2. Причины возникновения, история и Понятие экологического туризма
В последние десятилетия 20-го века отмечался стремительный рост индустрии туризма. В туристском бизнесе стал сосредотачиваться крупный капитал, происходила концентрация производства, возникали гостиничные цепи, выделялись крупные туроператоры и туристские консорциумы, строились туристские центры. Крупный капитал, вкладывая значительные средства в развитие туризма, требовал и получение максимальной прибыли, причем в кратчайшие сроки. При этом природный ландшафт и местное население учитывались лишь как предпосылки, как средство для достижения цели. Такое односторонне ориентированное развитие туризма, получившего название «жесткого туризма», оказывало тяжелое негативное воздействие на окружающую природную и социокультурную среду, на социальную структуру местного населения. Преимущественно именно по этой схеме происходило развитие туризма в последние десятилетия.
Примеры негативных последствий, сопровождающих избыточное посещение туристами рекреационных природных территорий, накопились к настоящему времени в огромном количестве. В качестве самых впечатляющих и широко известных примеров можно привести факт деградации природы ряда крупнейших национальных парков США, Долины Гейзеров на Камчатке, рекреационных территорий в Альпах, скопление гор мусора на Эвересте в Непале и Тропе Инков в Южной Америке и т. д.
Так, в подножьях туристской Мекки Непала - горы Аннапурна в начале 80-х гг. XX в сложилась очень сложная ситуация. Ежегодно Непал принимает свыше 200 тыс. туристов, увлекающихся горным туризмом. Из года в год у подножья горы Аннапурна разбиваются туристские палаточные лагеря. До развития массового туризма на этой территории леса, покрывающие склоны горы, использовались исключительно для нужд местного населения: строительство и обогрев жилищ, приготовление пищи, охота на лесную дичь, собирательство и т.д. Развитие туризма привело к росту туристского потока, к увеличению общей плотности населения и объемов изъятия природных ресурсов, в частности, к более интенсивной вырубке лесов, расположенных в нижней части склонов горы. В результате размер покрытых лесом склоновых территорий существенно сократился, часть склонов оголилась. К этому негативному влиянию туризма на территорию добавилось нарушение верхнего слоя оголенных участков почвы копытами многочисленных яков, подвозивших продовольствие и туристское снаряжение. В период дождей разбитая почва смывалась со склонов, что вело к эрозии, препятствовало естественному восстановлению склоновой растительности. На некогда великолепной природной территории начали проявляться признаки экологического кризиса: наступление деградированных территорий на лесные, эрозия почв на оголенных участках, замедление восстановительных процессов и т.д. На фоне экологического начали проявляться признаки и социального кризиса, которые на первых порах выражались в росте негативного отношения местного населения к туристам, с которыми приходилось делить ограниченные жизненно-необходимые ресурсы. В результате утраты территорией рекреационной привлекательности и социальной комфортности туристский поток начал сокращаться, что лишило местных жителей дополнительных заработков, снизило финансовые поступления в бюджет страны.
Таким образом, нагрузка на природный ландшафт, превысившая его возможности, повлекла за собой шлейф негативных экологических и социальных последствий. Если учесть к тому же, что восстановление деградированных горных территорий - мероприятие высоко затратное и чрезвычайно длительное, то возникает вопрос о несоизмеримости ущерба от кратковременного туризма с необходимыми затратами по реабилитации деградированной территории.
С середины 70-х гг. критика «жесткого туризма» нарастает и на общем фоне интенсивного развития многообразных форм массового туризма в последние десятилетия ХХ века наиболее динамично развиваются направления, связанные с девственной природой и ее компонентами. В конце концов на гребне этой критики формулируется понятие и философия «мягкого туризма». Это понятие ввел немецкий футуролог Роберт Юнгк в 1980 г.
В те же 80-е гг. мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаллос-Ласкурья предложил термин «экологический туризм» (экотуризм). Таким образом, почти одновременно и в Старом, и в Новом Свете было сформулировано представление о туризме, совместимом с экологическими и социальными требованиями, т. е. ответственным перед природой, способствующем ее защите, повышающем экологическую культуру путешественников, выполняющем просветительскую функцию, бережно относящемся к традиционной культуре и социуму местного населения.
Главной движущей силой бурного развития экотуризма является быстро растущий спрос на рекреацию на природе, который определяется увеличением несоответствия среды обитания современного человека его физиологическим и психологическим потребностям. Удовлетворение этого спроса и, следовательно, успех развития экотуризма, как никакой другой отрасли, зависит от качества окружающей среды, поскольку туристами ценится именно ее первозданность. Поэтому экологический фактор естественным образом становится экономической категорией: поддержание качества и первозданности окружающей среды (признак устойчивости) экономически выгодно в отличие, например, от пляжного туризма, для организации которого не нужно дикой природы, а достаточно насыпных пляжей или даже бассейнов. Эта выгода проявляется на относительно небольших промежутках времени, тогда как в других отраслях отрицательный экономический эффект от деградации природной среды чаще всего наступает не так скоро, обычно уже по истечении срока окупаемости проектов.
В то же время нельзя считать, что история экотуризма началась недавно. С развитием организованного туризма одним из первых его направлений стали именно путешествия в мир природы. В середине прошлого столетия Томас Кук начал организовывать вояжи в Шотландские горы, а в 1863 г. предложил первое коммерческое восхождение на Монблан. В немалой степени интересу к таким путешествиям способствовали английские писатели-романтики, воспевавшие в своих произведениях красоту дикой природы и восхитительный мир альпийских вершин, долин и лугов. На американском континенте путешествия в мир природы стали популярными также благодаря литературным описаниям, осуществленным известными натуралистами и естествоиспытателями, принимавшими участие в научных экспедициях,— М. Льюсеком, В. Кларком, Д. Одюбоном.
Несмотря на все возрастающую популярность экологического туризма, его доля в мировом обороте туристского капитала по оценкам экспертов ВТО составляет около 7 и не более 10 процентов или около 35-40 млрд. долларов США. В значительно мере это объясняется умело управляемым поведением массового потребителя стандартных туристских услуг, потребителя, несколько опасающегося эпитета «экологический» и связывающего с ним представления об исключительно спартанских условиях отдыха (соломенный тюфяк вместо уютной постели, грубая одежда и пища, пыль, комары и тому подобные испытания, что неверно в принципе). Первоначально это определение использовалось маркетологами для привлечения туристов, ориентированных на природу, ее защиту и активный отдых. На самом деле такие туроператоры мало заботились об охране окружающей среды. Поэтому идеи экотуризма еще долгое время вызывали и вызывают скептическое отношение теоретиков туризма. Например, Брайн Виллер, побывав в «экотуре» на Кубе, заметил, что в течение часа, пока туристы обедали в ресторане, водитель их автобуса не глушил двигатель, чтобы в салоне работал кондиционер. Сидевшие неподалеку местные жители вряд ли испытали большой восторг от такой заботы о комфорте туристов.
Возникновение и особенно развитие экологического туризма тесно связано с историей выделения природных территорий, особо привлекательных с эстетической и рекреационной точек зрения, с разработкой нормативов их использования и охраны.
По всему миру развитые и развивающиеся страны выделяют обширные участки своей территории под заповедники, резерваты, национальные парки, стремясь привлечь экотуристов, а с ними и их капитал. В Кении, к примеру, использование национальных парков приносит ежегодный доход в 450 млн. долл. С переходом от пастбищного животноводства к охране территорий для туризма стоимость некоторых земель здесь возросла с 0,8 до 40 долл. за 1 га.
Коста-Рика объявила 30 % своей территории природоохранной зоной; в настоящее время экотуризм здесь становится ведущим источником дохода, превышающим экспорт бананов и кофе. Экотуризм на Галапагосских островах ежегодно дает Эквадору более 180 млн. долл.
Использование некоторых животных в качестве объектов экотуризма также намного эффективнее их утилитарного использования. По расчетам, один лев в национальном парке Амбосели (Кения) приносит 27 000 ам. долл. туристских поступлений в год, а стадо слонов - 610 000 ам. долл. Это не только значительно выше стоимости шкуры и бивней, но и экономически оправдывает затраты на охрану и восстановление популяций этих животных.
В развитых странах экологический туризм также является доходным бизнесом. Так, например, система национальных парков США является крупнейшей в мире системой привлечения туристов. В начале 90-х гг. XX в. национальные парки США принимали ежегодно около 270 млн. туристов, парки отдельных штатов - еще около 500 млн. посетителей. При этом в ряде штатов число туристов более чем в 5 раз превышало численность населения самого штата. В Канаде национальные парки федерального значения принимали в те же годы до 20 млн. посетителей, провинциальные парки - еще около 47 млн. туристов.
Таким образом, возникновению понятия «экотуризм» способствовало несколько тенденций.
Во-первых, туризм стал одной из крупнейших глобальных экономических активностей. Число посетителей охраняемых территорий по всему миру настолько возросло, что потенциальный ущерб, который они могли нанести природным комплексам, стал вызывать серьезную озабоченность. В то же время, стало очевидно, что при рациональной организации туризм может обеспечить реальную финансовую поддержку охране природы и повысить значимость тех природных участков, которые должны сохраняться в первозданном виде. Специалисты в области окружающей среды стали посвящать немало исследований тому, как заставить туризм «работать» на охрану природы, чтобы, таким образом, охраняемые территории могли «платить за себя».
Во-вторых, стало очевидно, что успех природоохранных действий немыслим на основе одних лишь «запретительных» мер, особенно, если они направлены против интересов местного населения. Необходимо, чтобы местные жители стали партнерами в этой деятельности, и чтобы бережное отношение к природе было для них экономически выгодно. И опять-таки, ключевую роль в этом может сыграть туризм.
В-третьих, произошла смена приоритетов и в устремлениях туристов. Все больше людей, особенно в развитых индустриальных странах, стали стремиться из городов в уголки относительно ненарушенной природы. В противовес традиционному «пляжно-курортному» отдыху, возрос спрос на туры активно-познавательной направленности.
Официальный статус в Новом Свете экотуризм получил в 1990 г., а с ним и право созыва собственного ежегодного международного симпозиума, создания собственных некоммерческих организаций для его поддержки. Экотуристское общество со штаб-квартирой в Вашингтоне служит центром развития исследовательской, информационной и стратегической деятельности. Почти одновременно в 1991 г., в Бонне совместными усилиями многочисленных природоохранных организаций Германии, Швейцарии и Австрии был образован союз «Экологический туризм в Европе».
Существуют два основных подхода к выделению экологического сектора туризма. В первом случае экотуризмом называют туризм, главным объектом которого является дикая природа. При этом большинство авторов отмечают сложность проведения границы между природой и традиционной культурой и наряду с природой включают последнюю в объекты экотуризма. Но даже в этом случае емкость понятия "экотуризм" полностью не исчерпывается. Широкое распространение получает туризм с целью отдыха на природе на территориях, измененных человеком. Это особенно характерно для США и стран Западной Европы, где коренных ландшафтов практически не сохранилось, а высокая потребность общения с природой удовлетворяется населением на территориях со вторичной квазиприродой. Такой туризм часто причисляется к разряду экологического, а его значение для охраны и восстановления среды, народных традиций и экологизации экономического развития становится в некоторых регионах решающим. В качестве примера можно привести агротуризм (посещение ферм и деревень с целью окунуться в атмосферу сельского образа жизни).
Другой подход - рассматривать экологический туризм как пример (вид) устойчивого туризма, так как этот вид туризма основывается и успешно реализует на практике главные принципы концепции устойчивого развития - природопользование, не приводящее к деградации ресурсов, поскольку для восстановления и охраны последних используется часть выгод от его развития. В качестве характерного примера можно привести определение, разработанное правительственными и общественными туристскими и природоохранными организациями Австралии и используемое в документе «Национальная стратегия экотуризма». Определение в переводе с английского гласит: «Экотуризм – это экологически устойчивый туризм, имеющий своим основанием природу, включающий ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение».
Разграничение этих двух распространенных сейчас терминов - устойчивый и экологический туризм – является важным вопросом. Под экологическим туризмом понимается форма (вид) туризма с определенными свойствами, есть определенные требования, прежде всего уникальность природного или природно-культурного явления, соблюдение строгих правил по бережному отношению к окружающей среде. Устойчивый туризм - это не какой-то вид, это направление развития, основанное на принципах концепции устойчивого развития, такой туризм, который удовлетворяет все существующие потребности, но при этом развивается таким образом, чтобы обеспечить такими же возможностями последующие поколения, включает и ресурсосбережение, как бережное отношение к биоразнообразию, так и сохранность всей окружающей среды, учитывает все культурные и социальные отношения. Поэтому любой экотуризм можно назвать примером устойчивого туризма, устойчивый туризм может быть любого другого вида, не обязательно экологическим.
В настоящее время в отечественных и зарубежных источниках существует большое разнообразие определений экологического туризма: «природно-ориентированный», «устойчивый», «щадящий», «нетехнизированный туризм», «приближенный к природе» «адаптированный туризм», «зеленый», «приключенческий», «сельский туризм». Все эти формы туризма и применяемые для их обозначения термины в той или иной мере обязаны своим происхождением и развитием мощному воздействию на современное общество экологического императива, а также концепциям устойчивого или поддерживающего развития и сохранения биологического разнообразия.
Нередко экотуризм связывают с приключенческим туризмом. Однако экологический туризм не всегда подразумевает приключенческий компонент. С другой стороны, далеко не все приключенческие туры соответствуют экологическим критериям, особенно в аспекте устойчивого использования ресурсов. Так, антиэкологичными могут быть, например, спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой — скажем, с использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ.
Зеленый сельский туризм, или агротуризм, особенно популярный в США и странах Западной Европы отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах) также не идентичен экологическому. Туристы ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
«Зеленый» туризм, в основном, подразумевает применение в туристической индустрии экологичных методов и технологий.
В немецкоязычных странах прилагательное «экологический» употребляется весьма редко и в определениях «зеленых» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое распространение получил термин «мягкий туризм» или «экологически и социально ответственный туризм».
Многообразию терминов отвечает широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в этой новой обширной области индустрии туризма. Немало существует и определений экотуризма. Каждое из них выявляет его те или иные важные аспекты. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.
Исторически понятие «экотуризм» формировалось достаточно сложно. Можно привести 4 наиболее известных представления об экотуризме, которые легли в основу множества впоследствии появившихся определений.
Эти представления вырабатывались на протяжении последних десятилетий 20 века прежде всего в альпийских странах, испытавших тяжелые негативные последствия бурно развивавшегося там массового туризма.
В соответствии с определением Йоста Криппендорфа (Jost Krippendorf) главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим или спокойным туризмом, состоит в том, чтобы долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формах поселений с учетом долговременных интересов местных жителей. Рекомендуемые виды занятий, адекватные тихому туризму, впоследствии получившему название «мягкий туризм», это спокойные, не технизированные занятия, т.е. прогулки пешком, на велосипедах или верхом, плавание, лыжные прогулки и т.п.
В определении, предложенном Петером Хасслахером (Peter Hasslacher), названы четыре «стратегических» компонента, наличие и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм. Эти компоненты: нетехнизированность туризма, самостоятельное региональное развитие, социальная ответственность, культурная ответственность. Все эти компоненты автор полагает равнозначными, однако на практике, предлагая перечень территорий в Австрии, где по его мнению следует развивать мягкий туризм, он отдает предпочтение районам, которые еще не охвачены интенсивным, технизированным туризмом. Таким образом, в определении Хасслахера приоритетным критерием мягкого туризма служит его нетехнизированность.
Похожее по структуре, но иное по содержанию определение предложил Карл-Хайнц Рохлитц (Karl-Heinz Rochlitz). Согласно этому автору мягкий туризм представляет собой систему, состоящую также из четырех взаимодействующих элементов: оптимального отдыха гостей, «интактного» ландшафта, то есть такого, с которым гости соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной среды и прибыли от туристской деятельности. Само определение формулируется следующим образом: «Мягкий туризм – это количественно умеренный туризм, который создает для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде». Важным пояснением автора к этому определению служит указание на такой характер взаимодействия элементов в системе «мягкий туризм», который обеспечивается в значительной мере за счет направления части прибыли на устранение до некоторой степени неизбежного нарушения природного ландшафта. Свою концепцию Рохлитц проверял на примерах тирольских сельских общин. К сожалению, он вынужден был констатировать, что его идеальная конструкция не реализована в полном объеме.
Существенное дополнение к изложенным выше концепциям мягкого туризма сделал Дитер Крамер (Dieter Kramer). По его мнению гуманизация туризма, реформирование и превращение жесткого туризма в мягкий более продуктивны не на индивидуальном уровне, то есть не через изменение индивидуального поведения туристов или конкретных политиков и руководителей туристского бизнеса, а через целенаправленное воздействие общественных организаций на политику крупных турфирм. Такими организациями этот автор считает прежде всего альпийские союзы, а также природоохранные общества, члены которых готовы поступиться излишним комфортом и проводить свой отпуск в несколько более «суровых» условиях, во множестве покупая у крупных турфирм «мягкие туры». Таким образом. По Крамеру, в системе «мягкий туризм» важнейшим компонентом является не просто турист, но сознательный, подготовленный турист.
В настоящее время в литературе встречается несколько десятков определений экологического туризма. Например:
1. Любая форма туризма, основанная на естественной экологической привлекательности страны (от подводного плавания у коралловых рифов до путешествий по саванне).
2. Туризм, который предполагает получение экологического образования и информации об охране окружающей среды и все элементы, которые основаны на экологически устойчивых принципах.
3. Путешествия по уникальным уголкам природы с целью изучения редких растений, животных, особых типов экосистем.
4. Формы и виды путешествий, для которых основным туристским ресурсом, позволяющим удовлетворить мотивации и потребности туриста, являются естественная природная среда и ее составляющие — элементы ландшафта, биологическая часть экологических систем, пейзажи и иные компоненты.
Одно из наиболее распространенных в настоящее время определений дано Обществом экотуризма: «Экотуризм – это путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью, не нарушая целостности экосистем, получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной территории, которые создают такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению». Или более краткое: «Экотуризм — это ответственное путешествие в природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения».
Международный Союз охраны природы (МСОП) под экологическим туризмом, или экотуризмом, понимает «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности».
Существует и более простое определение: «Экотуризм — это природный туризм, способствующий охране природы» (Всемирный Фонд дикой природы).
Консультативный совет Канады по окружающей среде предложил свое определение экотуризма. Оно довольно конкретно, суммирует современные взгляды и подходы к явлению, а также широко используется экотуристскими организациями. «Экотуризм – вид туризма, связанный с познанием природы, и вносящий вклад в сохранение экосистем, при уважении интересов местного населения».
По определению экспертов ВТО экотуризм – это целевые поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. При этом они не должны нарушать целостности экосистем и причинять ущерб культурной среде. Экотуризм создает такие условия, при которых охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов становится экономически выгодными для местного населения.
Шорес в работе «Вызов экотуризма» выделяет целый спектр признаков экотуризма:
-
экотуризм – это любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;
-
это путешествие, в котором природа является центральной ценностью.
-
доходы от экотуризма призваны обеспечить финансовую поддержку или восстановление ресурсы дикой природы.
-
экотур – это путешествие, в котором все действия являются «экологическими мягкими».
-
экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы.
Наблюдаются географические отличия в определениях экотуризма: североамериканские и австралийские отличаются от европейских, а африканские похожи только на себя. Возможно, отличия связаны с различным углом зрения на экотуризм. Эксперты из благополучных, развитых стран-поставщиков экотуристов видят экотуризм глазами потребителей (гостей), вернее их желаниями и рекреационными потребностями. Туропреаторов и исследователей принимающей стороны волнует прибыль и вклад туризма в социальо-экономическое развитие развивающихся стран.
В России термин «экологический туризм» появился в середине 80-х годов в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его специалистами были разработаны и внедрены маршруты «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур по долине реки Голоустной» и другие. Эти маршруты впервые в стране были официально названы «маршрутами экологического туризма» и именно под таким названием вошли в каталоги. Под таким словосочетание подразумевались маршруты, оборудованные так, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами Байкала и, по возможности, участвовали в их решении. Понятие «экотуризм» в те времена воспринималось скорее как моральная категория, нежели экономическая.
Одним из самых первых и удачных отечественных определений экотуризма было дано в 1997 г. Г.С.Гужиным, М.Ю.Беликовым, Е.В.Клименком: «В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов».
Одно из наиболее емких определений предложено российскими авторами Е.Ю. Ледковских, А.В. Дроздовым, Н.В. Моралевой. Они пишут о туризме, совместимом с экологическими и социальными требованиями, ответственном перед природой, способствующем ее защите, повышающем культуру путешественников, выполняющем просветительскую функцию, бережно относящимся к традиционным культурам и местным сообществам.
Первое условие экологического туризма, которое отличает его от использовавшихся ранее форм организации и проведения отдыха на природе - это осмысленная, экологически и экономически выверенная политика в использовании рекреационных территорий, разработка и соблюдение режима неистощителъного природопользования, который обеспечивает не только сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий, но и придает устойчивость самой туристской деятельности.
Экотуризм чаще всего развивается в экономически отсталых регионах, мало затронутых современной хозяйственной деятельностью, а такие территории крайне слабо обеспечены рабочими местами и являются поставщиками неквалифицированной рабочей силы в города. Организация новых рабочих мест здесь может иметь серьезные экономические и социальные последствия. Именно поэтому организаторы экологического туризма рассматривают вовлечение местного населения в туристский процесс как один из важнейших элементов его планирования и проведения. Предоставление работы местным жителям позволяет не только повысить уровень их занятости, но и способствует их закреплению на исконной территории.
Особенностью экологического туризма является формирование у населения, проживающего в малодоступных и неразвитых районах, бережного отношения к природным и историко-культурным достопримечательностям как к источнику их трудовой занятости, повышения общего уровня жизни. Он помогает осознать, что природа, привлекающая туристов, должна сохраняться, так как именно она и есть основная ценность территории - источник их собственного дохода.
В то же время туристы, участвующие в экологических турах, будучи людьми не безразличными к экологическим проблемам, также повышают уровень своей экологической грамотности путем получения информации, которую предоставляют им организаторы и исполнители эколого-туристских программ.
Экологическому туризму также присуще бережное отношение к культуре и обычаям народов, проживающих в тех регионах, где проводятся туры. Традиционная культура и национальный колорит в последние десятилетия все больше привлекают к себе внимание путешественников, однако организация этнографического туризма или включение этнографической компоненты в экологические туры должны быть организованы не менее четко и грамотно, чем рекреационная деятельность, использующая природные ресурсы. Традиционная культура местных сообществ, сталкивающихся с массовым туризмом, оказывается к ним еще менее устойчивой, чем природа. Содействие в сохранении этнографического разнообразия планеты является одной из важнейших установок экологического туризма.
Специфична география экологического туризма. Если основные международные потоки традиционных туристов направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Последние находятся преимущественно в тропиках, природа которых экзотична и притягательна для обитателей умеренных широт. Здесь лидируют Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, страны Карибского региона и Океании, а также развитые страны тропиков: Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. В странах Западной Европы и Северной Америки с емким экотуристским рынком развит внутренний экотуризм. Туристы активно посещают природные территории и сельскую местность.
Принципиальное различие экологического туризма от других форм – регламентация поведения туристов на природных территориях, охрана природных ландшафтов от перегрузки и загрязнения.
Для более глубокого понимания этого вида путешествий можно привести десять заповедей экотуриста, сформулированных Международным обществом экотуризма (TIES):
-
Помнить об уязвимости Земли. Не нарушайте хрупкого равновесия, существующего на земле. Помните, что если все не примут участия в его сохранении, чудесные и неповторимые места могут исчезнуть и будущие поколения не смогут наслаждаться ими.
-
Оставлять только следы, уносить только фотографии. Не оставляйте после себя никаких следов, кроме отпечатков ваших ног. Делайте на память фотографии. Никаких надписей на деревьях и скалах! Никакого мусора! Не старайтесь прихватить с собой «сувениры» на память из природных заповедников и исторических мест.
-
Познавать мир, в который попал: культуру народов, географию. Чтобы ваши поездки стали более содержательными, стремитесь узнать побольше о географии, обычаях, образе жизни и культуре региона посещения. Прислушивайтесь к тому, что говорят местные жители. Пользуйтесь случаем, чтобы вступить с ними в разговор.
-
Уважать местных жителей. Уважайте частную жизнь и достоинство других. Спрашивайте разрешение, прежде чем сфотографировать людей.
-
Не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду. Не покупайте товары, сделанные из растений или животных, которым грозит вымирание, такие как слоновая кость, черепаший панцирь, шкуры животных и перья птиц. Прочитайте «Это необходимо знать перед поездкой» - список товаров, запрещенных к ввозу таможенным управлением.
-
Всегда следовать только протоптанным тропам. Всегда следуйте обозначенному маршруту. Не беспокойте животных, растения и естественную среду их обитания.
-
Поддерживать программы по защите окружающей среды. Стремитесь узнать о природоохранных программах и организациях, занимающихся защитой окружающей среды, и оказывайте им содействие.
-
Где возможно использовать методы сохранения окружающей среды. Где это возможно, передвигайтесь пешком или используйте экологически чистые виды транспорта.
-
Поддерживать (патронировать) организации, содействующие защите природы. Оказывайте поддержку тем (гостиницам, авиакомпаниям, курортам, круизным компаниям, туроператорам и поставщикам), кто стремится в своей работе к энергосбережению и сохранению окружающей среды, обеспечению высокого качества воды и воздуха, переработке мусора, безопасной обработке отходов и токсичных материалов, понижению уровня шума, вовлечению граждан в дела общества и тем, кто воспитывает опытных, высококвалифицированных специалистов, преданных подлинным принципам защиты окружающей среды.
-
Путешествие с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма. Узнайте у вашего турагента о тех организациях, которые в своей деятельности придерживаются Основных направлений по защите окружающей среды для воздушного, наземного и морского туризма. АСТА рекомендовала этим организациям принять свои собственные экологические кодексы для защиты конкретных мест и экосистем.
Созвучно заповедям экотуриста составлена памятка для пассажиров авиакомпании «British Airways», следующих на отдых:
-
никогда не покупайте изделия из слоновой кости или аналогичные предметы, изготовленные из редких животных;
-
старайтесь активнее потреблять услуги и продукцию местного производства. Таким образом Вы приносите прибыль местному населению и вносите вклад в развитие местной экономики;
-
не беспокойте животных и не повреждайте растения. Всегда забирайте с собой ваш мусор – бутылки, банки, пластик, так как они могут стать причиной гибели диких животных;
-
будьте особенно осторожными с коралловыми рифами. Помните! Кораллы – это живые организмы, которые легко повредить при прикосновении;
-
многие страны работают над проблемой защиты окружающей среды. Вы можете поддержать их в этом, посещая памятники, музеи, национальные парки;
-
не молчите, если Вы столкнулись с проблемой охраны окружающей среды, выскажите свое отношение к ней;
-
старайтесь не беспокоить обитателей живой природы, не нарушать их естественный образ жизни или среду обитания;
-
в заповедниках и национальных парках передвигайтесь только по дорогам и трассам, чтобы не повредить растительность. Будьте внимательны во время курения – непотушенная сигарета может стать причиной пожара.
Итак, можно выделить три обязательных компонента экотуризма.
1. «Связанный с познанием природы» - то есть путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, открытия туристами нечто нового для себя.
2. «Сохранение экосистем» – подразумевает не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов, туроператоров в программах, мероприятиях по защите окружающей среды.
3. «При уважении интересов местных жителей» - речь идет не только о соблюдении местных законов и обычаев, но и о вкладе туризма в социально-экономическое развитие туристских дестинаций. Как говорится, искусство быть путешественником – искусство быть хорошим гостем.
Если принять во внимание наиболее существенные свойства экотуризма, включаемые в большинство определений, можно выделить его шесть главных принципов.
Экологический туризм должен быть:
-
обращенным к природе (как девственной, так и окультуренной) и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов. Знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и традициями – главное содержание экологических туров и программ;
-
не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде обитания, то есть экологически устойчивым;
-
нацеленным на экологическое образование и просвещение;
-
заботящимся о сохранении местной социо-культурной среды;
-
обеспечивающим участие местных жителей и получение ими доходов от турдеятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы;
-
экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.
Таким образом, от традиционного туризма экотуризм отличается следующими признаками:
-
преобладание природных объектов туризма;
-
устойчивое природопользование;
-
регламентация поведения туристов в окружающей природной среде;
-
меньшая ресурсо- и энергоемкость;
-
непосредственное участие в социально-экономическом развитии территорий;
-
экологическое просвещение туристов.
Необходимо отметить, что экологический туризм, с одной стороны, не может быть просто приравнен к другим природно-ориентированным видам массового туризма, особенно активным. В каждом из существующих в настоящее время видов активного туризма – спортивном, лечебно-оздоровительном – используются природные особенности конкретных регионов и пребывание на природе является не только попутным положительным эффектом, но и составляет фактически основу этих видов туризма. С другой стороны, понятие экологического туризма не может быть сведено в узкие рамки путешествия по девственным, нетронутым уголкам земного шара в том числе по причине их практического отсутствия.
Контрольные вопросы:
-
Причины и история возникновения экологического туризма.
-
Значение выделения охраняемых территорий для развития экотуризма.
-
Тенденции в жизни общества, способствующие возникновению понятия «экотуризм».
-
Первые представления об экотуризме (Криппендорф, Хасслахер, Рохлитц, Крамер).
-
Различия в понятиях «экологический туризм» и «устойчивый туризм».
-
Особенности географии экологического туризма.
-
Определение экотуризма, данное
-
Обществом экотуризма
-
Международным союзом охраны природы
-
Всемирным Фондом дикой природы
-
Всемирной туристской организацией
-
История экологического туризма в России.
-
Определение экотуризма по Е.Ю.Ледовских, А.В.Дроздову, Н.В.Моралевой.
-
Значение экотуризма для развития территорий и местных сообществ.
-
Значение экотуризма для экологического просвещения.
-
Значение экологического туризма для сохранности культуры и национальных особенностей местных сообществ.
-
Десять заповедей экотуриста (Международное общество экотуризма).
-
Обязательные компоненты экотуризма.
-
Основные принципы экотуризма.
-
Отличия экологического туризма от традиционного.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Фгоу впо «Астраханский государственный технический университет»
- Экологический туризм
- Часть 2
- Содержание
- 1. Устойчивое развитие и туризм
- 2. Причины возникновения, история и Понятие экологического туризма
- 3. Классификация экотуризма. Цели, объекты, виды и направления экотуризма
- 4. Ресурсы экологического туризма
- 5. Эколого-туристический потенциал территории
- 6. Влияние туризма на окружающую среду. Понятие пропускного потенциала
- 7. Особенности проектирования экологических туров
- Методы и технологии минимизации загрязнения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в экотуризме
- Специфика современных туристских предложений
- 8. Экологические тропы как основа инфрастуктуры экотуризма
- Общие сведения
- Графические материалы
- Детальное описание тропы
- 9. Информационное обеспечение экотуров. Правила поведения на экологических маршрутах
- Описание программы многодневного экотура
- 1. Описание региона и конкретных охраняемых территорий, по которым проводится тур
- 2. Описание собственно программы экотура
- 3. Цена тура, что в нее включено
- 4. Дополнительная информация о программе
- 5. Полезные сведения
- 6. Специальная информация для специализированных групп (ученые, студенты естественных специальностей, орнитологи-любители и др.)
- Разработка правил поведения в экологических турах
- Виды правил
- Методика разработки и написания правил
- Содержание правил
- Основные принципы построения правил
- 10. Маркетинг и менеджмент в экотуризме
- Мотивация экотуристских поездок
- Маркетинговый профиль экотуриста
- Продвижение экотуристского продукта
- Менеджмент в экологическом туризме
- 11. Особоохраняемые территории в экологическом туризме
- 1. Планирование управления
- 2. Зонирование территории
- 2. Создание туристской инфраструктуры парка
- 12. Состояние, проблемы и перспективы развития экологического туризма в россии и зарубежом Экологический туризм в зарубежных странах
- Рекомендуемая литература