logo
Posobie_Ekoturizm_chast2_IDO

4. Ресурсы экологического туризма

Туристские ресурсы очень многообразны. К ним относятся природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей. К туристским ресурсам относятся и люди, работающие в сфере туризма или могущие принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе.

Природные туристские ресурсы являются одним из наиболее важных факторов развития экотуризма. Природные объекты и явления, выступая объектами экотуристского показа и изучения, формируют экотуристское предложение как ответ на туристский спрос и рекреационные потребности. Природные туристские ресурсы являются также и одним из факторов образования экотуристских районов различного ранга. При этом необходимо отметить недопустимость игнорирования рекреационных потребностей и спроса как факторов, порождающих потребность в формировании экотуристских районов. Количественные и качественные характеристики спроса должны стать основой оценки природных ресурсов развития экотуризма.

Различают природные условия организации туризма и природные туристские ресурсы. Природные условия вначале выступают как условия рекреационной деятельности, поскольку они существуют и до развития туристского хозяйства. Затем, с возникновением потребительского туристского спроса, после затрат на их изучение, оценку и подготовку к эксплуатации они переходят в категорию туристских ресурсов. Следовательно, для того чтобы природные условия стали природными ресурсами, необходимы общественные затраты на их изучение, оценку и подготовку, доведение до степени технологичности, возможности прямого использования в туристском хозяйстве.

Экологический туризм имеет ярко выраженную ресурсную ориентацию, оказывающую влияние на территориальную организацию туристской деятельности, на формирование новых туристских районов и их специализацию.

Ресурсами экологического туризма, обеспечивающими его главный принцип – стремление к познанию природной среды и ее особенностей, являются:

  1. Компоненты природы и природно-территориальные комплексы – геологическое строение, современные тектонические и геологические процессы, рельеф, климат, водные объекты, флора и фауна, типичные и уникальные ландшафты и экосистемы, редкие природные объекты.

Особо охраняемые природные территории могут явиться наиболее важным ресурсом для развития экологического туризма, поскольку имеют к этому целый ряд предпосылок:

Наибольшим потенциалом для целей экологического туризма обладают национальные и природные парки как особый вид ООПТ, основной задачей которых, наряду с охраной экосистем, является экологичесое просвещение отдыхающего человека.

Другой вид ООПТ, государственные природные заповедники имеют широкую мировую известность по причине уникальности охраняемых ландшафтов и компонентов экосистем. Это дает основание для рекомендаций по использованию заповедных территорий для целей научного экологического туризма. Однако, развитие этого направления должно базироваться на строгом соблюдении природоохранного режима и нормировании числа посетителей. В целом экологический туризм в заповедниках должен ограничиваться лишь экскурсионными маршрутами в буферной зоне, на строго фиксированных направлениях.

Государственные природные заказники как объекты экологического туризма привлекательны тем, что организуются, как правило, в пределах наиболее примечательных и живописных ландшафтов, отличающихся своеобразием составляющих их природных комплексов. Объектами экологического туризма в пределах заказников могут выступать особенности геологического строения, рельефа, растительность, представители животного мира.

Во многих случаях основной упор делается на специфические и редкие виды животных и растений. В качестве примера можно привести гигантские панды в Китае, горные гориллы в Уганде, калифорнийские мамонтовые деревья. Можно понять такой подход, учитывая их привлекательность для экотуристов и их способность создавать запоминающийся имидж и подчеркивать особое своеобразие соответствующего турцентра, который иначе трудно выделить из других направлений.

Однако опасность такого подхода, при котором экотуритсткая самобытность территории основывается на привлекательности для туристов редких, охраняемых видов животных и растений, заключается в том, что руководство охраняемой территории и менеджеры экотуризма склонны отводить им более значительную роль, чем другим компонентам экосистемы, противореча тем самым основному принципу, согласно которому все компоненты экосистемы одинаково важны и, следовательно, требуют одинакового к себе отношения. При этом рекламные кампании зачастую поощряют желание посетителей увидеть редкие виды флоры и фауны, создавая тем самым такую пагубную ситуацию, под давлением которой менеджеры обеспечивают более широкий к ним доступ в разрез с условиями устойчивого развития. Конечным результатом является нарушение принципа, согласно которому развитие экотуризма должно проходить строго в соответствии с правилами доступа на каждую охраняемую территорию. Для того чтобы избежать такой ситуации, рекламные и информационные кампании должны быть нацелены на продвижение глобальной взаимозависимой экосистемы региона в целом, а не на отдельные виды редких животных, как например, сибирский тигр и снежный барс, в случае со странами СНГ.

  1. Историко-архитектурные и археологические объекты – все культурное и духовное наследие региона, местности, где исторические, археологические, культурные памятники находятся в непосредственной территориальной связи с природными участками.

Вторая группа ресурсов экологического туризма включает объекты, отражающие духовное и материальное наследие народов, проживавших в различные исторические эпохи на данной территории. Существует неразрывная связь между обычаями, традициями, культурой и природными условиями жизни народов. Поэтому развитие экотуризма в комплексе с историко-культурным наследием является мощным фактором формирования гуманного мировоззрения и патриотического воспитания.

Включение в состав экологических туров историко-культурных памятников в настоящее время является мировой тенденцией. Так, в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия подчеркивается, что территория, обладающая, наряду с исключительными природными особенностями, памятниками архитектуры, истории и культуры, достойна включения во Всемирный список культурного и природного наследия как наиболее ценный для познавательных и образовательных целей объект.

Еще одним важным вопросом является та степень, в которой культурные достопримечательности туристского центра должны быть интегрированы в комплекс экотуристских достопримечательностей. Во многих определениях экотуризма значение культурных ресурсов турцентров и связанная с ними деятельность считаются второстепенными при определении экотуристской привлекательности. Однако, включение культурного аспекта является необходимым и, возможно, неизбежным фактором при определении экотуризма, поскольку достаточно сложно найти место на земле, включая Антарктику и дальний север России, где не было бы заметно влияние человеческой деятельности. Поэтому включить вышеупомянутые факторы в определение экотуристического продукта означает обеспечить более реалистичные и осмысленные впечатления для посетителей о положительном и отрицательном влиянии человеческой деятельности на окружающую среду.

Включение культурного компонента также означает признание влияния людей, живущих на данной территории, тем самым утверждая принцип, согласно которому экотуризм должен помогать местным сообществам. Этот вопрос культурного воздействия особенно важен для таких регионов Российской Федерации, как Якутия и Калмыкия, где так называемый «природный» ландшафт является плодом многовекового взаимодействия между коренным населением и природой.

Одной из примечательных особенностей включения культуры в список экотуристических достопримечательностей является возможность разворачивания некоторых форм экотуристической деятельности даже на сильно видоизмененных пространствах. В канадской провинции Саскачеван можно, например, наблюдать перелетных водяных птиц, таких как снежные гуси, кормящимися на фермерских полях. Разнообразие птиц вблизи болотистой местности и фермерских земель представляет собой привлекательный экотуристический пакет, являющийся примером культурного и природного взаимодействия. Существует множество возможностей для развития подобного экотуристического продукта в степях, горных долинах, на сельскохозяйственных угодьях и даже в городах. Вполне возможно предлагать городские экологические туры в Санкт-Петербурге и других городах с целью наблюдения за белыми аистами, которые прекрасно приспособились к городским условиям. Необходимо также отметить, что использование таких видоизмененных пространств смягчает давление, которое оказывает данный сектор на охраняемые территории, являющиеся обычно эпицентром всей экотуристской деятельности. Будучи коммерчески выгодными, эти экотуристские продукты могут привести к такой форме экотуристского управления, при которой дикие животные и растения будут процветать в городах, фермерских хозяйствах и других видоизмененных территориях.

Ценности природной среды и культуры являются главными движущими факторами экологического туризма. Органичное сочетание в экологических турах природной и культурно-исторической составляющих с включением в обслуживание туристов национальных обычаев и обрядов обеспечит их непреходящую популярность и интерес у наших и зарубежных туристов.

В отдельную группу туристских ресурсов можно выделить информацию.

Главная цель туризма – получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях в процессе их путешествия в другие страны, регионы, города и села. Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы.

Носителями информации, привлекательной для туристов, могут выступать практически все материальные объекты, расположенные вдоль трассы туристского маршрута и обладающие исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, названия городов и сел, деревень, природных урочищ, связанные с ними легенды и мифы, а также посвященные им литературные произведения, научные труды, художественные книги, путеводители. Важную роль в передаче информации о местах путешествия играют карты, художественные альбомы или фотоальбомы, аудио- и видеопродукты, люди, владеющие необходимой информацией и умеющие передать эту информацию в интересной для туристов форме.

Формирование информационных туристских ресурсов происходит по трем направлениям.

  1. Исследование истории места. Ученые, краеведы, изучающие историю города, села, натуральную историю, объясняющие ход развития историко-культурных и природных процессов, запечатленных в современном ландшафте, в культурном и природном наследии, активно участвуют в созидании ресурсного потенциала места.

  2. Выявление природных и историко-культурных объектов. Выявление и учет новых памятников истории, культуры и природы расширяет разнообразие туристских ресурсов, создает предпосылки для увеличения продолжительности пребывания туристов в данном месте и тем самым способствуют более глубокой туристской специализации места, усилению роли туризма в хозяйственном комплексе района.

  3. Выявление уже имеющихся и сочинение новых мифов. Главным направлением в формировании туристских ресурсов является мифотворчество. Фактически в нем участвуют представители всех профессий: ученые, краеведы, писатели, художники и т.д. Мифологические туристские ресурсы должны стать важнейшей частью содержания путеводителей, туристских карт, украшения интерьеров отелей и ресторанов, салонов туристского транспорта, музыкального сопровождения маршрута. Реанимация старых и создание новых мифов - основа созидания уникального ресурсного потенциала объектов туризма или экскурсий.

Особо следует отметить, что динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия развитой инфраструктуры. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителей без развитой инфраструктуры невозможно.

Как и любые другие, рекреационные ресурсы не безграничны. Они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, естественно, стоимость. Следовательно, рекреационное ресурсоведение должно отражать следующие моменты: выявление, оценку, условия эксплуатации и охраны рекреационных ресурсов.

Выявление рекреационных ресурсов связано со степенью изученности природных и культурных комплексов и трудовых ресурсов для использования их в той или иной рекреационной деятельности. Существуют определенные комплексные методы разведки природных рекреационных ресурсов, включающие рекреационную оценку ландшафтов, местных биоклиматических условий, экологического состояния природной среды, общую и детальную оценку минеральных вод, лечебных грязей и т.д.

Природные рекреационные ресурсы России в целом изучены недостаточно. Наиболее полно исследованы природные лечебные ресурсы, но и здесь существует опасность их утраты, так как резервирование даже выявленных лечебных местностей в настоящее время не проводится.

Что касается ресурсов оздоровительного и спортивного туризма, то здесь нужны планомерные изыскательные работы в разных регионах страны.

Планированию экологических туров должен предшествовать серьезный сбор специфической информации о регионе, включающий такие параметры, как особенности климата, продовольственные ресурсы территории, плотность населения и его возможное участие в обеспечении туристской программы, традиции и обычаи местных жителей, рекреационная емкость территории, наличие очагов природных инфекций и т.д.

Оценка природно-рекреационных ресурсов всегда осуществляется в нескольких аспектах или по нескольким блокам параметров. Эти параметры различны и специально подбираются для основных видов рекреационной деятельности. Ресурсы рекомендуется оценивать в аспектах функциональном, гигиеническом, эстетическом, технико-экономическом и природоохранном. Очевидно, оценки в каждом из названных аспектов могут и должны основываться на различающихся принципах и критериях, наиболее адекватных каждому конкретному аспекту оценивания.

Обычно оценка природных рекреационных ресурсов производится с учетом следующих факторов: их функциональной пригодности (технологическая оценка), степени комфортности (физиологическая оценка) и эстетических качеств (психологическая оценка). При этом принимается во внимание надежность природных комплексов, т.е. их устойчивость к антропогенным нагрузкам. С учетом указанных выше факторов степень благоприятности природных ресурсов для рекреационного освоения будет сильно отличаться на различных территориях.

Наиболее подходящей для экотуризма следует считать методику оценки природных рекреационных ресурсов В.С. Преображенского, Л.А. Мухиной, Ю.А. Веденина. Разработка основных положений оценки была продолжена в работах Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебова. Разработчики выделяют три основных аспекта оценки природных туристских ресурсов: технологический, психологический и физиологический.

При технологической оценке природных условий развития туризма рассматривается принципиальная возможность реализации различных видов экотуризма на оцениваемой территории. Этот аспект может стать решающим при выборе экотуристской специализации территории, туристской дестинации (или переориентации существующей специализации). Оценивание производится с позиций экотуристского спроса, отраженных в маркетинговом профиле экотуриста.

Как правило, на практике используются следующие показатели такой оценки: биоразнообразие, наличие и количество эндемичных видов, реликтов, уникальных природных и культурных объектов, явлений, наличие особо охраняемых территорий (заповедников, заказников, национальных парков). При этом биоразнообразие определяют как разнообразие всех жизненных форм – растений, животных, микроорганизмов, в том числе и экосистем.

При психологической оценке рассматривается степень психологического комфорта потребителя туристских услуг во всех проявлениях. Это эстетическая красота пейзажей и потенциальная привлекательность территории для потребителя, учитывая контрастность с пейзажами постоянного места жительства (экзотичности) и степень встречаемости природных объектов на других территориях (уникальность). Категория «уникальность» тесно связана с категорией «экзотичность», т.к. уникальные объекты и явления в силу малой распространенности экзотичны для большей части населения. При оценке природных условий организации международной туристской деятельности эстетическая оценка играет очень большую роль, поскольку при прочих равных условиях территориям, обладающим большей эстетической ценностью, отдается явное предпочтение.

Для общей характеристики эстетического потенциала территории обычно рассматривают: внутреннее и внешнее пейзажное разнообразие. В этом аспекте оценки природных территорий значительную роль играют эстетические принципы восприятия композиции. В наблюдаемом пейзаже можно выделить или искусственно создать доминирующий элемент, смысловой, зрительный центр – скалу, памятник, одинокое дерево и т.д. при этом все остальные элементы природно-территориальных комплексов (ПТК), вернее их сочетание, будут не более чем фоном, придающим выразительность доминанте и всему пейзажу. К сожалению, большинство исследователей не рассматривают эстетическую аттрактивность ПТК во временной (суточной и сезонной) динамике. Очевидно, что эстетическая привлекательность пейзажа находится в зависимости и от состояния элементов ПТК на момент наблюдения. Дождь, туман, облачность, запыленность атмосферы существенно изменяют зрительное восприятие. Причудливые формы облаков, заходящее или встающее солнце, звезды могут придать выразительность, глубину, трогательность пейзажу, став его доминантой или фоном.

Некоторые методики оценивают ПТК с точки зрения отдельных компонентов, вычлененных из единого комплекса: биомассы – отдельно, геомассы – отдельно и т.д. Наблюдается существенное разнообразие и в выборе природных компонентов, определяющих, по мнению предложивших их исследователей, эстетическую аттрактивность территории. Так, у Ю.А. Веденина, Л.И. Мухиной, Л.С. Филиппович за основу берутся два признака – степень контрастности рельефа и залесенность местности; у Н.А Маслобойщиковой – природные массы, составляющие ПТК; у М.Ю. Фроловой – общая внушительности пейзажа, выразительности рельефа, пространственное разнообразие и т.д. Нельзя не отметить и использование литературно-географических описаний в эстетической оценке пейзажей (А.Фремон). Наиболее полной, комплексной представляется методика психолого-эстетической оценки М.Ю. Фроловой. Она приближена к субъекту (его социальным характеристикам и предпочтениям, а также к визуальному восприятию ПТК) и сочетает методы ландшафтного анализа пейзажа и анкетирования фокус-групп туристов.

Основу физиологического аспекта оценки составляет рассмотрение ресурсов климата как совокупности его свойств, отражающих комфортное состояние человека, и продолжительность воздействия такой совокупности. И здесь одной из первых стала методика анализа отдельных метеоэлементов, их характеристик (числа дней со среднесуточными температурами от 15 до 20ºС, среднемесячные температуры воздуха летних месяцев, температура воды в самом теплом месяце года и т.п.), а также простейших комбинаций метеоэлементов (число дней с температурами от –5 до –15ºС при скорости ветра более 5 м/с, сумма часов солнечного сияния за год в период с температурами 15 – 20ºС).

Долгое время использовался анализ показателей эффективных температур (комплексное рассмотрение температуры и влажности), эквивалентно-эффективных температур (температура, влажность, скорость ветра), радиационно-эквивалентных температур (температура, влажность, солнечная радиация).

Следующим шагом стало применение комплексов метеопо­казателей от наиболее простых эмпирических соотношений (методика Фёдорова Е.Е., и Чубукова Л.А.) до балансо­вых (методика Ратнера Е.М.). Ратнер Е.М. при оценке влияния климата на тепловое состояние человека взял за осно­ву средневзвешенную температуру кожи. Затем в зависимости от средневзвешенной температуры кожи и теплоощущений эк­спериментально была произведена разбивка погоды на типы. Продолжением развития данного направления послужило рас­смотрение изменения температуры поверхности тела человека с поправкой на микроклиматические особенности теплоизо­ляционных свойств верхней одежды, а также вида активной деятельности, работы различной трудности.

Однако, некоторые исследователи отмечают, что необходи­мо рассмотрение не только факторов, влияющих на терморегуляторные свойства человеческого организма, но и других по­годных явлений, вредных для туриста. Современный этап исследований в рассматриваемом аспекте связан с мето­дикой Григорьева И.И., состоящей в наблюдении и прогнози­ровании медицинских типов погод. Указанная методика соеди­нила в себе методы морфологической классификации погод и метод контрастной изменчивости погод, и уже используется в санаторно-курортном лечении.

Следует также отметить, что экотуризм менее требователен к комфорт­ности климата нежели санаторно-курортное лечение. Поэтому в нашем случае будет достаточно провести физиологическую оценку природных факторов развития туриз­ма на основе анализа средних многолетних климатических по­казателей.

Рассматривая сложившиеся подходы к оценке природных ресурсов, следует отметить, что на практике наибольшее распространение полу­чила денежная оценка природных ресурсов (ДОПР). Она дает оценку современного природного ресурсного потенциала тер­ритории (ПРП) в стоимостном, денежном выражении. Выделяют два вида такой оценки:

1) затратный (определяется средства­ми, необходимыми на разработку ресурса);

2) рентный (определяется средствами, необходимыми для поддержания ресурсов в первоначальном состоянии).

Однако возможность и корректность их использование в экотуризме весьма ограничены, т.к. экономичес­кая рентабельность, наносящая вред природной среде, не может считаться общественно полезной.

Денежные методы оценки туристских ресурсов не всегда объективно отражают реальную и перспективную ценность природных комплексов, так как они находятся в сильной зави­симости от сегодняшних цен на туруслуги. Ближе к истине обратное утверждение: цена туристских ресурсов и соответ­ственно величина туристской ренты потому и высоки, что вы­соки цены на туристские услуги. Есть и методические отличия между ДОПР и иными способами оцен­ки. Иногда балльной оценке противопоставляют оценку сто­имостную (часто называемую экономической), выраженную в рублях. При этом указывают, что такая оценка будет более объек­тивной. Во-первых, существуют трудности, связанные с поиска­ми критериев многосторонней стоимостной оценки. Во-вторых, охарактеризованная в рублях стоимость природного объекта будет опять-таки не оцен­кой, а измерением.

Так, оценка культурных комплексов производится или экспертным путем для установления иерархического места данного объекта в мировой или отечественной культуре, или определением необходимого или достаточного времени для осмотра данного культурного объекта. За использование культурных комплексов в туристской практике также должна взиматься туристская рента.

В настоящее время механизм установления денежного эквивалента за использование рекреационных ресурсов только разрабатывается.

Таким образом, общие проблемы туристского ресурсоведения связанны с двумя аспектами:

- с экономической оценкой и разработкой механизма вовлечения в оборот существующих и потенциальных ресурсов (объектов, территорий и др.), в том числе, с разработкой принципов и методов определения и применения туристской ренты;

- с необходимостью охраны и воспроизводства туристских и рекреационных ресурсов самими пользователями.

Безусловно, Россия имеет большие возможности для развития экологического туризма, практически не используя которые страна упускает значительные прибыли. Разнообразие природных зон, ландшафтов, большое количество заповедников, национальных парков, культурных памятников, относительно низкая плотность и традиционное гостеприимство населения – все это является ресурсами экотуризма в России. Особую привлекательность страны для туристов создают богатство этнокультур, разнообразие народных праздников, обычаев, ремесел, промыслов, а также своеобразная русская культура.

Ресурсами экотуризма является и фундаментальная и прикладная наука, которая в России накопила много информации, необходимой для разработки экологических туров и маршрутов: данные по охране окружающей среды, рекреационной емкости территорий, по восстановлению деградированных регионов. Мировая практика экологического туризма доказала, что наиболее эффективными туроператорами и консультантами являются научные учреждения, природоохранные организации, заповедники, фонды и общества, планирующие и реализующие природоохранные мероприятия.

Основными факторами, затрудняющими эффективное вовлечение в оборот ресурсов экологчиеского туризма, являются:

Для преодоления проблем в сфере туристско-рекреационного ресурсопользования необходимо решить следующие задачи:

- развитие перспективных и "ресурсомалоемких" направлений туристской деятельности (экскурсионно-краеведческих программ, экологического и паломнического туризма и др.).

Контрольные вопросы:

  1. Различия между природными условиями организации туризма и природными туристскими ресурсами.

  2. Ресурсы экологического туризма, их классификация.

  3. Информация как туристский ресурс.

  4. Выявление туристских ресурсов.

  5. Оценка туристских ресурсов.

  6. Денежная оценка природных ресурсов.

  7. Проблемы туристского ресурсоведения.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4