logo search
AFK-Tom-2

6.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию

Приведенное высказывание В.П. Лукьяненко (2005) относительно средней общеобразовательной школы в значительной степени актуаль-но для системы специального (коррекционного) образования, посколь-ку дети с отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в существен-но больших временных затратах на процесс адаптивного физического воспитания. Однако государственными образовательными стандартами и программами по дисциплинам, реализующим адаптивное физическое воспитание (по физической культуре, ритмике, лечебной физической культуре), предусмотрено всего 2–4 часа в неделю.

Таким образом, решение приоритетных задач адаптивного физичес-кого воспитания возможно только в том случае, если у учащихся будут сформированы основы знаний в области адаптивного физического вос-питания, умения и навыки их творческого применения в деле коррек-ции, компенсации и профилактики основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений; развития и поддержания долж-ного уровня работоспособности, оптимизации состояния своего орга-низма, укрепления здоровья в процессе самостоятельных занятий не-обходимыми для них физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни.

Сказанное позволяет выделить следующие виды направленности содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию:

– теоретическая;

– инструкторско-методическая;

– практическая.

Занятия первых двух видов направленности содержания, которое связано с формированием теоретического и методического компонентов адаптивной физической культуры, обеспечением необходимого уровня образованности в этой сфере, в большей степени соответствует урочной форме занятий и системе образования в целом.

Именно на таких уроках школьники осваивают знания об основ-ных компонентах здорового образа жизни, личной гигиены, гигиени-ческих правилах при занятиях физическими упражнениями, закалива-нии, рациональном питании, вредных привычках и их влиянии на здоро-вье и др. Здесь же они должны узнать об основных видах патологий, характерных для современного подрастающего поколения (поражени-ях органов зрения, нарушениях осанки, отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем), спосо-бах коррекции и профилактики тех или иных отклонений в развитии с помощью физических упражнений, возможные механизмы компенса-ции утраченных функций и др.

На теоретических занятиях (уроках) по адаптивному физическому воспитанию учащиеся должны усвоить главное – каким образом организовать работу со своей проблемой с помощью средств и методов адаптивной физической культуры и, в частности, адаптивного физического воспитания.

Для этого могут быть рекомендованы еще три группы разновидностей знаний в области физической и адаптивной физической культуры:

1) общие вопросы истории, теории и методики физической и адап-тивной физической культуры, физиологии физических упражнений, психологии и социологии, а также информация о рекордных спортив-ных достижениях спортсменов-инвалидов, крупнейших международных соревнованиях по адаптивному спорту (с демонстрацией видеоматериа-лов) и т.п.;

2) знания об основах методики организации различных форм занятий физическими упражнениями, основах методики развития основных физических качеств и способностей и обучения двигательным действиям с учетом тех или иных отклонений в развитии, методики организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и т.п.;

3) знания об особенностях техники и правилах выполнения конкретных упражнений, судействе соревнований по различным видам обычного и адаптивного спорта, оборудовании и инвентаре, технике безопасности, специальной терминологии и т.п.

Первую группу знаний лучше всего осваивать на уроках теоретической направленности, вторую – теоретической и методической, третью – практической.

Занятия методической направленности целесообразно проводить в виде учебной практики или лабораторных занятий. Здесь учащиеся дол-жны не просто усвоить методические знания, но и опробовать их при-менение на практике. Например, опробовать и отработать технику уп-ражнений для коррекции зрения, осанки, комплекса упражнений для развития того или иного физического качества.

При проведении лабораторных занятий может быть осуществлена оценка собственного уровня физического развития, двигательной под-готовленности, определение динамики этих показателей, а также раз-работка оптимальных индивидуальных параметров объема и интенсив-ности нагрузок в соответствии с показателями здоровья каждого уча-щегося, составление и корректировка планов индивидуальных домаш-них заданий, тренировки по развитию и совершенствованию тех или иных качеств и способностей.

В связи с изложенным становится понятным, что проведение занятий только практической направленности содержания крайне ограничивает возможности освоения очень важного теоретического материала, который должен составлять главное содержание специального среднего образования в сфере адаптивного физического воспитания. При этом важно также подчеркнуть, что основное содержание процесса решения практических задач не может быть размещено в рамках только урока по адаптивному физическому воспитанию и должно осуществляться во всем многообразии внеклассных и внешкольных форм адаптивного физического воспитания школьников.

Говоря о детях с отклонениями в развитии, необходимо особенно акцентировать внимание педагогов (учителей) по адаптивной физичес-кой культуре, что внеклассные и внешкольные мероприятия с такими детьми надо проводить обязательно, несмотря на значительные труд-ности, связанные с их ограниченной мобильностью, наличием психо-логических комплексов и т.п.

Одним из важнейших резервов повышения эффективности адаптивного физического воспитания является введение обязательных домашних заданий с проверкой их выполнения, а также обучение родителей проведению занятий с детьми (прежде всего младенческого и дошкольного возраста).

Если рассматривать направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию в возрастном аспекте, то вполне понятно, что теоретическая и методическая направленность содержания может вводиться по мере интеллектуального развития детей.

В раннем детском возрасте проводятся, разумеется, только практические занятия. Однако совершенно необходимо обучать технике и методике проведения занятий родителей детей и поручать им выполнение ряда мероприятий дома. Особенно это касается гидрореабилитационных занятий, массажа и др.

Как отмечает В.П. Лукьяненко (2005), на первой ступени (началь-ного общего образования), начиная с 3-го класса, необходимо прове-дение одного-двух уроков в начале и в конце каждой четверти в виде занятий теоретической и инструкторско-методической направленнос-ти. На ступени основного общего образования – не менее одного заня-тия в неделю необходимо проводить с теоретическим и инструкторско-методическим содержанием. И на третьей ступени (среднего (полного) общего образования) рекомендуется проведение одного теоретическо-го, одного инструкторско-методического и не менее трех практических занятий, что предполагает вынесение практических занятий во вторую половину учебного времени.

Подобную схему постепенного введения теоретических и инструкторско-методических занятий в содержание адаптивного физического воспитания можно рекомендовать при работе с детьми специальных (коррекционных) образовательных учреждений и специальных медицинских групп массовых школ.