4.4. Развитие скоростных способностей
Бытовая, спортивная, трудовая деятельность человека сопряжена с необходимостью быстро реагировать на внешние сигналы, выпол-нять движения с максимальной скоростью, предвидеть и упреждать опас-ность, мгновенно перестраивать деятельность в соответствии с меняю-щимися условиями. Эти естественные проявления реакции человека вызывают определенные трудности у инвалидов и подчас создают угро-зу жизни и здоровью. Так, незрячий должен своевременно отреагиро-вать на звуковой сигнал приближающегося транспорта, глухой – уви-деть его, так как звукового сигнала он не слышит, инвалид с наруше-нием опоры и движения может увидеть транспорт и услышать сигнал, но не владеть достаточной скоростью передвижения, чтобы без риска перейти дорогу. Полученная сенсорная информация поступает в ЦНС, перерабатывается там, а человек отвечает адекватным поведением, вы-раженным в безопасном передвижении. Поэтому развитие скоростных способностей с помощью физических упражнений является одной из важных задач адаптивной физической культуры.
Скоростные способности – это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах функциональной системы обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.
Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей, являются:
– функциональный потенциал центральной и периферической нервной системы;
– функциональный потенциал сенсорных систем;
– функциональный потенциал психических функций – ощущений, восприятия, внимания;
– функциональный потенциал нервно-мышечной системы;
– синхронность и быстрота включения «быстрых» двигательных единиц при мышечном сокращении;
– сила мышц и их способность к расслаблению;
– уровень координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве и др.);
– степень освоения техники двигательного действия;
– тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.
У инвалидов и лиц с ограниченными возможностями как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тор-мозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных си-стем и психических функций и т.п.
Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:
– способность быстро реагировать на внешний сигнал;
– способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;
– способность поддерживать максимальный темп движений;
– способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).
Комплексное проявление скоростных способностей характерно для сложнокоординационных движений (эстафеты, подвижные игры, сла-лом в коляске, волейбол сидя, хоккей на полу и др.), где условия и сама деятельность постоянно меняются, что требует определенной лов-кости, которая невозможна без разных проявлений быстроты.
Вместе с тем элементарные скоростные способности не связаны между собой, а у отдельных инвалидов они отсутствуют совсем, напри-мер, способность к стартовому ускорению лишена смысла для челове-ка, который передвигается с посторонней помощью или на костылях (внезапная слепота, тяжелые формы ДЦП, ампутация нижних конеч-ностей), хотя им доступны другие формы проявления быстроты. Кроме того, нет взаимосвязи между проявлениями быстроты движений рук и ног, правой и левой стороны, дистальных и проксимальных отделов конечностей, между упражнениями, выполняемыми с отягощениями и без них. Это означает, что развитие скоростных способностей необхо-димо развивать дифференцированно, совершенствуя отдельно незави-симые формы их проявления.
Быстрота двигательной реакции
Существуют 2 типа реакций – простая и сложная.
Простая – выражается временем реагирования движением на вне-запный сигнал. Для слепых и слабовидящих используются звуковые сиг-налы, для глухих и слабослышащих – зрительные, тактильные, вибра-ционные. При сохранных сенсорных системах применяются все доступ-ные виды сигналов. Простая двигательная реакция у детей аномального развития проявляется по-разному, что обусловлено механизмами ее фор-мирования, а точнее – временем переработки информации в ЦНС. Имен-но это звено прохождения нервного импульса поддается тренировке и может сократить латентный период простой двигательной реакции. По-ражение ЦНС существенно ограничивает эту возможность. Не случайно умственно отсталые дети имеют самые неблагоприятные показатели этой способности. Время простой реакции зависит от возраста. В дошкольном возрасте оно хуже, что связано с отсутствием двигательного опыта, а главное, неумением концентрировать внимание, что особенно выраже-но у глухих детей младшего школьного возраста. Сенситивным периодом является возраст 10–11 лет у девочек и 11–12 лет у мальчиков.
Развивается быстрота простой двигательной реакции в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал: во время бега по хлопку – остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. Варьирование сигналов по типу, силе, модальности, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание и в практической деятельности используется в игре.
Сложная двигательная реакция бывает двух видов: реакция на движу-щийся объект и реакция выбора.
Оба вида реакций теснейшим образом связаны с координационными способностями, в частности, с ориентацией в пространстве, умением оценивать и мысленно отмерять расстояние и время. Преимущество имеют те, у кого сохранено зрение, так как этот процесс связан со следящими движениями.
Реакция на движущийся объект определяется быстротой зрительного или слухового восприятия. Чаще всего она встречается в игровой обста-новке. Даже в таких играх, как «Съедобное – несъедобное», «Рыбы, пти-цы, звери», ребенок должен сконцентрировать внимание, мысленно про-анализировав ситуацию, принять решение и быстро отреагировать: пой-мать мяч или не ловить его. Так как от его самостоятельного решения зависит результат игры, он вынужден отслеживать скорость, траекторию, направление полета мяча. При этом слепой ребенок ориентируется лишь на слуховое восприятие, реагируя на приближение озвученного мяча.
Быстрота двигательной реакции на движущийся объект развивается постепенно созданием сначала облегченных условий (увеличение вре-мени на мыслительную операцию, простые задания) с последующим усложнением условий за счет сокращения расстояния до мяча, скоро-сти полета мяча, уменьшения его диаметра и т.п.
Реакция выбора также проявляется и развивается в игровой деятель-ности, когда нужно предугадать действия партнеров и из множества возможных вариантов выбрать для себя наиболее выгодный (убежать, уклониться, выйти навстречу, опередить и т.п.), который принесет ус-пех. При смене окружающей обстановки всякий раз необходимо делать выбор, принимать решение и дифференцировать двигательное поведе-ние. Например, играя в «Круговую лапту» или «Пятнашки мячом», ре-бенок, убегая, меняет направление, уклоняется, делает ускорение, чтобы избежать попадания в него мячом.
Особенность развития быстроты реакции у детей аномального развития состоит в том, что в каждой нозологической группе есть свои лимитирующие факторы (отсутствие или недостаток зрительного или слухового восприятия, замедление мышления, рассеянное внимание и т.п.), что требует дифференцированного подбора физических упражнений и игр, активизирующих эти способности.
Быстрота одиночных движений
Чтобы целостное упражнение выполнялось точно, быстро, мощ-но, необходимо совершенствовать каждую фазу, каждый элемент струк-туры этого двигательного действия. Способность выполнить отдельные двигательные акты с высокой скоростью характеризует быстроту оди-ночного движения. Из скорости выполнения отдельных двигательных актов (отталкивания в беге и прыжках, замаха при метаниях, поворота в плавании) складывается скорость целостного движения. Фактически это сложный процесс поэлементного совершенствования техники дви-гательного действия, связанный с координационными, силовыми, ско-ростно-силовыми и другими способностями.
В адаптивном спорте развитие быстроты одиночных движений реализуется в процессе технической подготовки в избранном виде спорта следующими методическими приемами:
– создание облегченных условий выполнения упражнений (облегченные снаряды, передвижение за лидером);
– выполнение подводящих и элементов соревновательных упражнений с максимальной скоростью;
– использование дополнительных отягощений, не нарушающих технику, но увеличивающих мощность движений;
– чередование облегченных, стандартных и усложненных условий.
В адаптивном физическом воспитании эти приемы реализуются в процессе обучения двигательным действиям с учетом индивидуальных возможностей занимающихся и не имеют самостоятельной ярко выраженной направленности.
Темп движений
В циклических видах физических упражнений (бег, плавание, пере-движение в коляске) скорость передвижения зависит от оптимального соотношения длины шага и темпа движений (частота движений в еди-ницу времени). Оба показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику. Темп зависит от состояния нервной системы, возмож-ностей опорно-двигательного аппарата, способности мышц к расслаб-лению и переключению.
Дети аномального развития существенно уступают здоровым сверстникам в скорости, отставая в беге на 20 м на 15–25% за счет меньшей длины шага и темпа движений. Следовательно, оба показателя являются резервом потенциального роста скоростных возможностей. Для повышения темпа используются следующие методические приемы:
– повторное выполнение циклических упражнений в течение 5–6 с с максимальной частотой шагов;
– повторное выполнение циклических упражнений на дистанции 20–30 м с различной частотой шагов и фиксированием времени;
– эстафеты, игры и задания, включающие элементы соревнований на коротких отрезках дистанций с максимальной начальной скоростью;
– упражнения на расслабление.
Комплексное развитие скоростных способностей
Большая часть видов адаптивного спорта требует комплексного про-явления всех скоростных способностей (спринтерские дистанции в пла-вании, легкой атлетике) или их большинства (спортивные игры, виды единоборств). Методы тренировки включают не только раздельное раз-витие скоростных способностей, описанных выше, но и комплексное их применение:
– соревнования и спарринги на укороченных дистанциях;
– повторное выполнение части соревновательного упражнения с максимальной скоростью;
– то же, в усложненных условиях;
– повторное прохождение соревновательной дистанции с акцентированным вниманием на развитие отдельных форм проявления скоростных способностей.
Эти методы могут быть использованы в адаптивном спорте только в подготовке спортсменов высокой квалификации и недопустимы для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Контрольные вопросы и задания
Дайте определение скоростных способностей.
Какие факторы определяют уровень развития скоростных способностей?
Раскройте структуру скоростных способностей.
Опишите методики развития основных компонентов скоростных способностей (быстрота двигательной реакции, быстрота одиночных движений и др.).
- Раздел I задачи, средства, методы и формы организации адаптивной физической культуры ....................................... 17
- Глава 4 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре .................................................... 120
- Раздел III адаптивное физическое воспитание ................................ 173
- Раздел V адаптивный спорт ....................................................................... 263
- Глава 16 Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта ......................................... 307
- Глава 17 Средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте ................................................. 324
- Глава 18 Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте ....... 337
- Раздел VI креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные и экстремальные виды двигательной активности .......................................... 341
- Глава 21 Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры ............................................ 365
- Раздел I
- Глава 1 педагогические задачи и средства адаптивной физической культуры
- 1.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры
- 1.2. Средства адаптивной физической культуры
- Глава 2 методы и формы организации адаптивной физической культуры
- 2.1. Методы формирования знаний
- 2.2. Методы обучения двигательным действиям
- 2.3. Методы развития физических качеств и способностей
- 2.4. Методы воспитания личности
- 2.5. Формы организации адаптивной физической культуры
- Раздел II
- Глава 3 обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
- 3.1. Факторы, определяющие стратегию процесса обучения
- 3.2. Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных действий с установкой на минимизацию двигательных ошибок
- 3.2.1. Теория поэтапного формирования действий и понятий
- 3.2.2. Образ в системе психической регуляции деятельности и его формирование с помощью перцептивного обучения
- 3.2.3. Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела
- 3.2.4. Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда»
- 3.2.5. Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом
- 3.3. Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров
- 3.4. Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической помощи и страховки
- 3.5. Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре
- Глава 4 развитие физических способностей в адаптивной физической культуре
- 4.1. Основные закономерности развития физических способностей
- 4.2. Принципы развития физических способностей
- 4.3. Развитие силовых способностей
- 4.4. Развитие скоростных способностей
- 4.5. Развитие выносливости
- 4.6. Развитие гибкости
- 4.7. Развитие координационных способностей
- 4.8. Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта
- Раздел III
- Глава 5конкретизация цели и задачадаптивного физического воспитания,его ведущих функций и принципов
- 5.1. Отличительные черты адаптивного физического воспитания
- 5.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания
- 5.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания
- Глава 6 характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию
- 6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию
- 6.2.1. Занятия с детьми первого года жизни
- 6.2.2. Занятия по адаптивному физическому воспитанию дошкольников и школьников
- 6.2.3. Занятия по адаптивному физическому воспитанию в вузах
- Глава 7 отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей занимающихся
- 7.1. Отличительные черты методики обучения двигательным действиям
- 7.2. Отличительные черты методики развития физических качеств и способностей
- 7.3. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде
- Раздел IV
- Глава 8 конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов
- 8.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации
- 8.2. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации
- 8.3. Конкретизация функций и принципов адаптивной двигательной рекреации
- Глава 9 общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения
- 9.1. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации
- 9.2. Классификация и систематизация условий проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации
- Глава 10отличительные черты средстви методики некоторых видовадаптивной двигательной рекреации
- 10.1. Адаптивный туризм как средство и метод двигательной рекреации и оздоровления инвалидов и пожилых людей
- 10.2. Ориентирование по тропам в системе адаптивной двигательной рекреации
- 10.3. Водные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.4. Игровые виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации
- 10.6. «Спартианская» программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации
- 10.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными
- 10.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности
- Раздел 10.1
- Раздел 10.2
- Раздел 10.3
- Раздел 10.4
- Раздел 10.5
- Раздел 10.6
- 11.2. Конкретизация целей и задач адаптивного спорта
- 11.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного спорта
- Глава 12 классификация основных направлений развития адаптивного спорта
- Глава 13 модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте
- 13.1. Традиционная модель соревновательной деятельности
- 13.2. Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады
- Глава 14 классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом
- 14.1. Принципы классификации в адаптивном спорте
- 14.2. Виды классификаций
- 14.3.1. Система организации и проведения медицинской классификации
- 14.3.2. Система организации и проведения спортивнофункциональной классификации
- 14.3. Основные группы лиц, занимающиеся адаптивным спортом (классификация спортсменов)
- Глава 15паралимпийское движение – основноенаправление развития адаптивного спорта.Спортивная тренировка – главное звенопаралимпийских видов спорта
- 15.1. Факторы, определяющие ведущие положения паралимпийского движения в мире
- 15.2. Цели, задачи, принципы спортивной тренировки в паралимпийском движении
- 15.3. Виды подготовки спортсменовпаралимпийцев
- 15.4. Построение спортивной тренировки спортсменов
- Глава 16специальное олимпийское движениекак ведущее нетрадиционное направлениеразвития адаптивного спорта
- 16.1. Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения
- 16.2. Основная программа Специальной олимпиады и организация тренировок и соревнований лиц с поражением интеллекта
- 16.3. Программа «Объединенный спорт»4. Общие положения
- 16.4. Программа «Специальная олимпиада – приСоЕдиняйтесь!»5
- 16.5. Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями
- Глава 17 средства и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств и способностей в адаптивном спорте
- 17.1. Виды адаптивного спорта с традиционной моделью соревновательной деятельности
- Глава 18 тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте
- Раздел VI
- Глава 19конкретизация целей и задач креативныхтелесноориентированных и экстремальныхвидов адаптивной физической культуры,их ведущих функций и принципов
- 19.1. Отличительные черты креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.2. Конкретизация целей и задач креативных и экстремальных видов адаптивной физической культуры
- 19.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественномузыкальных) телесноориентированных и экстремальных видов двигательной активности
- Глава 20основные средства и отличительные чертыметодики креативных(художественномузыкальных)телесноориентированных видовадаптивной физической культуры
- I фаза. Мимические и пантомимические этюды
- II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций
- III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом
- IV фаза. Психомышечная тренировка
- Глава 21основные средства и отличительные чертыметодики экстремальных видовадаптивной физической культуры
- 1. Реагирующая способность
- 2. Кинестетическая способность
- 3. Способность к сохранению равновесия
- 4. Способность к ориентации в пространстве
- 1. Общие положения
- 2. Расследование и учет несчастных случаев
- 3. Специальное расследование несчастных случаев