logo search
AFK-Tom-2

3.2.3. Средства и методы обучения, развития и восстановления человека, основанные на принудительном воздействии на звенья его тела

Одной из важнейших предпосылок реализации теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом являет-ся наличие тренажеров, обеспечивающих принудительное перемеще-ние звеньев тела человека по эталонной программе. Именно такие тре-нажеры облегчают процесс формирования адекватного образа движе-ний и условий их выполнения, полноценной ориентировочной основы двигательного действия; освоение необходимых нервно-мышечных ко-ординаций и т.п.

Идея принудительного воздействия на звенья тела человека не яв-ляется новой в физической культуре и достаточно широко использует-ся при обучении, развитии двигательных качеств и способностей, вос-становлении после травм и других заболеваний.

Данная идея находит свое отражение в так называемом методе «пассивных движений», который подробно описан в работе А.В. Запорожца (1960).

Как правило, при обучении с помощью метода «пассивных движений» педагог воспроизводит за учащегося то или иное двигательное действие, а последний лишь воспринимает его. При освоении, например, трудовых действий инструктор вместе с учеником берет в руки инструмент или какой-либо орган управления машины и надлежащим образом перемещает его (а вместе с ним и звенья тела ученика) в пространстве. В качестве другого примера можно привести прием обучения навыкам письма, заключающийся в том, что учитель берет в свою руку руку ученика и вместе с ним пишет ту или иную фигуру или букву.

Обучение путем пассивных движений, очевидно, должно вести уча-щегося прямо к необходимому результату, так как отбор нужных реак-ций осуществляется руководителем за учащегося и последний освобож-дается от необходимости анализа обстановки и собственных действий, усилий, затрачиваемых на предупреждение появления лишних, оши-бочных движений и установление временных связей. Правда, при этом нельзя провоцировать ученика на «пассивность», ограничивать его по-знавательную активность.

В практике физического воспитания и особенно спорта стремление педагогов к обеспечению активности учащегося в условиях частичной реализации метода «пассивных движений» наблюдается при использовании ими физической помощи – «проводки» по движению (поддержки, подталкивания, фиксации необходимых поз и положений звеньев и др.). Являясь своеобразным симбиозом метода «пассивных движений» и активного выполнения занимающимся разучиваемых движений, метод физической помощи всегда был и будет эффективным «орудием» педагога в деле формирования новых двигательных действий. Опытные педагоги чутко реагируют на действия занимающегося при выполнении им упражнения, регулируют величину и интенсивность своих усилий так, чтобы, обеспечивая максимальную мобилизацию возможностей человека, довести результат его действий до уровня программных требований. Данный метод позволяет организовать условия тренировки, обеспечивающие применение таких методов обучения и развития занимающегося, которые осуществить в естественных условиях в принципе невозможно.

Сказанное позволяет заключить, что широко используемый в практике метод физической помощи учащемуся подтверждает целесообразность оптимального сочетания активного и пассивного выполнения движений в процессе их освоения.

Принудительное воздействие на звенья тела человека используется для развития тех или иных качеств, восстановления, профилактичес-кого лечебного воздействия, а также усиления его физических возмож-ностей в трудовой деятельности, требующей значительных физических напряжений. С этой целью используются аппараты механотерапии, экзо-скелетоны и антропоморфные механизмы, технические средства элек-тромиостимуляции и биомеханический стимуляции. Во всех перечис-ленных случаях человек может быть и активным, и пассивным участ-ником совершенствования или использования своих двигательных по-тенциальных возможностей.

Для рассмотрения теоретических основ методики формирования двигательных действий с заданным результатом наибольшее значение имеют вопросы обоснования целесообразности применения устройств, обеспечивающих перемещения звеньев в пространстве, то есть аппара-тов механотерапии и человекоподобных механизмов.

Теоретической базой механотерапии как эффективного средства лечебно-профилактического воздействия на организм здорового и больного человека является учение о моторно-висцеральных рефлексах (М.Р. Могендович, И.Б. Темкин).

Согласно этому учению влияние на организм человека упражне-ний, выполняемых на аппаратах механотерапии, объясняется реф-лекторным взаимодействием локомоторной и висцеральной систем, из которых доминирующая роль принадлежит локомоторной. Это вза-имодействие в значительной степени основывается на общности сег-ментарной иннервации тренируемого органа и других реагирующих органов. Импульсы от рецепторов кожи, мышц, связок и т.п. трени-руемого органа формируются также в надсегментных центрах голов-ного мозга (включая промежуточный мозг – гипоталамус, ретику-лярную формацию и кору больших полушарий). Эти рефлекторные дуги проходят на разных уровнях центральной нервной системы, но в любом случае поступающая афферентация изменяет нормальный баланс возбуждения и торможения в центрах, что и является причи-ной воздействия даже локальной нагрузки на отделенные от трени-руемого звена органы.

Принудительное перемещение звеньев и всего тела человека ис-пользуется в активных экзоскелетонах и антропоморфных механизмах, применяемых в медицине при замене или восстановлении утраченных функций тех или иных органов движения, а также в трудовой деятель-ности для усиления физических возможностей человека (А. Морецкий, К. Федюлис, К. Кандзиор, Я.А. Шифрин и др.).

Подобные механизмы очень дороги, так как требуют для своего оснащения сложнейших датчиков, приводов, электронно-вычислитель-ной техники. Поэтому их широкое использование в адаптивной физи-ческой культуре, по крайней мере в ближайшем будущем, мало веро-ятно. Кроме того, использование данных технических средств для лече-ния и восстановления, по существу, базируется на рассмотренном уче-нии о моторно-висцеральных рефлексах. Что же касается экзоскелето-нов и антропоморфных механизмов, усиливающих физические возмож-ности человека, то они вообще не предусматривают решение задач по совершенствованию его двигательных качеств и способностей.

Завершая данный параграф, подчеркнем, что принудительное перемещение звеньев тела человека, особенно если оно сочетается с его активными действиями, является эффективным методом обучения занимающихся и развития их двигательной функции.

Контрольные вопросы и задания

Перечислите, в каких случаях используется идея принудительного перемещения звеньев тела человека.

В чем сущность метода «пассивных движений»? Расскажите о преимуществах и недостатках этого метода.

Какие вам известны способы физической помощи педагога занимающемуся в процессе выполнения двигательных действий?

В чем сходства и различия методов «пассивных движений» и физической помощи человека?

Расскажите основные положения учения о моторно-висцеральных рефлексах. Какие из этих положений используются при занятиях на аппаратах механотерапии?