logo
Posobie_Ekoturizm_chast2_IDO

Менеджмент в экологическом туризме

Развитие экологического туризма, отвечающее новым требованиям и условиям, невозможно без новых методов организации и управления отраслью, вобравшей в себя последние достижения теории и практики маркетинга, а также активной работы менеджеров экологического туризма.

Менеджмент экологического туризма объединяет систему мероприятий классического менеджмента со специфическими мероприятиями, которые свойственны экологическому туризму. Основными среди таких мер считаются: сохранение биологического разнообразия рекреационных территорий, обеспечение их устойчивого регионального развития, формирование экологического мировоззрения туристов и местного населения, управление взаимоотношения с местными жителями.

Планированию в экотуризме, как в случае создания турпродукта, так и при намерении совершить экологическое путешествие должен предшествовать сбор специальной информации об особенностях рекреационной территории, ее состоянии, климате региона, флоре и фауне, наличии эндемичных (локальных) инфекционных заболеваний, а также о традициях и обычаях местного населения и т.д. Получить такую информацию в современных условиях не составляет труда. Туроператоры и туристы могут обратиться в туристские агентства той страны, которая их интересует. Многие организации по охране природы, академические учреждения, музеи выделяют деньги на экологические туры, проводят лекции с показом слайдов о путешествиях и экологических экскурсиях. Информацию можно найти в литературе по географии, охране природы, биологии, в специализированных туристских журналах. Огромный массив данных по экологическому туризму размещен в Интернете.

Непременным условием для организации и проведения экологических туров является сохранение биоразнообразия рекреационных территорий. Осуществление этой важной функции экологического туризма базируется на природоохранном законодательстве, принципах поведения на охраняемой территории, разумном финансовом управлении.

Финансовые вложения в большой мере определяют эффективность природоохранных мероприятий. Экологический туризм не может успешно развиваться, если определенная часть средств, получаемых от него, не возвращается для поддержания рекреационных территорий. Наглядным подтверждением этому является ситуация с национальными парками Кении. В период, когда только 2% денег, получаемых национальными парками страны, расходовалось на их поддержание, возникло множество проблем, одной из которых было браконьерство. В 1989 г. президент Кении решил исправить ситуацию и предоставил Службе дикой фауны Кении большую свободу в управлении территориями национальных парков. После того, как средства, выделяемые на содержание парков, составили 20% от получаемой ими прибыли, управление парками стало эффективным и ситуация выправилась.

Рекреационное пользование – это совокупность явлений, возникающих при использовании территории в целях туризма и отдыха. Сущность его заключается в двусторонней связи: воздействие территории на отдыхающих и – отдыхающих на территорию. В первом случае имеют место преимущественно позитивные социальные последствия, во втором – негативные экологические результаты отдыха. Мировой практикой экологического туризма отработаны технологии, позволяющие, с одной стороны, реализовать рекреационные потребности отдыхающих, а с другой – сделать экологический туризм природоохранным мероприятием. Природоохранные мероприятия на рекреационной территории должны сочетать соблюдение предписанного уровня рекреационной нагрузки, допустимого на данной территории, охрану и мониторинг состояния террито­рии, систему мер по перманентной механической очистке и вос­становлению деградированных участков. Важнейшим, качест­венным отличием рекреационных территорий должна быть их подготовленность к массовому отдыху, что достигается соответ­ствующей их благоустроенностью. Территория при этом делит­ся на зоны интенсивного (массового) и умеренного (прогулоч­ного) посещения.

Мероприятия по определению рекреационной емкости тер­ритории, которая вводится в экотуристское пользование, долж­ны проводиться в тесном контакте с научными и научно-прикладными организациями, имеющими опыт такого рода иссле­дований. Желательно использовать уже имеющиеся сведения, однако, вполне реален заказ и оплата целевых проектов и про­грамм.

Не менее важным условием менеджмента экологического ту­ризма является вовлечение в туристскую индустрию местного населения. Мировая практика показывает, что особенно эффек­тивно обязанности егерей и проводников выполняют местные жители, хорошо знакомые с особенностями территории, обы­чаями населения, сложностями и опасностями, которые могут подстерегать экотуристов. Организаторы экологических туров привлекают местное население к снабжению туристов продо­вольствием, жильем, к очистке маршрутов от мусора и создают таким образом новые рабочие места, повышают жизненный уровень местного населения, способствуют росту устойчивости региона.

Важным фактором для менеджмента экологического туризма является знание и соблюдение традиций и обычаев местного населения. В экологическом туризме это направление приоб­ретает особое значение, так как экомаршруты часто проходят по территориям, мало затронутым современной цивилизацией, в регионах, население которых живет по традициям предков, часто очень далеким от тех правил и норм, которые приняты в современных развитых странах. Операторы, планирующие и реализующие экологические туры, должны обладать опреде­ленным запасом знаний, которые позволят им избежать неудоб­ных, а иногда и критических ситуаций.

В целях недопущения подобных случаев при осуществлении туристской деятельности и защиты природных и историко-культурных ресурсов необходимо:

• осуществлять периодически (раз в пять лет) комплексное обследование объектов экологического туризма с целью оценки их состояния и разработки текущих и перспективных программ их сохранения;

• при разработке туров и формировании потоков туристов учитывать допустимые нагрузки на экосистемы маршрута;

• использовать при разработке экологических маршрутов или туров современные, экологически чистые и ресурсосберегающие технологии в процессе строительства и эксплуатации инфраструктуры туризма, транспортировки и обслуживания туристов;

• разработать регламент посещения для каждого объекта экологического туризма - предельное ежедневное, ежемесяч­ное, ежегодное количество посещений с определением периодов полного запрета посещений, способы удобного подхода (подъезда) к объекту;

• обратить особое внимание на объекты экологического туризма за пределами ООПТ, поскольку именно они в меньшей степени обеспечены охраной;

• обеспечить рассредоточение потока туристов на природных территориях, уже сейчас имеющих пороговые показатели рекреационных нагрузок;

• соблюдать природоохранный режим при организации экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;

• организовать выдачу лицензий только тем туристским фирмам и организациям, которые обеспечивают полную сохранность природной среды и отсутствие отходов после прохождения маршрута. В документе, сопровождающем выдачу лицензии, должно быть указано о возможности отзыва лицензии при несоблюдении этого условия;

• проводить специальные мероприятия по повышению природной устойчивости и рекреационной емкости террито­рий, представляющих интерес для экологического туризма: мелиоративные, лесотехнические меры, прекращение выпаса скота, прореживание древостоя, подсадку деревьев и кустар­ников, создание прогулочных троп, видовых площадок, рациональное размещение учреждений туризма;

• обеспечить постепенное свертывание экологически вредных производств в районе объектов экологического туризма, определив здесь приоритетной отраслью рекреацион­ное хозяйство с необходимыми элементами рекреационной инфраструктуры.

• проводить мониторинг состояния ресурсов экологи­ческого туризма;

• на маршрутах экологического туризма, включающих в состав объектов посещения памятники истории и культуры очень высокого класса, в том числе предлагаемые к включению в список Всемирного наследия, соблюдать меры особой охраны. Главным руководством при этом является принцип Генеральной конференции ЮНЕСКО по охране природного и культурного наследия: «Каждый объект культурного и природного наследия является уникальным, и исчезновение любого такого объекта является невосполнимой утратой и безусловным обеднением этого наследия»;

• проведение широкой разъяснительной работы о необхо­димости охраны природной и культурной среды среди иност­ранных и отечественных туристов с использованием основных принципов Хартии туризма, где (статья IV) указывается: «В целях содействия пониманию и бережному отношению необходимо способствовать распространению среди туристов соответствующей информации:

а) об обычаях местного населения, его традициях, местных запретах и священных местах, святынях, которые должны уважаться;

б) об их художественных, археологических и культурных ценностях, которые должны быть сохранены;

в) о фауне, флоре и других природных ресурсах, которые Должны быть защищены».

Развитие менеджмента в экологическом туризме призвано повысить эффективное управление деятельностью туристских предприятий, в том числе:

• обеспечить соответствие рекламируемых достоинств туристских маршрутов и сопутствующих услуг качеству этих услуг, предлагаемых в действительности;

• обеспечить максимальный учет запросов потребителей экологического туризма при формировании туристских марш­рутов по их сложности, сезонности, видам, продолжительности и т.д.;

• обеспечить защиту жизни и здоровья путешественников на опасных и сложных маршрутах;

• обеспечить при проведении туров максимальное сохране­ние окружающей среды и культурных ценностей посещаемых территорий.

Контрольные вопросы:

  1. Особенности маркетинга в экотуризме.

  2. Маркетинговый профиль экотуриста.

  3. Мотивации экотуристких путешествий.

  4. Продвижение экотуристского продукта.

  5. Особенности менеджмента в экологическом туризме.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4