5.1 История развития туризма в Орловской области
Туризм на Орловщине начал развиваться в 60-х годах 20 в. Самым массовым был профсоюзный туризм, который финансировался и осуществлялся Федерацией профсоюзов. При комсомоле действовало бюро молодёжного туризма «Спутник». С 1959 г. в Орле единственным государственным ведомством в этой сфере был «Интурист», для создания благоприятного имиджа нашей страны за рубежом.
В 1964-65 гг. в Орле появился Областной совет по туризму и экскурсиям, позже преобразованный в туристско-экскурсионную фирму «Орёлтурист». В области была создана солидная материальная база туристического бизнеса: автопарк, гостиница и ресторан «Салют», экскурсионные базы в Ливнах, Мценске, Болхове и Кромах.
Периодом расцвета туризма в нашей стране и в Орле стали 70- 80-е годы. «Интурист» и «Спутник», работавшие в области международного и молодёжного туризма, отправляли за рубеж до 1,5 млн. человек в год. Среднегодовая заполняемость гостиниц находилась на уровне 98%. Например, в 1984 г. только туристскими предприятиями профсоюзов, занимающимися массовым внутренним туризмом, было обслужено 36 млн. туристов и 200 млн. экскурсантов.
В это время орловские турфирмы обслуживали в среднем до 500 тыс. чел. в год, что больше половины населения области. Турфирмы направляли в орловские музеи до 300 тыс. экскурсантов в год. Основной причиной большой популярности туризма в то время была его сильная социальная составляющая - 95% всех туристических путёвок выкупалось государством через органы социального страхования. Государственная поддержка развития туризма заключалась также в финансировании строительства новых гостиничных комплексов и предприятий санаторно-курортной сферы, таких как туркомплекс «Салют», санаторий «Дубрава».
Смена экономической модели Российской Федерации в 90-х годах XX в. способствовала росту значимости сферы услуг уже как сектора экономики, регулирующего занятость населения и призванного повысить степень комфортности его обитания. В последнее десятилетие данной сфере были свойственны те же тенденции в развитии, что наблюдались в экономике страны в целом. Экономический кризис затронул сферу туризма как и все другие отрасли народного хозяйства. В Орловской области произошло резкое падение спроса на турпоездки. Среди основных причин снижения интереса к туризму можно назвать следующие: падение уровня жизни населения, разрыв налаженных туристических связей, общее нестабильное состояние в стране.
В 1996 г. все турфирмы области обслужили только 8,5 тыс. чел. По сравнению с 1988 г., когда было обслужено около 650 тыс. чел., объём представленных туруслуг упал в 76 раз. Произошло и существенное сокращение числа работавших в турфирмах экскурсоводов с 200 человек, задействованных в 1986 г., до 15 в 1999 г. Прекращение государственных инвестиций в сферу туризма привело к серьёзным разрушениям в рекреационной системе области. Многие предприятия вынуждены были работать с недостаточной загрузкой, снизили уровень предоставляемых туристских услуг. Приватизация и акционирование собственности в туризме не привели к положительному результату. Эффективный собственник в большинстве случаев найден не был. Как пример можно рассмотреть гостиничный комплекс области. Все гостиницы были построены в 50-80-е годы. Некоторые ни разу капитально не ремонтировались, отсюда невысокие показатели средней загруженности гостиничных комплексов.
Благодаря проделанной работе, в последние годы в области наблюдается небольшой, но достаточно стабильный рост обслуживания туристов. В 1998 г. было обслужено 12 тыс. чел., а в 1999 г. эта цифра приблизилась к 14 тысячам.
С 2000 г. в г.Орле проводится российская ярмарка молодёжных инициатив и путёвок. В 2002 г. ярмарка получила статус международной. В её работе приняло участие более ста туристских и молодёжных организаций из более чем 20 субъектов РФ, Украины, Белоруссии, Приднестровской Молдавской Республики. На организацию и проведение этих мероприятий были привлечены дополнительные средства из федерального бюджета в размере более 1 млн. руб.
В 2001 г. турфирмами области было обслужено порядка 45 тыс. чел., что составляет 205% к уровню 2000 г. и почти в 5 раз больше, чем в 1996 году. В виде налоговых платежей от туристских предприятий и гостиничных хозяйств в областной бюджет в 2001 г. поступило 3,5 млн. руб., что почти на 2,3 млн. руб. больше, чем в 2000 г. (или 290% к уровню 2000 г.).
Средняя по области загрузка гостиниц в 2001 г. составила 42% (на 8% больше, чем в 2000 г.). Однако несмотря на рост обслуживания и заполняемости, остаётся проблема нехватки в области гостиниц классом 3 звезды и выше. Региональный гостиничный фонд сегодня уже не соответствует жёстким европейским стандартам. Необходима его реконструкция, модернизация и переоснащение номеров за счёт средств собственников гостиниц. Требуется строительство частных мини-гостиниц.
В 2002 г. область посетили уже более 250 тыс. туристов. Орловские турбазы готовы разместить до 2 тыс. приезжих. Введены в эксплуатацию две частные гостиницы под Мценском и в Ливнах.
Кроме того, в 2002 г. в Орловской области была создана Федерация спортивного туризма. Эта организация объединила самодеятельные и профессиональные туристские клубы и секции, разработала единый план работы и соревнований. Федерацией проведены такие спортивно-туристские мероприятия как водное ралли и турслёт, посвящённый 59-й годовщине освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков, способствующие развитию социального, молодёжного и массового оздоровительного туризма.
- Содержание
- Тема 9. Ресторанный бизнес 81
- Тема 10. Индустрия развлечений 95
- Тема 1. Карьера в индустрии гостеприимства и туризма
- 1.1 Занятость в сфере гостеприимства и туризма
- 1.2 Образование в индустрии гостеприимства
- Тема 2. История туризма
- 2.1 Зарождение элементов путешествий
- 2.2 Путешествия в Древнем мире
- 2.3 Походы и путешествия Средневековья
- 2.4 Эпоха Великих географических открытий
- 2.5 Развитие путешествий в 19 – начале 20 вв.
- Тема 3. Становление и развитие туризма в России
- 3.1 Туризм в Российской империи в 18 – начале 20 века
- 3.2 Туризм в ссср
- Тема 4. Туризм на современном этапе
- 4.1 Роль туризма в мировой экономике
- 4.2 Фактор сезонности в туризме
- 4.3 Необычные виды туризма
- Тема 5. Место Орловской области в современной туристской индустрии
- 5.1 История развития туризма в Орловской области
- 5.2 Современное состояние туризма на Орловщине
- Тема 6. Туризм как система статистических понятий и определений
- Тема 8. Гостиничная индустрия
- 8.1 Роль гостиничных услуг в туризме
- 8.2 Понятие «гостиничная индустрия». Классификация гостиниц
- 8.3 История развития гостиниц
- 8.4 Новейшая история гостиниц
- 8.5 Гостиничные цепи
- 8.6 Характеристика гостиничного хозяйства России
- 8.7 Основные службы гостиницы
- 8.8 Требования к зданиям и сооружениям гостиниц. Планировка и оборудование номеров
- 8.9 Самые необычные отели
- Тема 9. Ресторанный бизнес
- 9.1 Питание в системе туристского обслуживания
- 9.2 Методы обслуживания туристов
- 9.3 Виды сервиса
- 9.4 Особенности составления меню для туристов
- 9.5 Традиционные особенности питания
- 9.6 Предприятия питания
- 9.7 Классификация ресторанов
- Тема 10. Индустрия развлечений
- 10.1 Анимационная деятельность в туризме
- 10.2 Тематические парки
- 10.3 Загородные клубы
- 10.4 Азартные игры как часть индустрии развлечений
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Введение в специальность»
- Литература
- 302030, Г. Орел ул. Московская, 65.