарата, что проявляется в последовательной смене периодов уско-ренного развития периодами консолидации отдельных элементов мо-торики. Реализация этой биологической закономерности важна при раз-витии физических способностей и выражается общим правилом: пара-метры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию челове-ка и соизмеряться с естественным ритмом его двигательной функции (В.К. Бальсевич, 1988).
Совершенно очевидно, что период жизни до 20 лет является самым активным этапом формирования жизненно важных физических способ-ностей, но наиболее интенсивным является период полового созревания, в котором каждая физическая способность имеет свой сенситивный пери-од. Важно учитывать, что и здоровый, и больной ребенок проходят все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с отклоне-ниями в развитии отстают от здоровых сверстников на 1–3 года и больше.
6. Обратимость показателей развития физических способностей.
Прогрессивные структурно-функциональные перестройки в орга-низме человека, достигнутые в результате систематических занятий физическими упражнениями, имеют тенденцию к регрессу при пере-рывах или прекращении занятий. Детренированность проявляется, в первую очередь, в ухудшении функционального состояния, снижении двигательных возможностей, обратимости приобретенных физических способностей, т.е. возвращению их к исходному уровню. Сначала теря-ются скоростные способности, затем силовые, а позднее выносливость.
7. Перенос физических качеств.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность чаще всего требуют не одного, а целой совокупности физических качеств. Например, в спортивном плавании, которым занимаются инвалиды разных нозологических групп, в условиях соревнований необходимо:
– отреагировать на стартовый сигнал и выполнить стартовое ускорение (быстрота реакции, время одиночного движения, начальная скорость);
– поддерживать высокую скорость на всей дистанции (темп и длина «шага»);
– проявлять оптимальные усилия в каждом цикле движения (мышечная сила);
– выполнять движения с необходимой амплитудой (подвижность в суставах);
– проплыть всю дистанцию, преодолевая утомление (выносливость).
Из приведенного примера видно, что в одном упражнении (плава-нии) требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику разви-тия и вместе с тем оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Такое явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называет-ся положительным переносом. Положительный перенос может быть пря-мым и опосредованным, взаимным и односторонним, однородным и разнородным (Ю.Ф. Курамшин, 1999).
Принципиально весь процесс развития физических качеств и его компоненты – подбор упражнений (подводящих, имитационных, сопряженного воздействия, упрощенных, усложненных, игровых, на тренажерах и т.п.), рациональное чередование системы нагрузок, методические построения – всегда рассчитаны на положительный перенос.
Редко, но в практической деятельности встречается отрицатель-ный перенос, когда развитие одного физического качества тормозит раз-витие другого. Методика одностороннего развития какого-либо каче-ства или его отрицательное влияние на другое приводит к дисгармонич-ному развитию и снижению результатов.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные закономерности развития физических качеств в адаптивной физической культуре.
2. Какой ведущий фактор развития физических способностей?
В чем особенности единства и взаимосвязи между двигательными умениями и физическими способностями?
Раскройте взаимосвязь между физическими способностями и двигательными режимами.
В чем проявляется сущность этапности развития физических способностей?
Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств занимающихся в адаптивной физической культуре – важная закономерность педагогического процесса.
Проиллюстрируйте на примере закономерность переноса физических качеств.
- Раздел I задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры ....................................... 17
- Глава 4 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре .................................................... 120
- Раздел III адаптивное физическое воспитание ................................ 173
- Раздел V адаптивный спорт ....................................................................... 263
- Глава 16 Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта ......................................... 307
- Глава 17 Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте ................................................. 324
- Глава 18 Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте ....... 337
- Раздел VI креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности .......................................... 341
- Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365
- Раздел I
- Глава 1 педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры
- 1.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры
- 1.2. Средства адаптивной физической культуры
- Глава 2 методы и формы организации адаптивной физической культуры
- 2.1. Методы формирования знаний
- 2.2. Методы обучения двигательным действиям
- 2.3. Методы развития физических качеств и способностей
- 2.4. Методы воспитания личности
- 2.5. Формы организации адаптивной физической культуры
- Раздел II
- Глава 3 обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- 3.1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения
- 3.2. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок
- 3.2.1. Теория поэтапного формирования действий и понятий
- 3.2.2. Образ в системе психической регуляции деятельности и его формирование с помощью перцептивного обучения
- 3.2.3. Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела
- 3.2.4. Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда»
- 3.2.5. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом
- 3.3. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров
- 3.4. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки
- 3.5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре
- Глава 4 развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
- 4.1. Основные закономерности развития физических способностей
- 4.2. Принципы развития физических способностей
- 4.3. Развитие силовых способностей
- 4.4. Развитие скоростных способностей
- 4.5. Развитие выносливости
- 4.6. Развитие гибкости
- 4.7. Развитие координационных способностей
- 4.8. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
- Раздел III
- Глава 5конкретизация цели и задачадаптивного физического воспитания,его ведущих функций и принципов
- 5.1. Отличительные черты адаптивного физического воспитания
- 5.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания
- 5.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания
- Глава 6 характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию
- 6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2.1. Занятия с детьми первого года жизни
- 6.2.2. Занятия по адаптивному физическому воспитанию дошкольников и школьников
- 6.2.3. Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах
- Глава 7 отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся
- 7.1. Отличительные черты методики обучения двигательным действиям
- 7.2. Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей
- 7.3. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде
- Раздел IV
- Глава 8 конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов
- 8.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации
- 8.2. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации
- 8.3. Конкретизация функций и принципов адаптивной двигательной рекреации
- Глава 9 общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения
- 9.1. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации
- 9.2. Классификация и систематизация условий проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации
- Глава 10отличительные черты средстви методики некоторых видовадаптивной двигательной рекреации
- 10.1. Адаптивный туризм как средство и метод двигательной рекреации и оздоровления инвалидов и пожилых людей
- 10.2. Ориентирование по тропам в системе адаптивной двигательной рекреации
- 10.3. Водные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.4. Игровые виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации
- 10.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными
- 10.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности
- Раздел 10.1
- Раздел 10.2
- Раздел 10.3
- Раздел 10.4
- Раздел 10.5
- Раздел 10.6
- 11.2. Конкретизация целей и задач адаптивного спорта
- 11.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта
- Глава 12 классификация основных направлений развития адаптивного спорта
- Глава 13 модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
- 13.1. Традиционная модель соревновательной деятельности
- 13.2. Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады
- Глава 14 классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
- 14.1. Принципы классификации в адаптивном спорте
- 14.2. Виды классификаций
- 14.3.1. Система организации и проведения медицинской классификации
- 14.3.2. Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации
- 14.3. Основные группы лиц, занимающиеся адаптивным спортом (классификация спортсменов)
- Глава 15паралимпийское движение – основноенаправление развития адаптивного спорта.Спортивная тренировка – главное звенопаралимпийских видов спорта
- 15.1. Факторы, определяющие ведущие положения паралимпийского движения в мире
- 15.2. Цели, задачи, принципы спортивной тренировки в паралимпийском движении
- 15.3. Виды подготовки спортсменовпаралимпийцев
- 15.4. Построение спортивной тренировки спортсменов
- Глава 16специальное олимпийское движениекак ведущее нетрадиционное направлениеразвития адаптивного спорта
- 16.1. Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения
- 16.2. Основная программа Специальной олимпиады и организация тренировок и соревнований лиц с поражением интеллекта
- 16.3. Программа «Объединенный спорт»4. Общие положения
- 16.4. Программа «Специальная олимпиада – приСоЕдиняйтесь!»5
- 16.5. Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями
- Глава 17 средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте
- 17.1. Виды адаптивного спорта с традиционной моделью соревновательной деятельности
- Глава 18 тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте
- Раздел VI
- Глава 19конкретизация целей и задач креативныхтелесноориентированных и экстремальныхвидов адаптивной физической культуры,их ведущих функций и принципов
- 19.1. Отличительные черты креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.2. Конкретизация целей и задач креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных и экстремальных видов двигательной активности
- Глава 20основные средства и отличительные чертыметодики креативных(художественномузыкальных)телесноориентированных видовадаптивной физической культуры
- I фаза. Мимические и пантомимические этюды
- II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
- III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
- IV фаза. Психомышечная тренировка
- Глава 21основные средства и отличительные чертыметодики экстремальных видовадаптивной физической культуры
- 1. Реагирующая способность
- 2. Кинестетическая способность
- 3. Способность к сохранению равновесия
- 4. Способность к ориентации в пространстве
- 1. Общие положения
- 2. Расследование и учет несчастных случаев
- 3. Специальное расследование несчастных случаев