Международное сотрудничество в сфере туризма.
Во второй половине XX ст. началось бурное развитие международного туризма. За пять десятилетий (1950-2000 гг.) количество путешествующих в мире постоянно росли. Если в 1950 г. международных туристов в мире было 25 млн. чел., то в 2006 г. их уже были 842 млн. В период из 1950 г. до 2004 г. поступления только от международного туризма выросли из 2,1 млрд. до 622,7 млрд. дол. США. В 2006 г. на туризм приходилось 10,3% от мирового валового производства. Кроме того количество занятых в индустрии туризма составляет около 234 млн. чел., или 8,2% от общей численности занятых.
Рост роли туризма как отрасли хозяйства в условиях глобализации нуждается в разработке вопросов согласования туристской деятельности с естественными, социокультурными, эколого-экономическими, информационно технологическими возможностями как отдельных стран и регионов, так и мирового хозяйства в целом. Все это свидетельствует о том, что роль многостороннего сотрудничества приобретает все более актуальное значение.
Многостороннее сотрудничество реализуется в форме широких международных форумов по вопросам туризма. Для примера можно привести Римскую конвенцию ООН из международного туризма и путешествий (в 1963 г.), Совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (Гельсинки, в 1975 г.), Всемирную конференцию по туризму (Манила, в 1980 г.), Межпарламентскую конференцию по туризму (Гаага, в 1989 г.).
В развитии международного сотрудничества в сфере туризма значительную роль играют многочисленные международные организации, которые работают на постоянных принципах. Особенное значение имеют Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированы учреждения, Всемирная торговая организация ВТО.
Универсальной международной организацией в сфере туризма, обладающей статусом специализированного учреждения ООН, является Всемирная туристская организация (ВТО). Она была создана впервые как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в 1925 г. в Гааге. После Второй мировой войны организация была переименована в Международный союз официальных туристских организаций, и ее штаб-квартира была переведена в Женеву (Швейцария). Международный союз являлся технической неправительственной организацией, в состав которой в период пика ее деятельности входили 109 национальных туристских организаций (НТО) и 88 ассоциированных членов, в том числе представляющих частные и общественные группы.
В 1967 г. члены Международного союза официальных туристских организаций призвали к преобразованию его в межправительственный орган, уполномоченный решать во всемирном масштабе все связанные с туризмом вопросы и сотрудничать с другими компетентными организациями.
В декабре 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла соответствующую резолюцию, в ней признавалась решающая и центральная роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма совместно с существующим в рамках ООН механизмом. Во исполнение этой резолюции в 1970 г. в Мехико Генеральная Ассамблея МСОТО принимает Устав ВТО, преобразуя ее в международную межправительственную организацию.
Решение о преобразовании ВТО в специализированное учреждение ООН было принято 20 октября 2003 г. Генеральной ассамблеей ВТО, а затем 7 ноября 2003 г. Вторым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН. 22 декабря 2003 г. Генеральной Ассамблеей ООН одобрено Соглашение между ООН и ВТО. Таким образом, ВТО стала восемнадцатым специализированным учреждением ООН.
Целью ВТО является содействие развитию туризма для внесения вклада в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, процветание, всеобщее уважение и соблюдение прав человека. Особенностью ВТО является членство в этой организации. Члены ВТО разделены на три категории. Действительными членами являются государства. Статус ассоциированного члена предоставляется территориям, не являющимся ответственными за осуществление своих внешних отношений. Присоединившимися членами является широкий круг организаций и компаний, непосредственно занятых в сфере туризма: авиакомпании и транспортные компании, гостиницы и рестораны, туроператоры, турагентства и т.д.
Органами ВТО являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет, Секретариат. Также в ее рамках активно работают региональные комиссии и различные комитеты. Штаб-квартира ВТО расположена в Мадриде, Испания.
ВТО устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности. Ее рекомендации по туристской статистике были приняты Организацией Объединенных Наций в 1993 г., что привело к созданию единого языка туристской статистики и позволило туристским центрам сравнивать свои успехи с достижениями конкурентов. В 2000 г. ООН одобрила методологию вспомогательного счета в туризме, что сделало туризм первым в мире сектором экономики, располагающим международными стандартами, позволяющими достоверно измерять его экономическое воздействие.
В рамках ОБСЕ государства неоднократно намечали основные направления сотрудничества в области развития туризма. Особое значение имеют Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г., Итоговый документ Венской встречи 1986 г.
В 1989 г. Межпарламентская конференция по туризму, проведенная в Гааге совместно с Межпарламентским союзом и ВТО, приняла Гаагскую декларацию межпарламентской конференции по туризму, в которой излагаются 10 принципов туристской деятельности, а также конкретные выводы и рекомендации конференции.
Больше всего деклараций и рекомендаций в сфере туризма было принято в рамках ВТО. Среди них необходимо отметить Манильскую декларацию по туризму 1980 г., Хартию туризма и Кодекс туриста 1985 г., Сеульскую декларацию «Мир и туризм» 2001 г., Осакскую декларацию тысячелетия 2001 г., содержащую программу действий в области развития рынка международного туризма, сохранения природного и культурного наследия, туризма и информационных технологий. Всемирный саммит по экотуризму, проведенный 19—22 мая 2002 г. в Квебеке по эгидой ЮНЕП и ВТО, завершился принятием Квебекской декларации по экотуризму, в которой изложены рекомендации национальным органам власти, представителям частного сектора, неправительственным и общественным организациям, учебным заведениям, а также межправительственным организациям и финансовым учреждениям. Глобальный кодекс туризма, принятый Генеральной ассамблеей ВТО в 1999 г. и утвержденный специальной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 г., содержит план из десяти пунктов, направленный на сохранение ресурсов, от которых зависит развитие туризма, и на обеспечение справедливого распределения экономических преимуществ от туризма.
В рамках СНГ действует Соглашение о сотрудничестве в области туризма 1993 г. Стороны обязались содействовать развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма по линии правительственных организаций, национальных и региональных туристских ассоциаций, фирм и предприятий, формированию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, классификации туристских услуг, восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов. Стороны будут стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туризмом, обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания. Решением Совета глав государств от 9 сентября 1994 г. создан Совет по туризму.
В настоящее время действует более 40 межправительственных двусторонних соглашений Российской Федерации о сотрудничестве в области туризма, в том числе с Италией, Болгарией, Францией, Кипром, Австрией, Испанией, Китаем, Кубой, Тунисом, Коста-Рикой, Бразилией, Таиландом. Стороны таких соглашений обязуются укреплять и развивать сотрудничество в области туризма на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, стремиться к упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, поощрять как индивидуальный, так и групповой туризм, поддерживать обмен статистическими, справочно-информационными, рекламными и другими материалами, включая информацию о законодательстве государств в области туризма, о гостиницах и других средствах размещения туристов. Нередко такими соглашениями предусматривается открытие представительств государств по делам туризма.
Как показывает практика международных отношений, международный туризм на всех этапах своего развития является фактором, который способствует улучшению взаимопонимания между государствами и народами, важным средством укрепления мира и дружбы, активным стимулятором развития внешнеэкономических, торговых и культурных отношений. В этом плане туризм всегда был, есть и будет благоприятной подпочвой развития международного сотрудничества. Поэтому большинство стран, заинтересованных в развитии собственных туристских связей, проявляют беспокойство относительно установления и развития широкого международного сотрудничества в этой сфере.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.