logo search
AFK-Tom-2

Глава 16специальное олимпийское движениекак ведущее нетрадиционное направлениеразвития адаптивного спорта

«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке».

Клятва спортсменов на Специальных олимпиадах

Несмотря на то, что специальное олимпийское движение является значительно более «молодым»1 по сравнению с паралимпийским, оно получило бурное развитие в мире в последние годы, в чем огром-ная заслуга Юнис Кеннеди-Шрайвер – основательницы этого движе-ния. В настоящее время Международная организация Специальной олимпиады объединяет более 160 стран и является самой большой международной программой в мире, организующей круглогодичные тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением ин-теллекта.

Этому способствовали следующие обстоятельства:

– разработка и внедрение в практику организаторами Специальной олимпиады нетрадиционной модели соревновательной деятельности специальных атлетов, более «мягкой» и гуманной по сравнению с тра-диционной моделью соревнований для здоровых людей, использующейся в паралимпийском движении;

– наибольшее количество лиц с поражением интеллекта по сравнению с инвалидами других нозологических групп (например, по данным Г.Ф. Морозовой (2000)2, в мире людей с интеллектуальной недо-статочностью насчитывается более 300 миллионов, в составе населе-ния стран европейского и североамериканского континентов они составляют 2–3%, а в странах Африки, Южной Америки, Азии – 8–10%; по данным Минобразования России, дети с нарушением ин-теллекта составляют 70,9% от общего числа обучающихся в специаль-ных (коррекционных) учреждениях, не считая 26 тысяч детей, обуча-

1 Первые международные Специальные олимпийские игры были проведены в 1968 году, в этом же году была официально зарегистрирована частная благотворительная организация Special Olympics International (SOI) – Международная организация Специальной олимпиады.

2 Морозова Г.Ф. Некоторые результаты анализа демографической ситуации в России в свете развития специального олимпийского движения: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (30 ноября – 1 декабря 2000 г.). – М.: Специальная олимпиада России, 2000. – С. 12.

ющихся в общеобразовательных школах в так называемых специальных (коррекционных) классах);

– большие возможности программ Специальной олимпиады для осуществления социализации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта, повышения уровня качества их жизни.

В связи с этим в данной главе будут рассмотрены наиболее важные философские вопросы Специальной олимпиады, а также наиболее известные ее программы.