logo search
AFK-Tom-2

5.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания

В четвертой главе первого тома учебника была сформулирована ос-новная цель адаптивного физического воспитания для лиц с отклоне-ниями в состоянии здоровья (включая инвалидов) – формирование у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уве-ренности в них, готовности к смелым и решительным действиям, пре-одолению необходимых для полноценного функционирования субъек-та физических нагрузок, а также потребности в систематических заня-тиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни.

С точки зрения государственной политики, главная цель адаптивного воспитания состоит в максимально возможной коррекции основного дефекта путем применения, начиная с момента его обнаружения (в ряде случаев – с момента рождения ребенка), средств и методов адаптивной физической культуры для подготовки инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья к жизни и доступной образовательной и профессиональной деятельности.

Конкретизация цели адаптивного физического воспитания позволяет определить иерархию и приоритетность задач данного вида адаптивной физической культуры:

1) коррекция основного дефекта занимающегося путем обеспечения его рациональной двигательной деятельности, применения физических методов воздействия (холод, тепло, сенсорные раздражители и т.п.), психологических способов активизации сознания;

2) коррекция сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом;

3) компенсация наличных возможностей инвалида и человека с отклонениями в состоянии здоровья путем развития, сохранения и ис-пользования в новом качестве сохранных телесно-двигательных харак-теристик для снижения отрицательного влияния на жизнедеятельность человека основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений;

4) профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

5) обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам; развитие и совершенствование физических и психических качеств и способностей занимающихся; воспитание основных свойств их личности.

Таким образом, приоритетные задачи адаптивного физического воспитания – коррекционные, компенсаторные и профилактические – решаются в процессе решения традиционных для физического воспитания задач: образовательных, гигиенически развивающих и воспитательных.

Применительно к содержанию деятельности педагогов по адаптивному физическому воспитанию все задачи можно классифицировать по направленности этого содержания.

К первой группе будут отнесены задачи формирования знаний, уме-ний и навыков общекультурного плана, направленных на приобщение занимающихся к общекультурным ценностям данного вида культуры, и соблюдению норм и философии здорового образа жизни.

Ко второй группе задач необходимо отнести создание условий для планомерной и целенаправленной подготовки занимающихся к жизни в обществе и профессиональному самоопределению (задачи формиро-вания жизненной компетентности) в контексте средств и методов адап-тивной физической культуры.

Выделение данных групп задач в адаптивной физической культуре предполагает определение для каждого вида специальных (коррекцион-ных) учреждений оптимального соотношения собственно образователь-ных программ (норма образованности) и программ формирования жизненной компетентности (нормы жизненной компетентности) и на этой основе – разработку новых программ (программ нового поколе-ния) по адаптивному физическому воспитанию.

Поэтому в настоящих условиях учителя, педагоги, воспитатели, инструкторы-методисты адаптивной физической культуры, работающие в системе адаптивного физического воспитания, должны знать и использовать на занятиях (уроках):

– шкалы развития и проявления жизненной компетенции в возрастном аспекте (навыков самообслуживания, пространственно-временной ориентировки, социально-бытовой ориентации, коммуникативной деятельности, самосознания и сознательной регуляции собственного поведения в обществе, жизненного кругозора, жизненного и профессионального самоопределения, социальной мобильности и др.);

– способы оценки в рамках материала по своей дисциплине уровня достижений по каждой из указанных выше шкал жизненной компетентности;

– разделы программ по адаптивному физическому воспитанию, в рамках которых можно целенаправленно формировать жизненную компетентность у разных категорий детей;

– новые компоненты действующих программ, с помощью которых возможно более эффективное формирование жизненной компетентности для разных нозологических групп детей с отклонениями в развитии;

– условия (в том числе нетрадиционные) для внедрения программ целенаправленного формирования жизненной компетентности.

В соответствии с уже упоминавшейся концепцией реформирования системы специального образования (утверждена решением коллегии Минобразования России от 09.02.1999 г. № 3/1) (Н.Н. Малофеев, 2001) основным направлением этого реформирования является структурная перестройка, в соответствии с которой значительно возрастает роль адаптивного физического воспитания в этом процессе.

Суть структурной перестройки заключается в расширении целост-ной системы обязательной дошкольной коррекционной психолого-пе-дагогической (а не только медицинской! – С.П. Евсеев) помощи детям с ограниченными возможностями.

А это, в свою очередь, предусматривает формирование государственной системы раннего выявления и ранней психолого-педагогической коррекции отклонений в развитии:

– создание единой обязательной государственной системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии (на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций), диагностических и реабилитационных центров системы образования);

– разработку системы ранней дифференцированной психолого-медико-педагогической диагностики особых образовательных потребностей каждого ребенка и создание индивидуализированных комплексных программ реабилитации начиная с первых месяцев жизни;

– создание государственной системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии и системы организованной помощи семье.

По существу, данная концепция констатирует недостаточность только медицинской помощи (фармакологической, хирургической, мануальной, применение массажа и т.п.) детям в первые месяцы жизни и подчеркивает необходимость создания особых психолого-педагогических условий, стимулирующих познавательную двигательную активность детей за счет привлечения специально подобранных раздражителей, адресованных к сохранным сенсорным системам, или увеличения силы раздражителя, если он предназначен для пораженных дефектом анализаторов.

Отсюда и очевидное увеличение значения адаптивного физического воспитания: чем чаще и целенаправленнее стимулируются с помощью специально подобранных приемов, физических воздействий (особенно водной среды) сенсорные и двигательные «окончания мозга», тем ин-тенсивнее происходит процесс его развития и роста. Движения, форми-рующиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной сис-теме, и способствуют стимуляции психомоторного развития ребенка (Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова, 1981; П. Лич, 1993).

С первых месяцев жизни основу двигательной активности ребенка составляют врожденные двигательные реакции (рефлексы). Отсутствие или ослабление (в том числе и в связи с наличием какого-либо дефек-та) врожденных рефлексов характеризует неврологическое неблагопо-лучие, невозможность «запуска» и характерное для конкретного возра-стного периода развитие физических и интеллектуальных способностей малыша. Отсюда и возникают всевозможные задержки психического и физического развития, которые впоследствии приводят ребенка в сис-тему специального образования.

В завершение данного раздела подчеркнем, что разработка системы адаптивного физического воспитания для детей, начиная с первых месяцев жизни, а также дошкольного возраста – перспективнейшее и актуальнейшее направление этого вида адаптивной физической культуры.