10. Маркетинг и менеджмент в экотуризме
Как уже отмечалось выше, термин экотуризм был предложен маркетологами, а не учеными, аналитиками туризма. То есть, экотуризм появился в результате потребностей самих туристов, проявившихся в спросе на экотуры. Если ранее устойчивым развитием занимались туристские организации (турфирмы, администрации по туризму), формирующие туристское предложение, то экотуризм возник в результате появления новых групповых и общественных туристских потребностей в изучении и охране природы, культурного наследия. То есть, в результате спроса. Таким образом, экотуризм – новая, экономически более действенная форма побуждения туроператоров к реальному участию в устойчивом развитии.
Тенденцию развития экотуризма поддержали участники туристского процесса как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Со стороны поставщиков туристских продуктов и услуг отмечается всемирное признание экотуристского потенциала как фактора обеспечения экономических, природных и социо-культурных выгод для туристских центров при значительном уменьшении расходов, которые обычно ассоциируются с понятием туристской индустрии. Со стороны спроса также можно отметить повышение информированности и озабоченности общества состоянием окружающей среды, особенно в Западной Европе и Северной Америке. В настоящее время общество видит в экотуризме возможность применения туристских впечатлений для решения и устранения, а не создания проблем природного и социального характера. Именно поэтому турцентры всего мира рассматривают экотуризм как одно из предпочтительных направлений развития туризма.
Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой организации, экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития на период до 2020 г.
Таким образом, именно туристы и турбизнес развивают экотуризм. Не случайно, Тереза Черфас, кенийский эксперт по экотуризму, говорит, что экотуризм – это «экономический туризм», основанный на спросе и предложении. Следовательно, развитие экотуризма возможно только с помощью экономических механизмов, а не административных. Вот почему речь должна идти об инвестиционных проектах, адресованных туристским фирмам, бизнесменам, а не о прошении бюджетных средств.
С учетом вышесказанного легко объяснить географию и направленность экотуристских потоков: из индустриально развитых стран (США, Германия, Япония, Великобритания) в развивающиеся (Непал, Индия, Пакистан). В связи с этим и родиной экотуризма следует считать не туристские дестинации и районы, а место появления и формирования первой группы экотуристов. Этим также объясняется, почему экотуризм слабо развит в РФ как вид внутреннего туризма: у нас еще не сформировался экотуристский спрос, очень мало экотуристов, а вследствие этого и слабое развитие туристского предложения.
Процесс формирования туристского продукта и анализ рынка его потенциальных потребителей - взаимодополняющие действия. Определение круга потенциальных потребителей невольно вносит необходимые коррективы в формируемый туристский продукт.
Согласно экспертным оценкам количество населения, озабоченного состоянием природы, растет. Экологическое неблагополучие вырабатывает у одних людей потребность изменить собственное отношение к природе, у других - активно участвовать в ее защите и сохранении, у третьих - самых сознательных - в восстановлении. Некоторая часть людей, не ограничиваясь собственными усилиями, стремится привлечь к своей активной деятельности сторонников.
Уже на первых этапах разработки туристского продукта желательно определить типы посетителей и рынки, которые могут откликнуться на предлагаемые туристские объекты и достопримечательности, а также оценить уровень потенциальной конкуренции со стороны других стран за посетителей. Необходимо учитывать национальные, географические, демографические, поведенческие, социально-экономические, психологические и другие особенности потенциальных клиентов.
Основной поток экотуристов в мире составляют жители промышленно-развитых стран, интересующиеся природой и бытом, сохранившимися в девственных уголках планеты. Особый интерес представляют экзотическая природа и культура стран Африки, Азии, Центральной Америки. Целенаправленная политика принимающих стран способствует формированию большого потока экотуристов в Кению, Танзанию, ЮАР, Китай, Таиланд, Эквадор, Коста-Рику, а также в Новую Зеландию, Австралию и др. Вместе с тем большую долю в туристских потоках составляют путешественники, интересующиеся нетронутой природой собственной страны или стран своего континента. Такие поездки характерны для американцев, путешествующих по собственным национальным паркам, европейцев, выбирающих для отдыха нетронутые территории скандинавских стран и др.
Статистикой установлено, что поездки па природу предпочитают:
-
жители крупных городов: чем крупнее город, тем острее желание его жителей отдохнуть на природе, совершить «бегство от экологической агрессии»;
-
молодые одинокие люди и люди в возрасте от 45 лет и старше (образное название последней категории путешественников «люди опустевшего гнезда»);
-
путешественники, склонные к переменам, готовые к приключениям и риску, не требовательные к комфорту;
-
путешественники, имеющие высокий уровень интеллектуального развития и интеллектуальных запросов, озабоченные состоянием природной среды.
Экотуристский продукт большинства туроператоров рассчитан на небольшие группы посетителей: минимум от 6-10 человек до максимум 11-15 человек. При обосновании небольшого размера туристских групп приводятся следующие причины:
-
небольшие группы с большей охотой будут приняты местным населением;
-
в составе небольшой группы повышается возможность получить большие впечатления в соответствии с индивидуальными пожеланиями.
Кроме того, не следует забывать, что туристы, выбирающие экологические туры, стремятся, хотя бы па время, «убежать» от чрезмерной многолюдности крупных городов, от вольного и невольного общения. Именно поэтому отдельные туроператоры предлагают и одиночные поездки.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Фгоу впо «Астраханский государственный технический университет»
- Экологический туризм
- Часть 2
- Содержание
- 1. Устойчивое развитие и туризм
- 2. Причины возникновения, история и Понятие экологического туризма
- 3. Классификация экотуризма. Цели, объекты, виды и направления экотуризма
- 4. Ресурсы экологического туризма
- 5. Эколого-туристический потенциал территории
- 6. Влияние туризма на окружающую среду. Понятие пропускного потенциала
- 7. Особенности проектирования экологических туров
- Методы и технологии минимизации загрязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в экотуризме
- Специфика современных туристских предложений
- 8. Экологические тропы как основа инфрастуктуры экотуризма
- Общие сведения
- Графические материалы
- Детальное описание тропы
- 9. Информационное обеспечение экотуров. Правила поведения на экологических маршрутах
- Описание программы многодневного экотура
- 1. Описание региона и конкретных охраняемых территорий, по которым проводится тур
- 2. Описание собственно программы экотура
- 3. Цена тура, что в нее включено
- 4. Дополнительная информация о программе
- 5. Полезные сведения
- 6. Специальная информация для специализированных групп (ученые, студенты естественных специальностей, орнитологи-любители и др.)
- Разработка правил поведения в экологических турах
- Виды правил
- Методика разработки и написания правил
- Содержание правил
- Основные принципы построения правил
- 10. Маркетинг и менеджмент в экотуризме
- Мотивация экотуристских поездок
- Маркетинговый профиль экотуриста
- Продвижение экотуристского продукта
- Менеджмент в экологическом туризме
- 11. Особоохраняемые территории в экологическом туризме
- 1. Планирование управления
- 2. Зонирование территории
- 2. Создание туристской инфраструктуры парка
- 12. Состояние, проблемы и перспективы развития экологического туризма в россии и зарубежом Экологический туризм в зарубежных странах
- Рекомендуемая литература