Туристический бизнес в Интернет.
Онлайновый туризм становится одним из самых эффективных вертикальных рынков, где 64% сделок совершаются через Интернет, в то время как в остальных отраслях этот показатель составляет от 30 до 40%.
В России, по данным крупнейшей базы по турфирмам – сервера, сайты имеют более 1900 туркомпаний, т.е. практически у каждой второй турфирмы есть представительство в Интернете.
При этом, если в 1997-98 гг. в Сети рекламировались три-четыре десятка компаний, то в 2000 г. количество рекламодателей на основных туристских порталах перевалило за две сотни. По оценкам экспертов, в летнем сезоне-2003 на рекламу в Интернете российские туристские фирмы суммарно тратили примерно 70-80 тыс. долларов ежемесячно.
Активно развиваются корпоративные системы бронирования через Интернет. Ведущие российские туроператоры – лидеры рынка, такие, как «Натали Туре», «Тез Тур», «Интурист», UTE-Megapolus Group и др., уже не первый год используют системы взаимодействия «туроператор – турагент».
Активно продвигаются в Интернете и глобальные системы бронирования туристских услуг. Практически все основные из них -GDS-Amadeus, Galileo, Wordspan и другие предоставляют интернет-интерфейс к своим базам данных.
Таким образом, Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристской компании начиная от поиска и привлечения клиентов и заканчивая формированием турпродукта в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента.
Классификация туристских бизнес-ресурсов
По уровню представления в сети туристские ресурсы России классифицируют следующим образом:
- сайты общего назначения с туристическими разделами;
- специализированные туристические порталы и сайты;
- глобальные системы бронирования;
- сайты фирм-туроператоров;
- сайты туристических агентств;
- сайты гостиниц;
- личные страницы путешественников.
Специализированные туристические порталы и сайты
Туристические порталы как рекламные on-line-площадки призваны способствовать продажам услуг рекламодателей — туроператоров и турагентств.
Источником доходов порталов являются баннерная реклама, платное размещение информации о туристических услугах, комиссионные, полученные от турфирмы за факт заказа с сервера.
Являясь посредниками, порталы предоставляют фирмам возможность заявить о себе и своих турах, а конечному пользователю узнать по Интернету о предлагаемых услугах, не затрачивая на это много времени.
Подобная многогранность определила наибольшую популярность именно туристских порталов среди прочих туристских ресурсов.
На порталах можно:
забронировать тур через специально разработанную форму,
заказать информацию о подходящем предложении по электронной почте.
Обычно такие предложения выглядят в виде строчек с указанием фирмы-продавца, курорта, категории отеля, вида транспорта, дополнительных услуг в туре, минимальной или максимальной цены и т.п.
Сотрудник турфирмы сам может в режиме реального времени заносить и изменять свои туры. В некоторых ресурсах реализован механизм on-line заказа тура, возможность вставлять прайс-листы или программы туров, писать развернутые комментарии и т.п. Фирмам-рекламодателям в этом случае необязательно иметь свою страничку в сети, а достаточно указать свой e-mail или телефон.
Пользуются успехом on-line-конференции, размещенные на туристских сайгах. В них любой пользователь сети может высказать свое мнение о работе той или иной фирмы, посоветовать другим, где лучше отдохнуть, получить консультацию у аудитории при выборе путевки, курорта, турфирмы и т.п.
На многих порталах собраны большие коллекции различных рассказов туристов о своих поездках и впечатлениях.
Порталы для профессионалов турбизнеса
Первая категория - это порталы, размещающие материалы, рассчитанные на повышение профессионального уровня участников и создание своеобразной среды общения работников турбизнеса.
Вторая категория туристских сайтов – это системы ценового анализа предложений туроператоров. Поскольку туристский рынок очень динамичен, изобилует спецпредложениями, что усложняет работу рядовых менеджеров турагентств по отслеживанию ежедневных изменений цен у большинства операторов, эту функцию выполняют системы ценового анализа. Они собирают в единую базу данных все предложения операторов по направлению и предоставляют агентствам за определенную плату доступ к этим базам, из которых видно, какой туроператор предлагает наиболее выгодные условия на тот или иной тур, отель, экскурсионную программу и т.п. Агенту только остается выбрать предложение по лучшему соотношению цена/качество/надежность оператора.
Большинство российских туристских операторов имеет интернет-сайты. Основные группы туроператорских сайтов:
- визитная карточка – сайт, состоящий из нескольких страниц: «О фирме», «Как нас найти» и др. Достоинства сайта – низкая ценой создания и отсутствие необходимости постоянного обновления.
web-витрина представляет собой набор web-страниц с описаниями стран, курортов, отелей, предлагаемых туроператором. На таких сайтах регулярно ведутся новостные разделы, появляются специальные предложения и горящие путевки. Предусмотрена возможность подачи заявки по электронной почте. Часто встречается форма для подписки на лист рассылки спецпредложений. Классическими веб-витринами являются сайты турфирм Русибер, Иитраст-тур, Пак-Групп, Чайка-тур, Креста-туризм и др.
Система «Туроператор-турагент» относится к В2В-истеме. Наиболее крупные туроператоры применяют внутрикорпоративные системы бронирования своих туров с использованием сети Internet. Tyрагент из базы туров, размещенной в Интернете, выбирает одно из предложений, заносит свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают во внутреннюю базу туроператора. Система автоматически в реальном режиме времени пересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартные размещения и выполняет другие функции. Агентство в реальном времени может проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов и т.п. К данной категории сайтов относят системы on-line-бронирования туристических компаний «Натали-Туре», «Нева», «Тез-тур».
Структура сайтов туроператоров
Анализ структуры сайтов туроператоров – лидеров туристского рынка России в 2004 г. – «Тез Тур», компании «Инна Тур», «Пегас туристик», «Натали Туре», РАО «Интурист», и турфирмы «Нева» – показал, что наиболее представительным является сайт компании «Тез Тур».
Структура сайтов туроператоров с лицензией на агентскую деятельность
Как правило, туроператоры не занимаются непосредственной продажей туров физическим лицам, предпочитая взаимодействовать в сфере business-to-business. Однако законы рынка стимулируют туроператоров на работу с туристами. Более того, финансовые возможности туроператоров позволяют развивать электронную коммерцию в сфере business-to-consumer, создавая электронные магазины розничной торговли. К сожалению, на современном этапе туристских магазинов в Рунете явно недостаточно. Среди них можно назвать YeslTravel – туры, путевки: заказ и поиск он-лайн.
Сайты туристских агентств и их классификация
- визитная карточка;
- веб-витрина;
- туристический электронный магазин.
Первые две категории аналогичны сайтам туроператоров, отличие заключается в направленности на различные аудитории.
Туристический электронный магазин – тип агентских сайтов, основанный на on-line-технологиях. Пример реально работающего электронного магазина – сервер «Сеть магазинов горящих путевок».
Главная особенность такого сайта – детализированное описание каждого тура, отеля, на каждую дату с соответствующими ценами. Предусмотрена возможность заказа турпакетов с помощью систем on-line бронирования.
Неразвитая система Internet-платежей не позволяет совершать покупки тура через Internet, но определиться с туром, с конкретным отелем, произвести предварительный заказ вполне реально.
Преимущества электронного магазина – благоприятное воздействие на потенциального покупателя, создание положительного имиджа фирмы, преодоление недоверия к неизвестной фирме. Если в программном обеспечении предусмотрена связь с внутриофисной программой автоматизации турфирмы, то к моменту прихода клиента в офис ему уже могут быть выписаны необходимые документы, сделано предварительное бронирование тура у оператора и т.п.
Недостатки: необходимость ведения большой базы данных туруслуг использование сложного программного обеспечения, наличие в штате фирмы специального администратора магазина.
Кроме «Магазина горящих путевок» собственные электронные магазины имеют фирмы «Куда.Ру», «GreenEx», «Флагман», «Лемек», «Travelone» и др.
Информация на сайтах должна быть систематизирована и структурирована таким образом, чтобы посетитель находил нужную ему информацию не более чем за три перехода по гиперссылкам страниц. Это требование получило название «правило трех «кликов».
- Понятие об информационных технологиях в туризме.
- 2.Назначение информационно – вычислительных сетей (ивс). Классификация ивс по географическим масштабам. Классификация ивс по способу передачи информации.
- Классификация ивс по географическим масштабам.
- Классификация информационных технологий в туризме.
- Информационные и коммуникационные технологии. Характеристика коммуникационной сети.
- Влияние информационных технологий на развитие туризма.
- Информационные и коммуникационные технологии. Информационные системы. Система адресации Интернета. Поиск адреса по доменному имени. Протоколы сети Интернет.
- Система адресации интернета
- Цифровой адрес
- Пример цифрового адреса 192.45.9.200
- Домены, представленные графическими регионами (2 буквы):
- Поиск информации в интернете
- Протоколы сети интернет
- Характеристики компьютерных систем бронирования и резервирования.
- Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Текстовый процессор Word. Назначение. Работа с документом.
- Выбор системы бронирования.
- Информационные и коммуникационные технологии. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Текстовый процессор Word. Работа с абзацем.
- Мультимедийные технологии в туризме.
- Информационные и коммуникационные технологии. Услуги Интернета. Поиск информации в Интернете. Услуги интернета
- Поиск информации в интернете
- Электронные каталоги в туристическом бизнесе.
- Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Текстовый процессор Word. Форматирование текста.
- Информационные системы менеджмента в туризме.
- Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Табличный процессор Excel. Назначение. Понятие электронной таблицы, ячейки, данные, ссылки на ячейки.
- Специализированное программное обеспечение для турбизнеса.
- Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Табличный процессор Excel. Формулы, функции, диаграммы.
- Информационные технологии в управлении гостиничным комплексом.
- 2.Современные средства оргтехники в туризме.
- Персональный компьютер
- Директорский коммутатор
- Офисные доски
- Пейджер
- Телетайп
- Принтер
- Финансовый менеджмент в управлении турбизнесом.
- 2.Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Понятие баз данных. Примеры профессиональных баз данных, их типы (реляционный, иерархический, сетевой).
- Бд представляют собой информационную модель, которая содержит данные об объектах и их свойствах.
- Интернет – технологии в туризме.
- 2.Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Структура реляционной базы данных (поля, строки). Режимы создания: режим таблицы, режим конструктора. Работа с файлами.
- Этапы автоматизация турфирм
- 2.Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы Создание запросов, форм, отчётов.
- 1. Этапы создания сайта турфирмы
- 2.Правовая система КонсультантПлюс. Приёмы поиска документа.
- Понятие электронной коммерции в туризме.
- 2.Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. Ms PowerPoint Приёмы создания и оформления презентаций.
- Интернет – рынок информационных ресурсов для туристов
- 2.Приёмы создания сайта. Язык разметки гипертекста. Структура html – документа.
- Туристический бизнес в Интернет.
- 2.Приёмы создания сайта. Язык разметки гипертекста. Оформление текста.
- Туристская Интернет – реклама.
- 2.Приёмы создания сайта. Язык разметки гипертекста. Вставка таблиц и списков.
- Страховое обеспечение туристического бизнеса.
- 2.Приёмы создания сайта. Язык разметки гипертекста. Вставка рисунков, анимации, звука.
- Денежно-финансовое обеспечение туристического бизнеса.
- 2.Приёмы создания сайта. Язык разметки гипертекста. Фреймы.