logo
Пособие

4.2 Фактор сезонности в туризме

Туризм подвержен влиянию факторов сезонности, как следствия периодического изменения климатических условий в течение года. В высоких широтах – это наступление холодных периодов, в тропических и экваториальных – сезона дождей или чрезмерной жары.

Различаются высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон характеризуется условиями наиболее полноценного использования туристами туристских ресурсов. По всем признакам жителям стран с относительно холодной зимой свойственно стремление отдыхать летом и преимущественно в туристских центрах с более теплым климатом. Курорты Средиземноморья имеют сезонный пик туристской загрузки в летние месяцы. Курорты Персидского залива, Красного моря, Таиланд и др. страны Юго-Восточной Азии привлекательны в зимние месяцы, когда климат более мягкий и менее жаркий.

Большая часть континентов расположена в северном полушарии и можно утверждать, что там проживает значительная часть населения Земли. В странах, расположенных в южном полушарии, климатические изменения противоположны. С определенных позиций это достаточно удобно. Состоятельные туристы стран европейского и североамериканского континентов могут зимой посетить туристские центры Южной Америки, Южной Африки или Австралии, где наступает теплый сезон.

Каждый курорт или туристский центр обладает характерными притягательными признаками для туризма в зависимости от климатических особенностей данной местности и собственно вида туризма. Так, Санкт-Петербург во Флориде на берегу Мексиканского залива может быть отнесен к категории всесезонных пляжных курортов, а Санкт-Петербург российский имеет пик сезона в мае – июне, т.е. наибольшей продолжительности светового дня, именуемый «Белые ночи». Адекватно в Индии и на Кубе неблагоприятными считаются периоды муссонных дождей. Горнолыжные альпийские и иные курорты также имеют свои благоприятные периоды для активного занятия спортом и развлечений. Для сафари с охотой важен разрешенный сезон для отстрела определенных видов животных.

Сезонность загрузки курорта или туристского центра отражается на изменении тенденций генерации рабочих мест в сфере обслуживания, интенсивности загрузки средств перевозки, размещения, ресторанов и аттракций. В высокий сезон возникает перегрузка туристских центров, цены существенно повышаются, бронирование услуг на этот период производится заблаговременно. Наоборот, в низкий сезон, когда активность посещения туристами туристских центров заметно снижается, цены на туристские услуги и услуги размещения низкие.

Однако кроме природно-климатических признаков и явлений на загрузку мест традиционного туристского посещения влияют общенациональные и религиозные праздники, каникулы, крупные зрелищные и спортивные мероприятия. Так, для значительной части населения (до 26 %), принадлежащей к христианству, важен праздник Рождества Христова. Рождество, Новый год и Пасха признаются национальными праздниками в большинстве государств Европы и Америки. Устраиваются недельные Рождественские каникулы, празднуется Новый год, работа на большинстве предприятий прекращается, все устремляются на отдых в туристские центры. Интенсивность туристских потоков возрастает многократно. Загрузка предприятий сферы туризма и туристской индустрии, а также торговли на этот короткий период кратковременно существенно возрастает. Предприятия сферы обслуживания на этот период дополнительно нанимают большое количество персонала. Период кратковременной туристской активности генерирует высокие цены на туристские услуги.

В конце ХХ века туризм стал глобально интернациональным. Наибольшее оживление в турбизнесе наблюдалось в конце 1999 – начале 2000г., когда христиане отмечали Рождество, некоторые побывали на Святой Земле. Все высшие лица христианских конфессий собрались в Рождественскую неделю в Израиле, посетив Лазарет, Вифлеем, Иерусалим и другие памятные места, где расположены христианские святыни. Организация юбилейных торжеств сопровождалось большим количеством разного рода зрелищных мероприятий, привлекающих огромное количество туристов. Достаточно отметить, что многие руководители государств и главы правительств посетили в это время Израиль. Среди таких туристов была и чета Ельциных.

Огромное количество туристов привлекло празднование рубежа тысячелетий. Так, французское правительство объявило обширную программу торжеств, посвященных этой круглой дате. К ней были приурочены парады, концерты, фестивали, лотереи и выставки.

В германском Ганновере открылась всемирная выставка EXPO – 2000. На нее прибыло не менее 20 млн. гостей.