logo search
AFK-Tom-2

Глава 4 развитие физических способностей в адаптивной физической культуре

Вся человеческая деятельность, интеллект, труд, чувства, обще-ние, эмоции побуждаются к жизни движениями. Установлено, что по-требность в движении сложилась в ходе эволюционного развития челове-ка. Выполняя те или иные двигательные действия, он проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобразием. Так, ха-рактеризуя отдельные способности человека, говорят, что он сильный, ловкий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявля-ются физические способности, которые в научной и методической лите-ратуре часто называются физическими качествами. Хотя эти понятия не тождественны (Ю.В. Верхошанский, 1988), традиционно в практической деятельности их используют как аналоги. Существуют противоречивые и похожие по сути определения физических качеств (способностей). Так, Л.П. Матвеев (1991) считает, что физические качества – это врожденные морфофункциональные способности, благодаря которым возможна фи-зическая активность, проявляемая в целесообразной двигательной дея-тельности. Е.П. Ильин (1983), Б.В. Евстафьев (1987) определяют их как развитие врожденных задатков, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма. Ю.Ф. Курамшин (1999) дает следующее определение: «Физические способности – это комплекс мор-фологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечиваю-щих эффективность ее выполнения».

В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев (1991) в применении к лицам, имею-щим травматические поражения позвоночного столба и функций спин-ного мозга, рассматривают физические способности как совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма человека, единство которых обеспечивает готовность больного или инвали-да к бытовой, производственной, спортивной и другим видам социальной деятельности. Основой этой готовности авторы считают формирование двигательной функциональной системы, становление и развитие кото-рой протекает в рамках обучения новым двигательным действиям и развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гиб-кости, ловкости. Каждому из этих качеств присущи специфическая струк-тура, целевая направленность движений, мышечная координация, ре-жим работы и характер энергообеспечения. В основе их лежит целост-ная адаптивная реакция, ведущая к психической, морфологической, физиологической перестройке функций организма. Поэтому определе-ние, предложенное В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеевым, можно экстрапо-лировать не только на людей с поражением опорно-двигательного ап-парата, но и на лиц с сенсорными, соматическими, интеллектуальны-ми и другими нарушениями.