3.1. Требования к дипломной работе
Цель и задачи дипломной работы. Дипломная работа позволяет наиболее полно реализовать полученные студентом знания, его способности и творческий потенциал, накопленный в процессе обучения. Дипломная работа призвана показать глубину усвоения выпускником теоретических и практических знаний по специальности, умение грамотно и аргументировано излагать свои мысли и формулировать конкретные предложения по улучшению деятельности предприятий и организаций сферы социально-культурного сервиса и туризма.
Важную роль и место дипломной работы в учебном процессе подготовки дипломированного специалиста предопределяют ее цель и задачи. Целью дипломной работы, подводящей определенный итог профессиональному образованию как целостной системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, является комплексная проверка степени подготовленности студентов к самостоятельному решению конкретной задачи по избранной специальности на основе накопленных ими теоретических знаний и методов практической работы.
Задачи дипломной работы:
теоретическое обоснование актуальности и значимости исследуемой проблемы;
раскрытие сущности социальных, культурных, экономических категорий, явлений и проблем организаций, отраслей и общества по избранной теме;
систематизация теоретических знаний и критический подход к действующей практике сервисных организаций в проведении исследования по теме;
всесторонний, глубокий анализ и обобщение собранного фактического материала (в первую очередь, полученного в период преддипломной практики) на основе творческого использования накопленных навыков аналитической работы;
разработка и обоснование рекомендаций и конкретных практических предложений по совершенствованию (изменению) методологии и техники функционирования организаций социально-культурного сервиса и туризма.
Решение указанных задач обусловливает соответствующие требования, предъявляемые к дипломной работе. Она должна быть написана на высоком теоретическом уровне, отражать глубокое знание отечественных и зарубежных литературных источников, а также нормативно-правовых актов по исследуемой проблеме; освещать дискуссионные вопросы, существующие по ним концепции с обоснованием личной позиции автора.
В процессе выполнения самой дипломной работы целесообразно выделить три этапа:
подготовительный;
написание глав работы и представление их научному руководителю;
доработка глав работы с учетом замечаний научного руководителя.
Каждый из этих этапов включает различные виды работ, детализирующих содержание соответствующих этапов. Важность и значение конкретных видов работ для успешной и современной подготовки дипломной работы обусловливает их самостоятельное выделение в качестве отдельных позиций (пунктов) в общем графике подготовки и представления дипломной работы.
Подготовительный этап начинается с подбора и ознакомления с основными литературными источниками по рассматриваемой проблеме и составления предварительного плана дипломной работы. При этом помощь в подборе специальной литературы могут оказать библиографические справочники, каталоги библиотек, а также справочники с обзором вновь изданной литературы и опубликованных статей в специальных журналах.
Предварительное ознакомление с литературой позволяет выяснить, насколько содержание того или иного источника соответствует избранной теме, получить более ясное представление о поставленных в дипломной работе задачах и проблемах, а также составить обоснованный первоначальный вариант плана.
Значимость этой стадии определяется тем, что в ходе формирования плана работы получает свое конкретное выражение общая направленность в развитии темы, вырисовываются масштабы и глубина исследования, намечаются объекты и источники получения практического материала. Именно в процессе составления плана предопределяется теоретический уровень и практическое значение дипломной работы в целом.
Конкретное содержание предварительного варианта плана дипломной работы определяется темой исследования. В то же время необходимо учитывать некоторые общие черты. В плане должны быть выделены актуальные вопросы темы. Правильно составленный перечень основных вопросов позволяет осуществить разбивку работы на главы, наметить параграфы внутри глав. Наиболее типичной является такая структура плана, которая включает введение, три главы и заключение.
В каждой главе должно быть не менее двух параграфов. При формировании плана нужно определить содержание глав и параграфов и дать им название. Разграничение глав на параграфы является результатом обдумывания содержания каждой главы и определения последовательности вопросов, которые будут в ней рассматриваться.
Важным условием правильности составления плана является отсутствие дублирования названия темы в главах работы, а названия глав в формулировках параграфов.
Составленный студентом предварительный план дипломной работы и библиография по теме представляются научному руководителю на согласование.
Важной задачей подготовительного этапа работы является ориентировочная оценка глубины проработки исследуемых проблем в подобранной литературе и изучение возможностей получения дополнительной информации, а также решение вопроса о сборе и обработке первичных фактических данных и статистического материала из имеющихся в распоряжении студента информационных источников.
После того, как изучены и систематизированы литературные источники, собран и обработан фактический материал, формируется окончательный вариант плана дипломной работы. Основой формирования окончательного плана работы является предварительный план. Изменения в предварительном плане могут касаться:
во-первых, уточнения направления исследования, если студент убедился в необходимости этого после изучения существа проблемы;
во-вторых, изменения в содержании отдельных глав и параграфов вследствие того, что объем собранного фактического материала недостаточен для освещения намеченных вопросов либо получены новые данные, представляющие теоретический и практический интерес.
Окончательный вариант плана дипломной работы должен быть согласован с научным руководителем и дополнен календарным планом написания глав и завершения работы в целом.
Написание глав дипломной работы и их представление научному руководителю на проверку составляет содержание следующей стадии подготовки работы.
В процессе этого этапа работы студент должен основательно разобраться в теоретических вопросах избранной темы, проанализировать собранный практический материал, разработать и обосновать предложения в исследуемой области деятельности.
Изложение вопросов избранной темы в работе должно быть последовательным и логичным. В этой связи для написания дипломной работы рекомендуется составить так называемый подробный рабочий план, детализирующий отдельные разделы, следуя которому студент добивается последовательного раскрытия вопроса и логического перехода от одного вопроса к другому. Изложение должно быть конкретным и опираться на действующую практику. При этом важно не просто описание, а критический разбор организации деятельности на базовом предприятии.
Иллюстрируя отдельные положения дипломной работы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, а также цитируя или свободно пересказывая принципиальные положения других авторов, необходимо делать ссылки на соответствующие источники. Наличие подобных ссылок не только не умоляет заслуг студента, но подчеркивает его научную добросовестность, придает работе более убедительный характер. Неоговоренные заимствования мыслей тех или иных авторов снижают качество работы, превращают ее из формы творчества в продукт компиляции.
Современные требования, предъявляемые к дипломной работе, исходят из того, что выпускник должен владеть навыками исследовательской работы, поэтому наличие элементов исследования является обязательным в работе. Для того чтобы дипломная работа носила исследовательский характер, в ней, во-первых, должна раскрываться социально-экономическая природа изучаемых явлений и излагаться собственная позиция студента по спорным теоретическим вопросам; во-вторых, содержаться глубокий и всесторонний анализ действующей практики организации и методологии сервисной деятельности; в-третьих, должны выдвигаться обоснованные предложения, разработанные на конкретном фактическом материале.
Раскрывая вопросы темы, следует широко использовать знания, полученные в области статистики, технологии и методов сервисной деятельности, менеджмента, маркетинга и других смежных дисциплин для того чтобы более умело обрабатывать и излагать материал. Применение в изложении материала формул, схем, графиков, диаграмм, таблиц является средством формализации характеристик объекта исследования и самого процесса исследования, а также позволяет в лаконичной форме отразить полноту изучения студентом исследуемых вопросов.
Изложение вопросов избранной темы работы должно вестись в соответствии с утвержденным планом. При всем разнообразии индивидуальных подходов к написанию работы в этом процессе можно выделить типичные структурные положения с довольно четко очерченным содержанием. Наиболее оптимальной, как уже отмечалось, является такая структура работы, которая включает: введение, три главы, с разбивкой их на параграфы, и заключение. Композиция дипломной работы может быть и иной. Различие, как правило, касается количества глав, увеличение или уменьшение которых зависит от темы исследования.
Во введении обосновывается выбор темы, характеризуется ее актуальность и значение, формулируются задачи дипломной работы. Здесь же оговаривается объект исследования, и даются отдельные пояснения к содержанию дипломной работы, например, чем обусловлено ограничение круга исследуемых вопросов, на каких фактических материалах строится работа и т.д. Объем введения, как правило, не превышает трех страниц машинописного текста.
Первая глава посвящается исследованию теоретических вопросов, ибо глубокое изучение теории должно послужить основой для правильного решения всех критических вопросов и получения экономически обоснованных выводов и предложений. В ней раскрывается природа и сущность того явления, исследованию которого посвящена дипломная работа.
Следует помнить, что первая глава дипломной работы должна служить базой для разработки практических вопросов в последующих главах.
В первой главе рекомендуется затрагивать дискуссионные вопросы, не ограничиваясь простым пересказом существующих направлений и точек зрения. Следует творчески осмыслить теоретический материал и обосновать собственную позицию необходимой аргументацией.
Вторая глава должна носить конкретный характер и детально раскрывать суть рассматриваемой проблемы. В ней целесообразно критически показать действующую практику функционирования хозяйствующего субъекта, выявить ее особенности и слабые места, обосновать необходимость совершенствования с учётом требований развития общества и экономики в современных условия. Выявленные проблемы в деятельности организации должны стать основой для разработок, предлагаемых студентом в третьей части работы.
В третьей главе должны содержаться практические рекомендации, которые студент может предложить для организации и совершенствования деятельности предприятия в целом или отдельных ее служб. Важно обозначить этапность предлагаемых мер и адресность (какому подразделению организации предлагается использовать данные меры).
При изложении вопросов второй и третьей глав следует органически увязать их с использованием компьютерной техники и новейших информационных технологий.
Заключение является своеобразным итогом всей дипломной работы. Оно должно быть четким и лаконичным по форме. Содержать основные выводы и предложения, направленные на улучшение деятельности хозяйствующего субъекта. При этом выводы и предложения должны непосредственно вытекать из решения тех вопросов и проблем, которые рассмотрены в тексте работы.
Законченные главы дипломной работы в установленные сроки должны сдаваться руководителю на проверку. Сроки представления отдельных глав и всей работы в целом устанавливаются руководителем для каждого студента индивидуально.
Руководитель, проверив главу, может вернуть ее студенту для доработки со своими письменными замечаниями. Доработка дипломной работы, на основе замечаний научного руководителя, составляет содержание третьего этапа работы, в ходе которого студент углубляет исследование отдельных вопросов, четче формирует свою позицию по спорным и дискуссионным проблемам, усиливает аргументацию выводов и предложений, выдвинутых в работе и т.д.
На этой стадии подготовки дипломной работы происходит также апробация результатов, полученных в ходе исследования.
Апробация может осуществляться в разных формах. Одной из них является подготовка студентом научного доклада, с которым он может выступить на заседании кафедры, на научной студенческой конференции. Если дипломная работа выполняется по специальному заказу, то формой ее апробации может быть получение письменного согласия заказчика (организации) с результатами проведенного исследования. Формой апробации выводов и практических предложений, содержащихся в дипломной работе, может служить также публикация материалов исследования в сборниках научных трудов, в периодических изданиях (еженедельниках, журналах).
- Подготовка к итоговой государственной аттестации выпускников вузА Методические указания Новосибирск 2013
- Подготовка к итоговой государственной аттестации выпускников вузА Методические указания
- 1. Общие положения
- 2. Методические указания по подготовке к государственному итоговому междисциплинарному экзамену
- 2.1. Процедура проведения государственного итогового междисциплинарного экзамена
- 2.2. Критерии оценки знаний при сдаче государственного итогового междисциплинарного экзамена
- Критерии оценок и их соответствие рейтинговой системе
- 2.3. Программа, вопросы и учебно-методическое обеспечение государственного итогового междисциплинарного экзамена Инновации в скСиТ
- 3.Диагностика и совершенствование деятельности организа
- 4. Понятие и основные составляющие инновации. Модели
- Реклама в социально-культурном сервисе и туризме.
- Техника и технология в скСиТ.
- Бизнес-планирование в скСиТ
- 11.Сущность бизнес-планирования. Место бизнес-планирования
- Правовое обеспечение скСиТ
- Организация и продажа туристских услуг
- 28. Основные понятия и условия формирования турпродукта.
- 37. Влияние досуга на формирование личности. Особенности детского, подростково-юношеского и молодежного досуга.
- 38. Национальные особенности организации досуга. История досуга в России и за рубежом.
- Технологии организации культурно-досуговой деятельности
- Основы практической реализации культурного туризма
- Организационные основы и технология обслуживания в гостиницах
- Организация деятельности службы приема и размещения
- 2.4. Учебно-методическое обеспечение
- 3. Методические указания по подготовке и защите дипломной работы
- 3.1. Требования к дипломной работе
- 3.2. Рекомендуемые темы дипломных работ
- 3.3. Процедура оформления дипломной работы
- 1 Культурно-досуговая деятельность культурных центров в современных условиях
- 1.1 Понятие и основные составляющие культурно-досуговой деятельности
- 3.4. Процедура защиты дипломной работы
- 3.5. Критерии оценок дипломной работы
- Критерии оценок за защиту дипломной работы и их соответствие рейтинговой системе
- Заявление
- Содержание (образец)
- Оглавление