Менеджмент в экологическом туризме
Развитие экологического туризма, отвечающее новым требованиям и условиям, невозможно без новых методов организации и управления отраслью, вобравшей в себя последние достижения теории и практики маркетинга, а также активной работы менеджеров экологического туризма.
Менеджмент экологического туризма объединяет систему мероприятий классического менеджмента со специфическими мероприятиями, которые свойственны экологическому туризму. Основными среди таких мер считаются: сохранение биологического разнообразия рекреационных территорий, обеспечение их устойчивого регионального развития, формирование экологического мировоззрения туристов и местного населения, управление взаимоотношения с местными жителями.
Планированию в экотуризме, как в случае создания турпродукта, так и при намерении совершить экологическое путешествие должен предшествовать сбор специальной информации об особенностях рекреационной территории, ее состоянии, климате региона, флоре и фауне, наличии эндемичных (локальных) инфекционных заболеваний, а также о традициях и обычаях местного населения и т.д. Получить такую информацию в современных условиях не составляет труда. Туроператоры и туристы могут обратиться в туристские агентства той страны, которая их интересует. Многие организации по охране природы, академические учреждения, музеи выделяют деньги на экологические туры, проводят лекции с показом слайдов о путешествиях и экологических экскурсиях. Информацию можно найти в литературе по географии, охране природы, биологии, в специализированных туристских журналах. Огромный массив данных по экологическому туризму размещен в Интернете.
Непременным условием для организации и проведения экологических туров является сохранение биоразнообразия рекреационных территорий. Осуществление этой важной функции экологического туризма базируется на природоохранном законодательстве, принципах поведения на охраняемой территории, разумном финансовом управлении.
Финансовые вложения в большой мере определяют эффективность природоохранных мероприятий. Экологический туризм не может успешно развиваться, если определенная часть средств, получаемых от него, не возвращается для поддержания рекреационных территорий. Наглядным подтверждением этому является ситуация с национальными парками Кении. В период, когда только 2% денег, получаемых национальными парками страны, расходовалось на их поддержание, возникло множество проблем, одной из которых было браконьерство. В 1989 г. президент Кении решил исправить ситуацию и предоставил Службе дикой фауны Кении большую свободу в управлении территориями национальных парков. После того, как средства, выделяемые на содержание парков, составили 20% от получаемой ими прибыли, управление парками стало эффективным и ситуация выправилась.
Рекреационное пользование – это совокупность явлений, возникающих при использовании территории в целях туризма и отдыха. Сущность его заключается в двусторонней связи: воздействие территории на отдыхающих и – отдыхающих на территорию. В первом случае имеют место преимущественно позитивные социальные последствия, во втором – негативные экологические результаты отдыха. Мировой практикой экологического туризма отработаны технологии, позволяющие, с одной стороны, реализовать рекреационные потребности отдыхающих, а с другой – сделать экологический туризм природоохранным мероприятием. Природоохранные мероприятия на рекреационной территории должны сочетать соблюдение предписанного уровня рекреационной нагрузки, допустимого на данной территории, охрану и мониторинг состояния территории, систему мер по перманентной механической очистке и восстановлению деградированных участков. Важнейшим, качественным отличием рекреационных территорий должна быть их подготовленность к массовому отдыху, что достигается соответствующей их благоустроенностью. Территория при этом делится на зоны интенсивного (массового) и умеренного (прогулочного) посещения.
Мероприятия по определению рекреационной емкости территории, которая вводится в экотуристское пользование, должны проводиться в тесном контакте с научными и научно-прикладными организациями, имеющими опыт такого рода исследований. Желательно использовать уже имеющиеся сведения, однако, вполне реален заказ и оплата целевых проектов и программ.
Не менее важным условием менеджмента экологического туризма является вовлечение в туристскую индустрию местного населения. Мировая практика показывает, что особенно эффективно обязанности егерей и проводников выполняют местные жители, хорошо знакомые с особенностями территории, обычаями населения, сложностями и опасностями, которые могут подстерегать экотуристов. Организаторы экологических туров привлекают местное население к снабжению туристов продовольствием, жильем, к очистке маршрутов от мусора и создают таким образом новые рабочие места, повышают жизненный уровень местного населения, способствуют росту устойчивости региона.
Важным фактором для менеджмента экологического туризма является знание и соблюдение традиций и обычаев местного населения. В экологическом туризме это направление приобретает особое значение, так как экомаршруты часто проходят по территориям, мало затронутым современной цивилизацией, в регионах, население которых живет по традициям предков, часто очень далеким от тех правил и норм, которые приняты в современных развитых странах. Операторы, планирующие и реализующие экологические туры, должны обладать определенным запасом знаний, которые позволят им избежать неудобных, а иногда и критических ситуаций.
В целях недопущения подобных случаев при осуществлении туристской деятельности и защиты природных и историко-культурных ресурсов необходимо:
• осуществлять периодически (раз в пять лет) комплексное обследование объектов экологического туризма с целью оценки их состояния и разработки текущих и перспективных программ их сохранения;
• при разработке туров и формировании потоков туристов учитывать допустимые нагрузки на экосистемы маршрута;
• использовать при разработке экологических маршрутов или туров современные, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии в процессе строительства и эксплуатации инфраструктуры туризма, транспортировки и обслуживания туристов;
• разработать регламент посещения для каждого объекта экологического туризма - предельное ежедневное, ежемесячное, ежегодное количество посещений с определением периодов полного запрета посещений, способы удобного подхода (подъезда) к объекту;
• обратить особое внимание на объекты экологического туризма за пределами ООПТ, поскольку именно они в меньшей степени обеспечены охраной;
• обеспечить рассредоточение потока туристов на природных территориях, уже сейчас имеющих пороговые показатели рекреационных нагрузок;
• соблюдать природоохранный режим при организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
• организовать выдачу лицензий только тем туристским фирмам и организациям, которые обеспечивают полную сохранность природной среды и отсутствие отходов после прохождения маршрута. В документе, сопровождающем выдачу лицензии, должно быть указано о возможности отзыва лицензии при несоблюдении этого условия;
• проводить специальные мероприятия по повышению природной устойчивости и рекреационной емкости территорий, представляющих интерес для экологического туризма: мелиоративные, лесотехнические меры, прекращение выпаса скота, прореживание древостоя, подсадку деревьев и кустарников, создание прогулочных троп, видовых площадок, рациональное размещение учреждений туризма;
• обеспечить постепенное свертывание экологически вредных производств в районе объектов экологического туризма, определив здесь приоритетной отраслью рекреационное хозяйство с необходимыми элементами рекреационной инфраструктуры.
• проводить мониторинг состояния ресурсов экологического туризма;
• на маршрутах экологического туризма, включающих в состав объектов посещения памятники истории и культуры очень высокого класса, в том числе предлагаемые к включению в список Всемирного наследия, соблюдать меры особой охраны. Главным руководством при этом является принцип Генеральной конференции ЮНЕСКО по охране природного и культурного наследия: «Каждый объект культурного и природного наследия является уникальным, и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия»;
• проведение широкой разъяснительной работы о необходимости охраны природной и культурной среды среди иностранных и отечественных туристов с использованием основных принципов Хартии туризма, где (статья IV) указывается: «В целях содействия пониманию и бережному отношению необходимо способствовать распространению среди туристов соответствующей информации:
а) об обычаях местного населения, его традициях, местных запретах и священных местах, святынях, которые должны уважаться;
б) об их художественных, археологических и культурных ценностях, которые должны быть сохранены;
в) о фауне, флоре и других природных ресурсах, которые Должны быть защищены».
Развитие менеджмента в экологическом туризме призвано повысить эффективное управление деятельностью туристских предприятий, в том числе:
• обеспечить соответствие рекламируемых достоинств туристских маршрутов и сопутствующих услуг качеству этих услуг, предлагаемых в действительности;
• обеспечить максимальный учет запросов потребителей экологического туризма при формировании туристских маршрутов по их сложности, сезонности, видам, продолжительности и т.д.;
• обеспечить защиту жизни и здоровья путешественников на опасных и сложных маршрутах;
• обеспечить при проведении туров максимальное сохранение окружающей среды и культурных ценностей посещаемых территорий.
Контрольные вопросы:
-
Особенности маркетинга в экотуризме.
-
Маркетинговый профиль экотуриста.
-
Мотивации экотуристких путешествий.
-
Продвижение экотуристского продукта.
-
Особенности менеджмента в экологическом туризме.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Фгоу впо «Астраханский государственный технический университет»
- Экологический туризм
- Часть 2
- Содержание
- 1. Устойчивое развитие и туризм
- 2. Причины возникновения, история и Понятие экологического туризма
- 3. Классификация экотуризма. Цели, объекты, виды и направления экотуризма
- 4. Ресурсы экологического туризма
- 5. Эколого-туристический потенциал территории
- 6. Влияние туризма на окружающую среду. Понятие пропускного потенциала
- 7. Особенности проектирования экологических туров
- Методы и технологии минимизации загрязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в экотуризме
- Специфика современных туристских предложений
- 8. Экологические тропы как основа инфрастуктуры экотуризма
- Общие сведения
- Графические материалы
- Детальное описание тропы
- 9. Информационное обеспечение экотуров. Правила поведения на экологических маршрутах
- Описание программы многодневного экотура
- 1. Описание региона и конкретных охраняемых территорий, по которым проводится тур
- 2. Описание собственно программы экотура
- 3. Цена тура, что в нее включено
- 4. Дополнительная информация о программе
- 5. Полезные сведения
- 6. Специальная информация для специализированных групп (ученые, студенты естественных специальностей, орнитологи-любители и др.)
- Разработка правил поведения в экологических турах
- Виды правил
- Методика разработки и написания правил
- Содержание правил
- Основные принципы построения правил
- 10. Маркетинг и менеджмент в экотуризме
- Мотивация экотуристских поездок
- Маркетинговый профиль экотуриста
- Продвижение экотуристского продукта
- Менеджмент в экологическом туризме
- 11. Особоохраняемые территории в экологическом туризме
- 1. Планирование управления
- 2. Зонирование территории
- 2. Создание туристской инфраструктуры парка
- 12. Состояние, проблемы и перспективы развития экологического туризма в россии и зарубежом Экологический туризм в зарубежных странах
- Рекомендуемая литература