logo search
Пособие

1.1 Занятость в сфере гостеприимства и туризма

Индустрия туризма и гостеприимства включает в себя общественное питание, услуги по размещению, услуги рекреационные и связанные с путешествиями. Эти сегменты исторически рассматривались как фрагменты или даже как отдельные отрасли народного хозяйства. Настало время, чтобы эти сегменты воспринимались как компоненты единой индустрии.

В последнее годы данная сфера деятельности в России испытывает беспрецедентный рост, и этот всплеск можно рассматривать как исключительную возможность для выпускников, обучающихся по туристским специальностям. Именно для этой категории студентов весьма интересными являются перспективы трудоустройства.

Следует отметить, что существенно увеличивается спрос на менеджеров со специальным образованием в области индустрии гостеприимства и туризма, так же как и на опытных работников, предоставляющих высококачественное обслуживание гостей на профессиональном уровне. Таким образом, необходимы люди, имеющие навыки управления, для руководства всеми аспектами бизнеса.

Во многих отношениях индустрия туризма и гостеприимства уже достаточно сформировавшаяся область деятельности, однако социальные и демографические изменения говорят о том, что рост этой индустрии еще не закончен. Он будет продолжаться, преодолевая различные барьеры, путем международного расширения и создания новых предприятий, а также за счет скачкообразного развития различных областей.

В качестве примера можно привести данные американского департамента по статистике занятости. Было подсчитано, что занятость в общественном питании за последние тринадцать лет возросла на 32 % по сравнению с 25 % в других профессиях и что спрос на менеджеров в общественном питании увеличился на 47 % за тот же период. Спрос на шеф-поваров примерно такой же, как и на менеджеров. Более того, потребность в менеджерах для гостиниц, хотя и не такая высокая, как в секторе питания, все еще продолжит расти быстрее, чем спрос на другие профессии в целом.

Несмотря на все положительные стороны, карьера в управлении индустрией гостеприимства и туризма подходит вовсе не для каждого. Эта индустрия ориентирована на людей и оказание услуг. Студенты, рассматривающие себя в качестве работника этой сферы, должны искренне любить и быть способными строить взаимоотношения с разными людьми. Более того, целеустремленные работники должны трудиться по гибкому графику, обслуживая клиентов тогда, когда это им необходимо. Студенты так же должны рассматривать возможность перемещения, часто неоднократные, так как многие организации занимаются хозяйственной деятельностью в географически различных место положениях. И, наконец, менеджеры ответственны за гарантию правильной и эффективной деятельности предприятия в любое время суток, а это значит, что они часто работают более 40 часов в неделю.

Несмотря на тяжелую работу, карьера в индустрии гостеприимства представляет ценность для тех, кто ищет возможность профессионального роста, ответственную должность, увеличения заработной платы и высокого уровня морального удовлетворения.

Выпускники вузов, готовящих специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса, часто начинают свой карьерный рост с должностей менеджеров-практикантов, помощников менеджеров или супервайзеров. Первоначальная заработная плата сравнима с подобными в других областях бизнеса, а потенциал для развития выше для способных молодых людей, желающих усиленно трудиться. В некоторых ресторанах иногда складывается такая ситуация: например, младший менеджер всего через два года после окончания института может брать на себя ответственность за деятельность центра, приносящего миллионную прибыль, при этом заработная плата существенно превышает подобную в других отраслях.

Возможности продвижения в индустрии гостеприимства и туризма простираются гораздо дальше, чем управление деятельностью ресторана или же другого предприятия питания, гостиницы или предприятий размещения, туристских фирм. Обычно имеется масса возможностей для продвижения среди менеджерских и других корпоративных должностей в большинстве компаний. Данная индустрия нанимает работников в бухгалтерский отдел, отдел маркетинга и продаж, финансовый отдел и отдел управления человеческими ресурсами. Кроме того, многие поставщики продукции и услуг для этой отрасли с удовольствием берут на работу выпускников кафедр гостиничного и туристического бизнеса.