Методы и технологии минимизации загрязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в экотуризме
Для охраны природы реально значимы не масштабы туризма или мотивация путешествующих, а воздействие, которое оказывает их путешествие. А это в первую очередь определяется тем, как организовано путешествие, какие используются технологии. Десять посетителей могут нанести больше вреда, чем сто, если их маршрут ненадлежащим образом спланирован и организован. В то же время, во многих национальных парках тысячи туристов, которые приезжают на несколько дней, платят взносы за посещение специально оборудованных визит-центров и экотроп, не наносят существенного вреда и обеспечивают доходы для охраняемых территорий и местных жителей. Поэтому, они могут считаться экотуристами в той же степени, что и маленькие группы посетителей, совершающие сложные многодневные походы в дикой природе с рюкзаком за плечами и ночлегом в палатках.
Использование технологий и методов минимизации загрязнения окружающей среды экономически выгодно всем: менеджерам турфирм и средств размещения, экотуристам, местным жителям, руководству ООПТ. Как правило, такие технологии и методы направлены на рациональное использование природных ресурсов (энергетических, водных, земельных, рекреационных и др.) в туристском обслуживании. Это приводит к снижению затрат и удешевлению туров, что делает туристский район более доступным и популярным. Игнорирование таких технологий ведет к потерям на экотуристском рынке, конфликтам с природоохранными организациями, способными привести к отзыву сертификатов на туристскую деятельность, запрету на работу в ООПТ, крупным штрафам и т.д.
Приготовление пищи. В приготовлении пищи в качестве топлива лучше использовать газ или бензин. При этом необходимо принять меры по их экономному использованию: использовать крышки на посуде, сооружать ветрозащитные и теплоотражающие стенки (экраны), использовать автоклавы, скороварки и т.д. Использование дровяного топлива (валежник, сухостой) ведет к вмешательству в естественное течение природных процессов, приводит к образованию отходов горения и часто является причиной лесных пожаров. Кроме того, это значительные траты времени и сил на поиски дров, растопку, чистку посуды от нагара.
При составлении меню больше внимания следует уделить салатам и блюдам быстрого приготовления. Это полезно для здоровья не только человека, но и природы, так как отходы растительной пищи утилизируются лучше, чем животной.
Стирка белья и мойка посуды. Необходимо минимизировать использование горячей воды для мытья посуды. Для этого следует: 1) тщательно очищать посуду от остатков пищи; 2) мыть всю посуду сразу, а не по отдельности - это приводит к сокращению затрат энергии на нагревание воды и уменьшает количество загрязненной после мойки воды; 3) мыть посуду вечером, после дневного перехода (а до этого транспортировать ее в отдельном мешке).
Не использовать одноразовую посуду. Куда лучше разноцветная пластиковая многоразовая посуда, выдаваемая туристам в начале тура. Тогда туристы будут «узнавать» свой стакан, тарелку и не будет необходимости в частом споласкивании.
В стирке и мойке необходимо использовать средства не содержащие фосфор (маркированы как КР) или содержащие его в малом количестве (Р).
Стирать и мыть посуду следует на расстоянии не менее 50 м от ближайших водных объектов (ручья, озера, реки и т.д.). Грязную воду следует разбрызгать на землю, с тем, чтобы она отфильтровалась почвой.
Строительство приютов, отелей, оборудование лагерей и бивуаков. Необходимо широко использовать теплоизоляционные материалы. Например, в Австралии повсеместно используется фольга в стенах и крышах приютов, хижин. Кроме того, темные цвета стен, крыш нагреваются солнцем сильнее, чем светлые. В случае с палаточными лагерями и бивуаками следует предусмотреть сооружению ветрозащитных стенок. Эти меры ведут к экономии энергии, топлива и повышают комфорт для туристов.
Веранды домиков (хижин), балконы этажей отелей и тамбуры палаток - эффективное и популярное среди туристов средство регулирования температуры в помещениях.
Потери тепла через окна в 10 раз выше, чем через стены. Поэтому двойные оконные рамы обязательны для горных отелей и хижин.
Занавеси и шторы на окнах работают как отражатели тепла в холодную погоду и мешают проникновению прямых солнечных лучей в жаркую.
Расположение окон и дверей должно быть увязано с преобладающими направлениями местных ветров (горно-долинных, фенов, бризов и т.д.), иначе сквозняков, разбитых стекол и потерь тепла не избежать.
Необходимо шире использовать нетрадиционные природные источники энергии: ветер, термальные воды, солнечные лучи и т.д.
Для освещения помещений наиболее хороши флуоресцентные лампы, работающие на перезаряжающихся батареях.
Отопление в домиках, корпусах не должно быть центральным, так как нет необходимости в обогреве всех помещений здания в одно время. Поэтому хорошо себя зарекомендовали самостоятельные обогреватели, различные термостаты, таймеры нагревания. Таким образом обеспечивается индивидуальное отопление каждой зоны (холл, бар, подсобные помещения), комнаты.
Использование открытого огня для отопления (камины, жаровни) неэффективно, хотя и привлекает туристов. Их использование может быть оправдано только для небольших баров и ресторанов.
Следует активнее использовать бытовые приборы, работающие на встроенных солнечных батареях или с низким потреблением электроэнергии (калькуляторы, часы и т.д.).
Туалеты типа «мальчики налево, девочки направо» могут использоваться только в малопосещаемых районах, так как это может стать причиной кишечных заболеваний для диких животных. Помимо этого, такие туалеты создают значительные неудобства для самих туристов.
Туалеты должны располагаться не менее чем в 100 м от ближайшего водного объекта, в местах с глубоким залеганием грунтовых вод. Они не должны находиться рядом с водными объектами или в понижениях рельефа. При выборе места для ямы необходимо учитывать направления местных ветров, чтобы не создавать дискомфорт туристам. Вытяжные трубы туалетов лучше окрашивать в черный цвет для улучшения тяги.
Купание. Купание (умывание, душ) требует до половины всей горячей воды, используемой в обслуживании туристов. Поэтому вполне логично использование дозаторов на сантехнике. Наиболее эффективны устройства, обеспечивающие подачу от 6 до 9 литров воды в минуту.
Душевые комнаты должны иметь хорошую теплоизоляцию, чтобы избежать сквозняков и потерь тепла.
В связи с чрезмерными хлопотами с упаковкой лучше использовать жидкое мыло, шампунь, помещаемые в специальные емкости с дозаторами.
В случаях, когда грязная вода сливается прямо в водоем использование шампуня, мыла не рекомендуется. Грязная вода, содержащая мыло, шампунь должна быть рассеяна на расстояние не менее 50 м от ближайшего водоема.
Для экономии воды и энергии при стирке менять полотенца, постельное белье лучше по просьбе гостей, а не постоянно.
Выбор между бумажными полотенцами, электросушилкой или тканевыми рулонными полотенцами лучше доверить гостям, так как нет исследований доказывающих превосходство одного из средств в охране природы.
Необходимо шире использовать летние души, где вода в темных баках нагревается солнечными лучами.
Утилизация отходов кулинарии. Большая часть отходов растительной пищи может быть утилизирована самой природой, чего не скажешь об отходах животного происхождения. Необходимо избегать попадания жиров и масляной пищи в бессточные водоемы. Поэтому лучше при мытье посуды удалять жир тряпкой или пользоваться масляные фильтры.
Использование компостных ям требует знаний и навыков, так как они часто становятся источником неприятного запаха и газа.
Утилизация изделий из стекла, пластмассы, металла. В некоторых странах до 80% производимого стекла используется для упаковки, особенно для алкогольных напитков. Стекло практически не может быть утилизировано природой (кроме сбрасывания в ледниковые трещины). Как и в случае с пластмассой - это вечные отходы, которые необходимо только эвакуировать. Поэтому лучший выход — уменьшить количество используемых стеклянных и пластмассовых изделий и перейти на бумажную, картонную упаковку. Ни в коем случае нельзя сжигать пластмассу, так как при горении выделяются чрезвычайно вредные соединения и вещества.
Металлические емкости из-под краски и химикалий необходимо эвакуировать. Следует избегать использования металлических емкостей, особенно с аэрозолями.
Особенности разработки турпродукта для разных категорий экотуристов
Главный вопрос при создании турпродукта: для кого он предназначен и кто его основной потребитель.
Основной позицией маркетинга является удовлетворение потребностей клиентов. Риск, что клиент не будет достаточно удовлетворён, связан с тем, что туроператору не удастся обеспечить впечатления, соответствующие его ожиданиям. Поэтому для того, чтобы иметь возможность давать и исполнять обещания, туроператорам необходимы знания о туристах: какие запросы они имеют и какие ожидания связывают с путешествием.
Интересы и мотивации экотуристов, посещающих российские охраняемые территории, могут быть весьма разнообразны. Существуют также существенные различия между интересами туристов, например, из Западной Европы, Америки, Австралии и Японии. Опыт организации экотуров в России показывает, что практически ни одна из групп по своим интересам и особенностям не повторяет другую. Поэтому крайне важно еще на стадии разработки экотуристической программы точно выяснить, что их интересует и что они предпочитают.
При формировании турпродукта следует учитывать, что представители разных категорий экотуристов имеют различные требования относительно уровня комфортности проживания и транспортных средств, подготовки гидов, степени информационной насыщенности и «развлекательности» их путешествий.
Исходя из целей и характера деятельности, можно выделить четыре основных типа экологических туристов:
1) высокоспециализированные туристы – специалисты, ученые или участники специализированных туров;
2) увлеченные - туристы, целенаправленно познающие природу и культуру;
3) массовые (неспециализированные) - туристы, главной целью которых является «необычное путешествие»;
4) случайные - туристы, оплатившие обычный тур, предусматривающий отдельные экологические программы или экскурсии.
Определяющим фактором для высокоспециализированных туристов является высокое биоразнообразие, наличие определенных видов или объектов, которых они изучают, возможность для проведения исследований. Визуальная привлекательность ландшафта, комфортность инфраструктуры играет второстепенную роль. Эта категория является наиболее предпочтительной для многих охраняемых территорий, особенно для заповедников, но она немногочисленна и обеспечивает невысокие занятость и доход для местного населения.
Для увлеченных туристов центральную роль играет наличие тех объектов, которые вызывают особый интерес у туристов, которые являются их «хобби». Ярким примером такой группы туристов являются орнитологи-любители (birdwatchers), которые ценят высокое разнообразие и специфичность орнитофауны (ценится возможность зарегистрировать максимальное количество видов птиц за минимальный срок - иногда до 100 и более в день). Кроме этого, для значительной части представителей данной категории важны комфортабельные условия размещения и транспорт, непродолжительность переездов с места на место. Как и для первой группы, визуальная красота ландшафта играет второстепенную роль. Поскольку эта группа туристов таким образом проводит свой досуг, а если говорить о любителях орнитологии, то значительная их часть - люди достаточно обеспеченные, то они могут принести весомый доход для охраняемых территорий.
Массовые и случайные экотуристы предъявляют высокие требования к визуальной привлекательности ландшафтов, комфортности инфраструктуры, организации развлечений и популярных познавательных программ. Собственно биологическое и ландшафтное разнообразие для них значительно менее важны по сравнению с представителями первых двух категорий. Их привлекает необычность, уникальность, экзотичность природных объектов, они требовательны к квалификации обслуживающего персонала, особенно экскурсоводов, гидов, проводников. У этой группы большой потенциал спроса (при наличии соответствующих условий), поэтому они могут обеспечить значительно больший экономический эффект для местного населения.
Значительную долю массовых туристов составляют любители приключенческого туризма, для которых определяющую роль играет возможность активного времяпровождения (например, наличие интересных рек, пригодных для сплава и желаемой категории сложности) и красота ландшафтов. Немаловажное значение имеют также степень удаленности района проведения тура, удобство подъезда и, соответственно, стоимость «заброски». Уровень комфортабельности условий проживания не играет существенной роли. Многие из российских самодеятельных туристов предпочитают путешествовать на полном самообеспечении, не приносят никакого дохода ООПТ и местным сообществам и потому не являются экотуристами. Но, в то же время, в мире получили широкое распространение организованные приключенческие туры, проводимые в соответствии с международными принципами экотуризма.
Для «классических», массовых экотуристов очень привлекательны комплексные и даже трансрегиональные программы, позволяющие за один приезд посетить несколько охраняемых территорий, очень разнообразных по своим природным условиям, и, тем самым, получить более полное представление о природе региона. Например, для них представляет большой интерес программа по заповедникам Дальнего Востока, включающая посещение 5-ти различных охраняемых территорий за три недели. Напротив, участникам более специализированных (научных) экотуров необходимо значительно больше времени для детального знакомства и исследования каждой охраняемой территории. Поэтому для них можно рекомендовать включить в трехнедельную программу посещение только две охраняемые территории.
Однако, даже в случае неспециализированных комплексных туров, не следует стремиться показать все достопримечательности региона сразу. Пусть лучше у людей останется желание приехать снова.
В странах Западной Европы почти не сохранились ненарушенные природные ландшафты, поэтому специалистов и туристов из этих стран очень интересуют такие места, как леса, долины рек, прибрежные территории и т.д., где влияние человека отсутствует или очень низко. Поскольку Западная Европа плотно населена, для большинства туристов интересно увидеть слабо заселенные ландшафты. Они охотно посещают сельскохозяйственные территории, поселки различного типа. Имеет смысл включить в программу посещение типичных сельскохозяйственных угодий, знакомство с методами ведения сельского и лесного хозяйства, садоводства, устройством деревянных домов и многими другими вещами, которые можно показать «по пути». Для экотуристов посещение индустриальных заводов интересно только в том случае, если обсуждаются вопросы загрязнения, особенно в местах добычи полезных ископаемых. Всегда имеет смысл предусмотреть краткую обзорную экскурсию по крупным городам.
Для многих экотуристов очень приятно и интересно принять участие в полевой или эколого-образовательной работе сотрудников местных охраняемых территорий.
Посещение питомников различных видов животных для зарубежных экотуристов представляет интерес только в том случае, если это редкие, уникальные для данного региона виды (например, амурский тигр). В Европе существует множество подобных станций.
- Фгоу впо «Астраханский государственный технический университет»
- Экологический туризм
- Часть 2
- Содержание
- 1. Устойчивое развитие и туризм
- 2. Причины возникновения, история и Понятие экологического туризма
- 3. Классификация экотуризма. Цели, объекты, виды и направления экотуризма
- 4. Ресурсы экологического туризма
- 5. Эколого-туристический потенциал территории
- 6. Влияние туризма на окружающую среду. Понятие пропускного потенциала
- 7. Особенности проектирования экологических туров
- Методы и технологии минимизации загрязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в экотуризме
- Специфика современных туристских предложений
- 8. Экологические тропы как основа инфрастуктуры экотуризма
- Общие сведения
- Графические материалы
- Детальное описание тропы
- 9. Информационное обеспечение экотуров. Правила поведения на экологических маршрутах
- Описание программы многодневного экотура
- 1. Описание региона и конкретных охраняемых территорий, по которым проводится тур
- 2. Описание собственно программы экотура
- 3. Цена тура, что в нее включено
- 4. Дополнительная информация о программе
- 5. Полезные сведения
- 6. Специальная информация для специализированных групп (ученые, студенты естественных специальностей, орнитологи-любители и др.)
- Разработка правил поведения в экологических турах
- Виды правил
- Методика разработки и написания правил
- Содержание правил
- Основные принципы построения правил
- 10. Маркетинг и менеджмент в экотуризме
- Мотивация экотуристских поездок
- Маркетинговый профиль экотуриста
- Продвижение экотуристского продукта
- Менеджмент в экологическом туризме
- 11. Особоохраняемые территории в экологическом туризме
- 1. Планирование управления
- 2. Зонирование территории
- 2. Создание туристской инфраструктуры парка
- 12. Состояние, проблемы и перспективы развития экологического туризма в россии и зарубежом Экологический туризм в зарубежных странах
- Рекомендуемая литература