Формирование цены турпродукта.
Формирование цены турпродукта включает ряд этапов и операций.
1. Определение условий обслуживания, перечня услуг по размещению, питанию, перевозке, трансферту, экскурсионной программе, встречам-проводам.
Размещение туристов
Определяется число дней пребывания и количество ночевок в гостинице, классность и местоположение гостиницы. Наиболее приемлемые цены для большинства российских туристов – на уровне двух- и трехзвездочных отелей. Анализ цен за проживание должен опираться на учет множества факторов: сезона, размера номера, особых условий (вид море; наличие балкона; пользование телевизором, телефоном, холодильником, сейфом; пользование пляжами, кортами, тренировочными залами и т.д.) В одних отелях ряд услуг предоставляется без дополнительной оплаты, в других она требуется. Основными параметрами, характеризующими условия проживания являются категория гостиницы, ее местоположение и число проживающих в номере.
Питание
Выбирается один из вариантов:
полный пансион или трехразовое питание (завтрак, обед и ужин);
полупансион – двухразовое питание (завтрак + обед или ужин);
только завтрак.
Формы обслуживания:
- «а ля карт», т.е. свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню;
- «табльдот» т.е. обслуживание по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд;
«шведский стол», т.е. свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.
Трансферт
Используется заказной транспорт разной классности для перевозки туристов и их багажа из аэропорта или с вокзала в гостиницу и обратно. Затраты на трансферт зависят от вида транспорта, расстояния, численности группы туристов.
Экскурсионная программа
Включает ознакомительную экскурсию по городу, посещение наиболее интересных туристских объектов (музеев, исторических памятников).
Перевозка из пункта выезда до первого пункта обслуживания
Стоимость перевозки может составлять значительную часть стоимости тура. В цене семидневных туров в европейские страны доля авиатарифа составляет около 50%, а в продажной цене туров в Америку или Азию – около 2/3. Разница между индивидуальными и групповыми авиатарифами может составлять от 20 до 40%. Цена перевозок зависит от результатов поиска фирмой-туроперотором наиболее выгодных условий и тарифов перевозки.
Для определения соответствия условий путешествия и цены за перевозку существуют довольно сложные параметры оценки. Так, для оценки усло-вий перелета нужно учитывать следующие характеристики: какой отечественной или зарубежной компанией выполняется перевозка, каким видом самолета, в каком классе, на каких условиях (регулярный или чартерный рейс), из какого аэропорта будет сделан вылет и где приземлится самолет, в какое время вылетает и прилетает самолет, каков тип рейса – беспосадочный или с посадкой.
2. Выбор способа предложения цены.
Существуют два способа предложения цены:
- принимающая фирма предлагает перечень услуг с расценками на каждый вид;
- принимающая фирма назначает комплексную (паушальную) цену, покрывающую стоимость всех согласованных и включенных в пакет ус-луг. Цена на отдельные элементы пакета не указывается. Продавец объединяет несколько турпродуктов и предлагает их по суммарно уменьшенной цене, в основе которой – расценки на входящие в турпакет услуги.
3. Согласование цен турпакетов и скидок.
Между туроператором и фирмой, предоставляющей услуги, могут быть установлены три основных варианта согласования цены (скидок).
Вариант А. Устанавливается цена пакета на одного туриста. Такая цена наиболее удобна для определения суммы, причитающейся фирме-производителю услуг, и расчетов с ней.
Вариант Б. Устанавливается цена на группу. Она предпочтительна для принимающей фирмы, т.к. указанная сумма не зависит от окончательного числа туристов в группе. Для фирмы-заказчика сокращение числа туристов приведет к материальным потерям.
Вариант В. Устанавливаются дифференцированные цены, в зависимости от числа туристов в группе. Например, для групп в 15-20, 21-25 и 26-30 человек соответственно устанавливаются три градации цены – от более высокой к более низкой в расчете на одного туриста. Этот вариант является компромиссом между интересами туроператора и принимающей фирмы. Но остается противоречие между желанием использовать более низкие цены и рис-ком недобрать необходимое количество туристов. В этом случае оставляется резерв на недобор путем увеличения продажной цены пакета услуг.
Размер скидок определяется следующими факторами:
- общий объем операций, т.е. суммарная стоимость сделки; для массовой оптовой сделки (укомплектованная группа) обычно предоставляется скидка в зависимости от объема операции до 10%, по срокам и продолжительности тура – до 5%, по продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии – до 10%;
- несезонные цены (разница с сезонными 20-25%);
- участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов принимающей стороны.
В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной для разовых сделок в среднем на 10-20%. Скидки на услуги размещения для постоянно сотрудничающих с отелем фирм обычно составляют 2-10%, для турагентств – 10%, для туроператоров – 20% и более. Они устанавливаются так, чтобы, попав к розничному клиенту через всех посредников, цена осталась на уровне объявленной отелем.
4. Согласование размера и вида комиссионного вознаграждения.
Виды комиссионных вознаграждений:
- комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
- розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
- комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и принимающей стороной.
При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может использовать две тактики: либо туроператор не вмешивается в размер установления надбавки турагентом, либо туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердой фиксированной цене в целях сохранения имиджа и полной продажи турпакетов.
При установлении окончательной цены пакета услуг используются два варианта: цена-нетто и цена-брутто. Первая не включает комиссионную надбавку. Вторая содержит комиссионную надбавку турфирмы. Во втором случае принимающей фирме переводится сумма, полученная от продажи, за вычетом комиссионных. Размер комиссионного вознаграждения не является постоянным. Он увеличивается и уменьшается в зависимости от характера и объема операций. В международной практике обычно устанавливаются комиссионные турагентам в размере 5-10%, а туроператорам от иностранных принимающих фирм – 10-15%.
5. Учет в продажной цене условий расчетов с фирмами-партнерами.
Учет формы платежа. Для расчетов с иностранными фирмами чаще всего используются банковские почтовые или телеграфные переводы, межбанковские взаимозачеты (система «свифт»). Необходимо оговорить с фирмой-партнером, на чей счет относятся операционные расходы. В практике деятельности российских фирм эти расходы относятся, как правило, на их счет и составляют 30 долл. США за один перевод иностранной валюты.
Для выполнения таких переводов нужно иметь валютный счет в российском банке, имеющем корреспондентские связи с зарубежными банками. Для исполнения банковского перевода за границу нужно иметь письменный контракт с иностранной фирмой и счета фирмы на обслуживание каждой группы.
Учет сроков платежа. В международном туристском бизнесе в подавляющем большинстве случаев применяется предварительная оплата, т.е. деньги переводятся до прибытия туристов в первый пункт поездки. Специально оговаривается день платежа: либо это день, когда туроператор дает поручение банку о переводе денег, либо день, когда принимающая фирма получает от своего банка извещение о поступлении денег. Нарушение сроков платежа может повлечь за собой штрафные санкции.
Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура. Аннуляция – это отказ от использования забронированных услуг фирмой-туроператором или отказ от предоставления этих услуг принимающей фирмой. Полная аннуляция – это отказ от всей поездки, частичная – от части услуг или забронированных мест. Принимающая фирма вправе настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией подготовленного пакета услуг. Материальная ответственность за аннуляцию групповых туров наступает чаще всего за 21 день в сезонный период и за 14 дней в несезонный период (до прибытия группы в первый пункт обслуживания). Материальная ответственность за аннуляцию индивидуальных туров обычно наступает за 72 часа до прибытия в первый пункт обслуживания. Размер штрафных санкций устанавливается в ценах одного дня комплексного обслуживания и, в зависимости от сроков аннуляции может составлять стоимость одного, двух, трех дней обслуживания. В случае аннуляции по вине туриста штраф будет удержан с него при возврате ему стоимости купленного тура.
Отказ от предоставления туристских услуг принимающей стороной бывает по причинам ошибок работников фирмы, блокирования гостиничных мест правительственными органами, проведения государственных мероприятий, более выгодного предложения другого партнера. Ответственность за аннуляцию тура в таком случае определяется по взаимному соглашению.
В случае несоблюдения условий предоставления услуг принимающая сторона обязана возместить туристу понесенный ущерб. Договорной вред, т.е. уменьшение количества или ухудшение качества согласованных по договору услуг (некачественная пища, несоблюдение техники безопасности в гостинице, авария автотранспорта), компенсируется в денежной форме. Недоговорной вред, т.е. причинение туристу ущерба по вине третьей стороны (кража денег, избиение на улице хулиганами, наезд на него автомашины), оценивается в соответствии с законодательством страны, посещаемой туристами.
«Форс-мажор», т.е. действия непреодолимой силы (стихийные бедствия, социальные конфликты, военные конфликты и т.д.), обычно не предполагают ответственности фирм-партнеров друг перед другом и перед туриста-ми. Убытки принимаются партнерами на свой счет и возмещению другой стороной не подлежат. Одним из наиболее важных решений в маркетинге является решение относительно установления цены на товар или услугу. Цена отражает то, как потребители воспринимают продукт. Издержки, связанные с производством, продвижением, распространением и продажей туристского продукта, а также норма прибыли должны быть включены в цену. Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении выручки от реализации. Именно от цен зависят достигнутые, коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая стратегия оказывает долговременное и решающее влияние на конкурентоспособность туристских продуктов и на деятельность предприятий.
Также цена является фактором, имеющим большое значение для потребителей. Она служит средством установления отношений между фирмой и клиентами. И, наконец, цена - сильнейшее оружие в борьбе с конкурентами на рынке.
С целью установления правильной цены на туристский продукт необходимо анализировать многие факторы. К числу важнейших внешних факторов, которые необходимо учитывать при разработке ценовой стратегии, относятся:
соотношение спроса и предложения;
уровень и динамика конкурирующих цен;
государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
потребители.
Установление цен во многом зависит от имиджа туристского предприятия. Предлагая свои услуги, оно должно заботиться о том, как воспринимаются потребителем его продукты. При разработке ценовой стратегии это должно обязательно учитываться, т.к. чем больше у предприятия авторитет, тем большей популярностью и доверием пользуются его услуги.
При установлении цены, прежде всего, учитываются характер конкуренции на данном туристском рынке и анализ ценовой политики конкурентов. Если рассматривать рынки с различными видами конкуренции, то можно увидеть следующую картину.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельно взятый покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. На рынке монополистической конкуренции предприятия устанавливают на свои товары цены в широком диапазоне, т.к. предложения различных туристских предприятий отличаются друг от друга качеством, особыми свойствами. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа туристских предприятий. Новым претендентам трудно на него проникнуть. Каждый производитель чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. При чистой монополии на рынке находится всего один продавец. Это могут быть государственная монополия, частная нерегулируемая и частная регулируемая монополия. В каждом отдельном случае цена устанавливается по-разному.
Государственная монополия может на уникальные туристские объекты установить цену ниже себестоимости, если покупатель не может приобрести его за полную стоимость или наоборот цена может быть назначена очень высокой для сокращения всеобщего потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение необходимой нормы прибыли. В случае нерегулируемой монополии фирма может устанавливать цены по своему усмотрению.
На цену туристского продукта большое влияние оказывают такие внешние факторы, как климатические, экономические, региональные конфликты и т. д. Я бы более подробно хотела остановиться на влиянии межрегиональных конфликтов в продвижении туристского продукта. Если взять статистические данные за последние несколько лет, то можно увидеть следующую картину. Всемирная туристская организация (ВТО) подводя итоги, отметила, что в 2001г., как и следовало ожидать, террористические акты в США и кризисная ситуация во многих отраслях мировой экономики отрицательно сказались на развитии международного туррынка - в целом число путешествующих снизилось на 1,3%. В абсолютных величинах число путешествующих в 2001г. сократилось до 689млн человек против 697млн в 2000г. Месяцами подлинного бедствия для индустрии международного туризма стали сентябрь, октябрь и ноябрь, но по предварительным данным, уже в декабре ситуация начала меняться к лучшему. Падение интереса к авиационным маршрутам в какой-то степени компенсировалось увеличением спроса на автомобильный и железнодорожный транспорт. При этом многие туристы отказались от международных путешествий и отдали предпочтение внутренним поездкам. То есть, с другой стороны, такое положение вещей может вести к развитию внутреннего рынка, а значит и к значительному продвижению туристского продукта на нем, что немало важно для экономики страны. Изменение в туристском спросе оказались на руку ряду предприятий туристской индустрии - увеличился спрос на размещении в сельских гостиницах, кемпингах, горнолыжных курортах.
- Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
- География туризма как социально-экономическая наука.
- Туристские территории мира, их иерархия и типология.
- География международных туристских потоков.
- Туристские центры и их роль в формировании туристских регионов.
- Жизненный цикл туристского продукта.
- Туристские ресурсы в дестинациях.
- 7. Туристский потенциал региона.
- 8. Значение туризма в жизни общества.
- Понятие туристской индустрии.
- Туристский продукт и туристская услуга.
- Международный рынок туризма.
- Рынок туризма в России.
- Содержание современной туристской политики в России.
- Понятие, сущность и функции менеджмента в туризме.
- Маркетинг в туризме.
- Маркетинг-микс и его инструменты.
- Маркетинговый процесс и его этапы.
- Классификация услуг сферы сервиса.
- Рынок услуг в сфере туризма.
- Транспортные услуги в туризме.
- Организация и управление транспортными перевозками в туризме.
- Основы безопасности туристов при перевозках различными видами транспорта.
- Нормативно-правовая база развития туризма в России на федеральном и региональном уровнях.
- Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Государственное регулирование
- Глава III. Права и обязанности туриста
- Глава IV. Особенности формирования, продвижения
- Глава V. Объединения туроператоров и турагентов,
- Глава VI. Туристские ресурсы российской федерации
- Глава VII. Безопасность туризма
- Глава VII.1. Финансовое обеспечение
- Глава VIII. Международное сотрудничество
- Глава VIII.1. Государственный надзор в сфере
- Глава IX. Заключительные положения
- Организационно-правовые формы коммерческих организаций в сфере туризма.
- Правовое регулирование договорных отношений по оказанию услуг туристской индустрии.
- Международное сотрудничество в сфере туризма.
- Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.
- Концепции и Программы развития туризма в России на современном этапе.
- Цели, задачи и общие требования к рекламе в туризме.
- Реклама как инструмент продвижения туристского продукта.
- Особенности продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
- Средства распространения рекламы в туризме.
- Понятие, цели и этапы рекламных кампаний в туризме.
- 1 Предварительное исследование.
- 2 Разработка стратегии
- 3 Медиапланирование и оптимизация
- 4 Разработка рекламных материалов
- 5 Реализация разработанной программы
- 6 Анализ эффективности рекламной кампании
- Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в туризме.
- Организация выставочной деятельности в туризме и ее основные этапы.
- Становление и развитие системы стандартизации, ее цели и задачи.
- Характеристика национальных стандартов туристской индустрии, порядок их разработки.
- Лицензирование в обеспечении безопасности и качества услуг в туристской индустрии.
- Сертификация туристской индустрии: ее цели, задачи и развитие в рф.
- Место и роль туроператорской и турагентской деятельности на рынке туруслуг.
- Современные тенденции развития туроператорской и турагентской деятельности.
- Принципы формирования турпакета, как основного продукта туроператорской деятельности.
- Общая характеристика процесса формирования и реализации турпакета.
- Формирование цены турпродукта.
- Создание системы продвижения турпродукта.
- 47. Основные параметры и условия, формирующие положительный образ туристских центров при организации въездного туризма.
- 48. Основы туроперейтинга во внутреннем туризме.
- 49. Оптовая и розничная продажа туристских продуктов.
- Индустрия гостеприимства, ее значение и место в туризме.
- История развития индустрии гостеприимства.
- Сегментация рынка гостиничных услуг.
- Гостиничный продукт: местоположение, средства обслуживания, уровень сервиса, цена.
- Характеристика и классификация средств размещения в России
- Классификации и характеристики гостиниц в различных странах мира.
- Характеристика, специфические особенности и номенклатура гостиничных услуг.
- Организационно-правовые формы управления гостиницами.
- Сущность, структура и перспективы развития гостиничных цепей.
- Франчайзинговые отношения в гостиничном бизнесе.
- Информационные технологии в гостиничном хозяйстве.
- Маркетинг гостиничных услуг.
- Функциональное назначение основных служб и отделов гостиницы.
- Правила предоставления гостиничных услуг в рф.
- Страхование туристских услуг.
- Государственное и правовое регулирование деятельности предприятий питания.
- Классификация предприятий питания и их характеристики.
- Формы и методы организации услуг питания.
- Маркетинг услуг питания.
- История экскурсионного дела в России.
- Экскурсионная деятельность и ее основные характеристики.
- Основные критерии, лежащие в основе классификации экскурсий.
- Этапы подготовки экскурсии.
- Основные методики проведения экскурсий.
- Техника и технология проведения экскурсии.
- Организация работы с музеями, выставками и театрами.
- Продажи туристских услуг как сложный технологический процесс удовлетворения потребностей туристов.
- Основы технологий продаж оптовых операторов и участников рынка туристских услуг.
- Основные этапы совершения покупки на рынке туристских услуг.
- Разработка стратегии продаж товаров и услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Организация и управление каналами распределения услуг на предприятиях индустрии туризма.
- Методы и методики изучения мотивации поведения туристов.
- Роль управления качеством в туризме.
- Классификация показателей качества и методы их определения.
- Этапы развития управления качеством услуг в туризме.
- Модели системы управления качеством.
- Особенности систем управления качеством услуг туризма.
- Международные туристские организации – их роль и значение в развитии мирового туризма.
- Юнвто: место, роль и значение в системе международных туристских организаций.
- Концепция устойчивого развития туризма.
- Основные направления развития интеграции в туризме.
- Международные туристские альянсы: определение и краткая характеристика.
- Вертикальная и горизонтальная интеграция в туризме: сущность и виды.
- Всемирное наследие юнеско. Сущность, современное состояние и перспективы развития.
- Всемирное культурное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Всемирное природное наследие России. Современные состояния и перспективы развития туризма.
- Археологические памятники России. Классификация. Состояние и перспективы.
- Перспективы развития туризма в Северо-Западном регионе рф.
- Специфика потребления туристского продукта.
- Основные элементы туристской системы. Туристская дестинация.
- 100. Формы государственного регулирования туристской деятельностью.
- Оффшорный бизнес и туризм.
- Взаимосвязь сферы туризма с экономикой страны.
- Характеристика и структура экономических отношений в туризме
- Основные экономические условия вхождения России в страны – лидеры въездного туризма
- Туризм как самостоятельная отрасль экономики страны
- Раздел I. Розничная торговля. Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования.
- Структура туристского рынка в России
- Пути ускорения интеграции России в систему международного туризма
- Глобальные процессы в сфере туризме
- Социально-экономические условия развития туристского бизнеса в России
- Пути интеграции России в современную систему международного туризма
- Состояние мирового туристского рынка
- 112. Страны-лидеры выездного туризма (экономический аспект)
- 113. Страны –лидеры въездного туризма (экономический аспект)
- 114. Экономические факторы и развитие международного туризма
- 115. Политические и другие факторы развитие международного туризма
- 116. Брэнды в организации индустрии туризма
- 117. Формирование конкурентоспособного брэнда Российской Федерации в сфере туризма
- Формирование конкурентоспособного брэнда Санкт-Петербурга в сфере туризма
- Инновации в индустрии международного туризма
- Инновация в индустрии туризма в России
- Сегментация рынка туристских услуг.
- 122. Организация круизного туризма: перспективы и особенности (экономический аспект)
- Индустрия туризма Санкт-Петербурга в ххi веке.
- 124. Перспективы развития международного туризма.