logo search
Железняк учебник

3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока — 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть—25 мин.

1. Перемещения (скорость максимальная) на неболь­ших отрезках 3—5 м в направлениях, наиболее встреча­ющихся в игре в волейбол (из зон 1, 5, 6 к сетке, из зоны 5 в зону 6, из зоны 6 за лицевую линию и т. д.).

2. Ходьба выпадами с различными движениями ру­ками.

3. Из стойки ноги вместе или врозь падение вперед,

72

слегка сгибаясь, в упор лежа на согнутые руки, попере­менно переставляя руки назад, перейти в упор стоя со­гнувшись и встать (дети и женщины выполняют на гим­настических матах).

4. Из исходного положения лежа на спине, руки впе­ред, пальцы переплетены, сгибая ноги, продеть их между

Рис. 44. Броски набивного мяча во встречных колон­нах

руками, выпрямить и, затем снова сгибая ноги, вернуться в исходное положение.

5. Из исходного положения лежа на спине, руки в сто­роны, поднимание прямых ног и разведение их врозь;

Рис. 45. Упражнение в передачах мяча

поднимание одной ноги, отведение ее в сторону, коснуть­ся ладони разноименной руки.

6. Из основной стойки выпады вперед, назад, в сто­роны.

7. Броски и ловля набивного мяча от груди двумя ру­ками—в парах и во встречных колоннах (рис. 44, 45).

73

8. Упражнение на расслабление. Из стойки ноги врозь наклон вперед, руки свободно опущены вниз, пассивное потряхивание руками при помощи пружинящих присе­даний; потряхивание руками, поднимая и опуская плечи;

напряженное поднимание рук вверх и расслабленное опускание их вниз.

9. Эстафета из урока 4 (основная часть, п. 6).

Основная часть—90 мин.

I. Обучение приему и передаче мяча сверху—30 мин.

1. Передачи в парах на месте и в движении.

2. Встречная передача мяча, перед передачей мяча во встречную колонну выполняется передача над собой. По­сле передачи занимающийся уходит назад в свою колон­ну (см. рис. 44, а).

3. Упражнение 3 из основной части урока 7 для вы­работки навыка приема мяча с подачи.

II. Обучение нижней прямой подаче—20 мин. Подача на точность в правую и левую половины пло­щадки.

III. Учебная игра в волейбол—40 мин. Игра в три касания. Игра с некоторыми отступления­ми от правил игры (при приеме мяча фиксируются толь­ко грубые ошибки, разрешается повторная подача, если первая была неудачной).

Заключительная часть—5 мин.

УРОК 9

Задачи урока: 1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками. 2. Обучение приему мяча сверху с подачи. 3. Тактика первых и вторых передач. Продолжительность урока— 120 мин. Подготовительная часть— 25 мин.

1. Бег с остановками и изменениями направления (зигзагами),

2. Ускорения во время бега в определенных границах волейбольной площадки. Остановка по сигналу и имита­ция верхней передачи и нижней подачи.

3. Соревнование в беге на 15—20 м (на время).

4. Стоя лицом друг к другу и опираясь ладонями пря­мых рук на плечи друг друга, пружинящие наклоны впе­ред.

5. Сидя спиной друг к другу, ноги согнуты, держась

74

руками, поднятыми вверх, один наклоняется вперед, дру­гой, наклоняясь назад, прогибается в грудной части по­звоночника.

6. Из седа руки в стороны поднимание одной или обе­их ног и хлопок в ладоши под ногами.

7. Лежа лицом вниз, ноги согнуты назад, руками за­хватить стопы, прогибание, подтягивая носки ног к го­лове.

8. Из основной стойки выпад в сторону и возвращение в исходное положение толчком согнутой ноги.

9. Ходьба в полуприседе и в приседе (обычно и на носках); то же спиной вперед.

10. Броски и ловля набивного мяча от лица двумя ру­ками в парах, во встречных колоннах без перехода и с переходом в противоположную колонну; в расстановке игроков в зонах 6—3—4, 6—3—2.

11. «Невод». Двое водящих—«рыбаки», остальные— «рыбы». «Рыбаки», держась за руки («невод»), ловят «рыбу», соединив вокруг нее руки. Пойманная «рыба» присоединяется к «рыбакам». Игра на время, выявляют­ся лучшие «рыбаки» и наиболее ловкие «рыбы».

Основная часть—90 мин.

1. Обучение приему и передаче мяча сверху двумя руками — 40 мин.

1. Передачи в парах. Один игрок посылает мяч парт­неру так, чтобы тот выходил к мячу и принимал его в средней и низкой стойках. Передачу выполнять после по­ворота налево и направо.

2. Перемещение по кругу и передача мяча инструкто­ру в середину круга. То же, но в круге стоят 2—3 водя­щих.

3. Встречная передача мяча с переходом в противо­положную колонну после передачи. Вначале выполняет­ся после предварительной передачи мяча над собой (рис. 45,46).

4. Прием мяча с подачи. Упражнение выполняется так, как это описано в предыдущих двух уроках.

II. Обучение нижней прямой подаче—20 мин,

Подачи в правую и левую половины площадки по за­данию (по 5 попыток в каждую половину).

III. Учебная игра в волейбол—30 мин.

Задание в игре: вести игру в три касания, через сетку мяч направлять ближе к лицевой и боковым линиям, к

75

самой сетке. Подачей мяч также посылать в правую или левую половину площадки—по указанию инструктора. Заключительная часть—5 мин.

Рис. 46. Встречная передача мяча

УРОК 10

Задачи урока: 1. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху. 2. Совершенствование навыков нижней прямой подачи. 3. Физическая подготовка. Продолжительность урока— 120 мин. Инвентарь—набивные, волейбольные мячи. Подготовительная часть — 25 мин.

1. Упражнения в движении из предыдущего урока.

2. Игра «Невод». Описание игры дано в уроке 9.

3. Стоя ноги врозь лицом друг к другу, один подни­мает руки вперед, в стороны, вверх, другой оказывает сопротивление, удерживая его за руки в лучезапястных суставах, то же, но один лежит на спине.

4. Из различных исходных положений, держась за ру­ки, круговые движения одной рукой (правой и левой) со взаимным сопротивлением.

5. Лежа лицом вниз, головой друг к другу, держась за руки, поднять руки в стороны-вверх, прогнуться, од­новременно поднимая руки вверх.

76

6. Из упора присев, выпрямляясь на одной ноге, одно. временно выполнить взмах другой ногой назад, в сторо­ну, вперед.

7. Из седа ноги скрестно встать без опоры руками и снова сесть; то же, но встать с поворотом кругом.

8. Из положения сидя перекат назад, прямые ноги вверх, носками коснуться пола за головой.

Рис. 47. Передачи в парах после переме­щения

9. Руки в различных исходных положениях, подскоки на носках; то же с поворотами на 180 и 360°; то же с про­движением вперед, назад, вправо, влево; то же с различ­ными движениями рук (хлопки, круговые движения); то же, ставя ноги попеременно врозь и вместе; то же, ставя ноги врозь и скрестно.

10. Подскоки на одной ноге, другая вперед или назад;

то же, другую ногу, согнутую в колене сзади, держать за голеностопный сустав; то же, ногу, согнутую в колене вперед, держать руками; то же с продвижением.

Основная часть—90 мин.

I, Совершенствование навыков приема и передачи мя­ча сверху двумя руками—40 мин.

1. Передачи в парах: на месте в средней и низкой стой­ках, в выпаде, после перемещения (рис. 47). Передача

77

над собой и наблюдение за партнером, по сигналу (взмах рукой) передать ему мяч. Упражнение выполняется в рас­положении игроков—один у сетки, другой у лицевой ли­нии, а также по обе стороны сетки.

2. Встречная передача мяча с переходом из колонны в колонну. Колонны располагаются в зонах 6—3, 6—2, 5—3, 1—3.

II. Совершенствование навыков перемещения— 10 мин.

Эстафета. Задание—от лицевой линии к средней— бег, остановка, поворот кругом — бег до линии нападе­ния, остановка, поворот, перемещение приставными ша­гами левым боком вперед до линии нападения на проти­воположной площадке, остановка, перемещение пристав­ными шагами правым боком вперед снова к линии нападения, после этого бег до лицевой линии противо­положной площадки и обратно к линии старта. На по­следнем отрезке выполнить поворот на 360° во время бега.

Игра проводится 3 раза. После этого то же задание, но с набивными мячами в руках (девушки и женщины с одним мячом 2 кг, юноши и мужчины—с двумя).