logo search
AFK-Tom-2

15.2. Цели, задачи, принципы спортивной тренировки в паралимпийском движении

Спортивная тренировка представляет собой педагогически органи-зованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необ-ходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности. В паралимпийском движении она всегда соче-тается с реабилитационным и лечебным процессами, коррекцией со-путствующих заболеваний и вторичных отклонений, профилактичес-кими мероприятиями.

Цель спортивной тренировки – достижение максимально возможно-го для человека с ограниченными возможностями здоровья уровня под-готовленности и демонстрации запланированных результатов в сорев-нованиях.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

Совершенствование психических процессов, функций, моральноэтических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона (Ю.Ф. Курамшин, 2003, с. 345).

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами подготовки спортсмена в процессе тренировки – технической, тактической, физической, психологической, теоретической и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Состояние наивысшей готовности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования характеризует его спортивную форму. В состоянии спортивной формы спортсмен демонстрирует максимальный для себя спортивный результат.

Для спортивной тренировки в паралимпийских видах спорта характерно:

– направленность ее на достижение индивидуально возможного высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине, стремление к рекордному достижению в своем спортивно-функциональном классе;

– ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена в избранном виде спорта или его конкретной дисциплине;

– тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем или иным видом спорта на основе своевременной медицинской и спортивно-функциональной классификации, периодического их переосвидетельствования;

– большая продолжительность занятий, необходимая для достижения спортивных максимальных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации;

– высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здоровья спорт-сменов, его психофизическим возможностям, требующий организации постоянного углубленного медицинского обследования спортсменов и научно-методического сопровождения их тренировочного и соревно-вательного процессов;

–первостепенная роль индивидуализации процесса подготовки спортсменов;

– необходимость систематического и углубленного комплексного контроля над состоянием тренированности спортсмена в процессе занятий и соревнований;

– руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;

– широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена, имеющего те или иные отклонения от нормы;

– сочетание учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности с реабилитационным и лечебным процессами, необхо-димостью выполнения рекомендаций лечащего врача, представителей социальной службы.

Средства спортивной тренировки

Всю совокупность средств спортивной тренировки, применяемую в процессе подготовки спортсменов (в том числе паралимпийцев), в зависимости от направленности их воздействия условно можно разделить на две крупные группы (Ю.Ф. Курамшин, 2003):

– средства для ускорения восстановления работоспособности и усиления тренировочных воздействий;

– средства для становления, развития и сохранения тренированности и подготовленности спортсмена (рис. 1). В зависимости от способа непосредственного воздействия на занимающегося все средства обычно разделяют на пять групп:

1) собственно тренировочные (физические упражнения, подразделяющиеся в свою очередь на: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные);

2) естественно-средовые средства (факторы);

3) медико-биологические средства;

4) средства психологического воздействия;

5) материально-технические средства (см. рис. 1).

Соревновательные упражнения – это целостные действия или сово-купность действий, которые служат средством ведения соревнователь-ной борьбы.

В паралимпийских видах спорта соревновательные упражнения выполняются:

1) с использованием технических средств перемещения спортсмена или спортивного снаряда – колясок, санок, протезной техники для верхних и нижних конечностей;

2) с использованием технических устройств размещения спортсмена (в фехтовании, в легкоатлетических метаниях и др.);

3) без использования каких-либо технических приспособлений (например, в плавании, где всем без исключения спортсменам запрещены любые дополнительные технические устройства, или группам спортсменов, например, с последствиями ДЦП, способных выполнять упражнения самостоятельно).

Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, име-ющие существенное сходство с соревновательными, как по технике выполнения, так и по преимущественному проявлению физических качеств и способностей. Они подразделяются на подводящие – предназ-наченные в основном для освоения техники соревновательного упраж-нения, развивающие – для развития физических и психических способностей, соответствующих тем, которые необходимы для выполнения соревновательного действия, и комбинированные.

Общеподготовительные упражнения – это действия, которые оказы-вают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекса физических качеств и формированию разнообраз-ных умений и навыков. Они должны обеспечивать всестороннее разви-тие спортсмена и, вместе с тем, отражать особенности спортивной специализации.

В паралимпийских видах спорта роль общеподготовительных упражнений очень велика, поскольку использование технических средств (колясок, санок, протезной техники и т.д.) очень сужает диапазон возможных двигательных проявлений занимающихся, зачастую приводит к чрезмерной специализации и сужению круга тренировочных средств.

Поэтому использование общеподготовительных упражнений, особенно без применения соревновательных технических средств, должно обязательно входить в программу тренировки паралимпийцев.

В связи с ограниченными возможностями инвалидов бывать вне квартиры и мест учебы или работы огромное значение для них приоб-ретают естественно-средовые факторы: солнечная радиация, воздушные и водные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье.

К медико-биологическим средствам спортивной тренировки относят-

собственно тренировочные (физические упражнения)

Рис. 1. Классификация средств подготовки спортсмена (по Ю.Ф. Курамшину, 2003)

ся: рациональный суточный режим, личная гигиена спортсмена, гиги-еническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортив-ного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использова-нием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности (белковые препараты, спортивные напитки, кислородные коктейли и т.д.); вдыхание кислорода, вдыхание искусственного ионизированного воздуха (аэроионизация); гидропроцедуры (различные виды душа, ванн, баня); физиопроцедуры (ультрафиолетовое облучение, световые (теп-ловые) воздействия, ультразвук, коротковолновая диатермия); пребы-вание в барокамере и термокамере с дозированным изменением давле-ния, содержания кислорода, температуры; электростимуляция (элект-росон, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электровоз-действия на биологически активные точки тела – электропунктуация); различные виды массажа и самомассажа (ручной, аппаратный – вибра-ционный, пневмомассаж, гидромассаж и т.д.).

Необходимо учитывать, что спортсмены-инвалиды в процессе тренировочный деятельности очень часто вынуждены принимать фармакологические средства в соответствии с предписанием лечащего врача, врача-реабилитолога. Поэтому все медико-биологические средства спортивной тренировки должны обязательно согласовываться с ними.

Спортсменам-инвалидам даже разрешено применение лекарственных препаратов, включенных в перечень запрещенных и трактующихся как допинг для здорового человека, если это связано с его лечением. Правда, в случае участия их в крупных международных соревнованиях (например, Паралимпийских играх), где предусмотрен допинг-контроль, врачи сборной команды должны заблаговременно проинформировать об этом соответствующие службы Международного паралимпийского комитета.

Средства психологического воздействия весьма разнообразны. К важ-нейшим из них относятся: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон-отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная трениров-ка; музыка (обычная, цветомузыка); просмотр фильмов со скрытыми титрами; организация быта и досуга (создание кабинетов «психологи-ческой разгрузки»); соблюдение правил психогигиены.

В паралимпийском движении средства психологического воздействия трактуются более широко, чем в обычном спорте. Огромное значение здесь имеют психологические установки и поддержка лечащего врача, коллег по работе, учебе, отдыху, членов семьи и др. Важнейшим направлением работы является преодоление психологических комплексов: стеснительности, отчужденности, замкнутости, нерешительности и др.

Роль и значение материально-технических средств в паралимпийс-ких видах спорта зачастую выходят на первый план, поскольку они яв-ляются составной частью соревновательной программы, передаточными звеньями приложения мышечных усилий спортсмена, входят в состав соревновательных упражнений.

Материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуры и, особенно, адаптивного спорта посвящена специальная дисциплина Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура», имеется ряд пособий и публикаций по этому поводу1 .

Принципы спортивной тренировки

К принципам спортивной тренировки относятся:

– единство углубленной специализации и направленности к высшим достижениям;

– единство общей и специальной подготовки спортсмена;

– непрерывность тренировочного процесса;

– единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам;

– волнообразности и вариативности динамики нагрузок;

– цикличность тренировочного процесса.

Эти принципы подробно рассмотрены в учебнике по теории спортивной тренировки. Поэтому ограничимся некоторыми уточнениями.

Все перечисленные принципы определяют внутренние необходи-мые существенные связи между тренировочными воздействиями и их эффектом, между различными компонентами содержания спортивной тренировки, между фазами тренировочного процесса и ходом развития тренированности спортсмена (Л.П. Матвеев, 1997), и поэтому обяза-тельны для выполнения и в паралимпийских тренировочных програм-мах. Особенности состояния здоровья спортсмена-инвалида, конечно, вносят специфику в реализацию этих принципов, но ни в коем случае не могут быть поводом для исключения некоторых из них.

Принципы спортивной тренировки не отменяют рассмотренные ранее принципы: социальные, общеметодические и специально-мето-дические, а дополняют их, конкретизируют именно методологию спортивной тренировки.