8.6 Характеристика гостиничного хозяйства России
Первыми гостиницами в средневековой Руси были постоялые дворы, наименее комфортабельные приюты для всех категорий путешествующих.
Гостиничные дворы были предназначены для более состоятельных людей.
С XVII – XVIII веков появляются трактиры, а затем и гостиницы.
Самые первые Правила предоставления гостиничных услуг на Руси относятся к XII веку. Они регламентировали порядок взаимоотношений постояльцев между собой и с местным населением, правила их поведения, проживания. Первые в России каменные гостиницы были построены в Петербурге на Невском. Они имели два этажа, общую залу, на верхнем этаже были номера с печным или каминным отоплением. На нижнем этаже постояльцы обедали и проводили свободное время в беседах и игре. Вода подавалась слугами.
Гостиничный бизнес XIX века приносил солидный доход. В начале XIX века Петербург располагал средствами размещения мирового уровня. Многие гостиницы оставили след в истории города и страны. Некоторые из этих отелей дошли до наших дней и составляют сегодня «золотой фонд» Петербурга. Например, в гостинице «Европейская» (построена в 1873 – 1875 г.г.) останавливались И. Штраус, К. Дебюсси, И.С. Тургенев, А.М. Горький, В.В. Маяковский. В 90-е годы XX века гостиница была реконструирована и вошла в международную цепь Кемпински под названием «Гранд – Отель Европа».
Революция нарушила естественное развитие гостиничного бизнеса. Нередко в бывших гостиницах размещались органы советской власти и официальные учреждения.
Советское общество стало более открытым, с конца 50-х годов постоянно увеличивалось количество зарубежных туристов, приезжающих в СССР, гостиничная сфера сделала качественный скачок вперед.
Для приема и обслуживания гостей нужны были гостиницы, рестораны, досуговые центры. Широко распространенная в те времена гигантомания привела к строительству в гостиничной сфере грандиозных сооружений на тысячи мест. В 1967 г. в Москве была построена гостиница «Россия», сразу ставшая тогда самой большой в мире (3500 мест).
До 1994 г. классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с “Положением об отнесении гостиниц к разрядам”.
В соответствии с данным Положением, все гостиницы подразделялись на семь разрядов: “Люкс”, “Высший А”, “Высший Б”, 1,2,3 и 4-й категории. Мотели подразделялись на пять разрядов: “Высший А”, “Высший Б”, 1,2 и 3-й разряды.
В 1994 г. в соответствии с ГОСТом 28681-90 “Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания” было разработано “Положение о критериях классификации гостиниц”, по которому рекомендовано внедрить французскую систему классификации – по звездам (от одной до пяти для гостиниц, от одной до четырех для мотелей).
В целом в стране существовали три основные категории гостиниц, предоставляющие различный уровень сервиса: гостиницы системы «Интурист», гостиницы профсоюзов и ведомственные гостиницы. Категория ведомственных гостиниц зависела от возможностей ведомства; самыми комфортными были средства размещения, принадлежащие аппарату ЦК КПСС, Совету Министров и крупным министерствам. Гостиницы «Интурист» были рассчитаны в основном на обслуживание иностранных туристов и считались лучшими в СССР.
Профсоюзные гостиницы предлагали более скромный комфорт.
Одним из бесспорных недостатков той эпохи был сервис, уровень которого зависел не столько от оснащения предприятия, сколько от отношения персонала.
С точки зрения гостиничного маркетинга, можно сказать, что большинство отелей этого периода ориентировались на делового клиента, то есть в основном на командированных.
В 1993 г. проводилось исследование гостиничной базы России, представившее наиболее полную картину дорыночной эпохи. На 1992 г. общее количество гостиниц составило 3737 общей вместимостью на 394775 койко-мест. Основная часть гостиниц приходится на Центральный район – 669, Уральский – 510, Дальневосточный – 381, Поволжский – 380, Восточно-Сибирский – 328.
Предложение на рынке туруслуг ориентировалось на среднестатистического потребителя, как правило, на групповое, а не индивидуальное обслуживание. Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в РФ стал складываться с 1993г.
Современное состояние гостиничного хозяйства РФ можно охарактеризовать следующими положениями:
Достижения гостиничной индустрии России является очень скромными на фоне общемировой тенденции неуклонного роста.
Основной гостиничный фонд страны не соответствует международным стандартам. Исключением является та элитная часть гостиниц, которая принадлежала «Интуристу» и ЦК КПСС, а также построенные вновь или модернизированные гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге с участием иностранных компаний.
Введенные в эксплуатацию высококомфортабельные гостиницы в Москве и Санкт-Петербурге с участием иностранных компаний позволили существенно сократить дефицит отелей высокого класса для богатой клиентуры. Стоимость размещения в этих отелях сравнима со стоимостью размещения в крупных гостиницах мира.
Подавляющая часть новых или модернизированных гостиниц входит в транснациональные гостиничные цепи.
В Москве, Санкт-Петербурге и в целом в России дефицитом являются гостиницы уровня 2-3 звезд.
Начиная с 1992 г. количество отелей в РФ ежегодно уменьшается, особенно в регионах.
В 1999 г. число гостиниц в России составляло 3387. Нестабильное экономическое положение в стране отразилось и на гостиничной индустрии. Коэффициент загрузки гостиничного фонда имеет устойчивую тенденцию падения. Он в два раза ниже мирового уровня. Например, коэффициент загрузки по РФ составляет 38 %. Для сравнения, в Москве – 64 %, в Европе – 61 %, Северной Америке – 65 %, Азия и Австралия – 70 %.
За последние годы традиционно убыточными стали гостиницы Сибири и Севера России.
В РФ по форме собственности распределялось: 1,3% - гостиницы с иностранным участием; 1,3% - гостиницы общественных организаций; 28,2% - муниципальные гостиницы; 28,4% - частные гостиницы; 17,7% - ведомственные гостиницы; 23,1% - гостиницы смешанной собственности (без иностранного участия).
В структуре гостиничных мест Москвы только 11 гостиниц (Метрополь, Айрис Пульман, Националь, Олимпик Пента, Савой, Палас, Балчуг-Кемпинский и др.) на 6266 мест отвечают всем требованиям международного гостиничного сервиса. Это составляет всего лишь 8% от общего числа гостиничных мест в столице. Еще 26% гостиничных мест имеют достаточно высокий уровень сервиса для приема иностранных туристов. В целом, с учетом ведомственных гостиниц Москва может принять единовременно 45 тысяч иностранных туристов.
В соответствии с “Концепцией развития международного туризма в Москве до 2005 года”, предполагается произвести реконструкцию имеющегося гостиничного фонда и коммунальной инфраструктуры и построить еще 38 тысяч гостиничных мест, для чего потребуется 5,9 млрд. долларов.
По прогнозам, с учетом предполагаемого строительства и реконструкции к 2005 г. число прибытий в Москву иностранных туристов может достичь 10,6 млн. человек в год, а валютные поступления от них составили бы 2,4 млрд. долларов в год.
- Содержание
- Тема 9. Ресторанный бизнес 81
- Тема 10. Индустрия развлечений 95
- Тема 1. Карьера в индустрии гостеприимства и туризма
- 1.1 Занятость в сфере гостеприимства и туризма
- 1.2 Образование в индустрии гостеприимства
- Тема 2. История туризма
- 2.1 Зарождение элементов путешествий
- 2.2 Путешествия в Древнем мире
- 2.3 Походы и путешествия Средневековья
- 2.4 Эпоха Великих географических открытий
- 2.5 Развитие путешествий в 19 – начале 20 вв.
- Тема 3. Становление и развитие туризма в России
- 3.1 Туризм в Российской империи в 18 – начале 20 века
- 3.2 Туризм в ссср
- Тема 4. Туризм на современном этапе
- 4.1 Роль туризма в мировой экономике
- 4.2 Фактор сезонности в туризме
- 4.3 Необычные виды туризма
- Тема 5. Место Орловской области в современной туристской индустрии
- 5.1 История развития туризма в Орловской области
- 5.2 Современное состояние туризма на Орловщине
- Тема 6. Туризм как система статистических понятий и определений
- Тема 8. Гостиничная индустрия
- 8.1 Роль гостиничных услуг в туризме
- 8.2 Понятие «гостиничная индустрия». Классификация гостиниц
- 8.3 История развития гостиниц
- 8.4 Новейшая история гостиниц
- 8.5 Гостиничные цепи
- 8.6 Характеристика гостиничного хозяйства России
- 8.7 Основные службы гостиницы
- 8.8 Требования к зданиям и сооружениям гостиниц. Планировка и оборудование номеров
- 8.9 Самые необычные отели
- Тема 9. Ресторанный бизнес
- 9.1 Питание в системе туристского обслуживания
- 9.2 Методы обслуживания туристов
- 9.3 Виды сервиса
- 9.4 Особенности составления меню для туристов
- 9.5 Традиционные особенности питания
- 9.6 Предприятия питания
- 9.7 Классификация ресторанов
- Тема 10. Индустрия развлечений
- 10.1 Анимационная деятельность в туризме
- 10.2 Тематические парки
- 10.3 Загородные клубы
- 10.4 Азартные игры как часть индустрии развлечений
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Введение в специальность»
- Литература
- 302030, Г. Орел ул. Московская, 65.