9.7 Классификация ресторанов
Единой, принятой всеми классификации ресторанов, наверное, не существует потому, что это постоянно развивающийся бизнес.
Согласно Государственному стандарту РФ (ГОСТ Р50762 – 95), устанавливается классификация ресторанов в зависимости от качества предоставляемых услуг, ассортимента блюд, интерьера и т.д.
На основании этого рестораны по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – «люкс», «высшей» и «первой категории».
Ресторан «Люкс» располагает банкетным залом, баром, коктейль холлом с барной стойкой. Интерьер должен иметь высокий класс архитектурно-художественного оформления. Стиль дизайна должен соответствовать названию ресторана.
Обслуживающий персонал должен быть одет в форменную одежду единого образца. Столовое белье и посуда изготавливаются на заказ. В вечернее время организуются музыкальные шоу. В залах отводятся специальные места для танцев, организуется продажа цветов, сувениров.
Меню включает заказные и фирменные блюда (не менее половины ассортимента).
Штат ресторана укомплектован высококвалифицированными работниками.
Ресторан высшего класса – предприятие, имеющее оригинальность интерьера, выбор услуг, разнообразный ассортимент блюд. В вечернее время организуется музыкальная программа.
Ресторан первого класса предполагает гармоничность интерьера, выбор услуг, разнообразный ассортимент блюд. Важное значение имеет выбор места для расположения ресторана. Место должно нравиться людям, которые будут его посещать.
Среди главных критериев, по которым выбирается место для ресторана, должны быть следующие:
сколько людей проживает в районе;
средний уровень доходов у этих людей;
удобство: не трудно ли людям добираться до ресторана;
заметность: легко ли прохожим и приезжающим увидеть ресторан;
наличие стоянок, мест для парковки.
С точки зрения рестораторов, наиболее перспективными являются следующие места:
ресторан, который стоит в гордом одиночестве;
скопление ресторанов или ресторанный ряд;
расположение в торговом центре;
центр города;
богатый пригородный район.
В зависимости от месторасположения различают:
городские рестораны расположены в городской черте и предлагают разнообразный ассортимент блюд, специализируются в предоставлении обедов и ужинов. Работают в определенные часы и имеют многочисленных клиентов.
вокзальные рестораны расположены на железнодорожных и аэровокзалах. Работают круглосуточно. Характерен ограниченный набор блюд, невысокий уровень цен и относительно быстрое обслуживание.
вагоны-рестораны в основном имеются в поездах дальнего следования и предназначены для обслуживания пассажиров, находящихся в пути. В меню вагонов-ресторанов входят холодные закуски, первые и вторые блюда, горячие напитки, комплексные обеды, а также дорожные наборы в пакетах, кондитерские изделия, фрукты, соки, продаваемые официантами во всех вагонах поезда.
рестораны на теплоходах предназначены для обслуживания пассажиров и туристов в пути следования. В них предоставляются завтраки, обеды и ужины. Обслуживание осуществляется официантами, но может применяться и самообслуживание. На крупных теплоходах может быть несколько ресторанов.
рестораны для автотуристов, не желающих покидать автомобиль, расположены возле шоссе и крупных автостоянок. В целях экономии времени клиенты обслуживаются прямо в машине официантами, которые подкатывают к ним на роликовых коньках. Такой вид ресторанов распространен в США.
В структуре гостиничных комплексов может быть несколько ресторанов, а может не быть ни одного. В больших гостиницах, входящих в известные гостиничные цепи, обычно два ресторана – фешенебельный фирменный и небольшой с невысоким уровнем цен. Рестораны при гостиницах обслуживают как проживающих в них гостей, так и широкую публику.
Бары также можно классифицировать в зависимости от их расположения в гостиничном здании:
вестибюльный бар служит удобным местом для встреч и бесед;
ресторанный бар традиционно является самым притягательным элементом интерьера ресторана;
вспомогательный бар представляет собой торговую точку, расположенную в глубине гостиничного здания, на этаже. В больших отелях их может быть несколько. Здесь сосредотачиваются запасы вин, пива и других напитков для обслуживания гостей непосредственно в номерах;
банкетный бар расположен в банкетном зале. Используется исключительно для обслуживания банкетов и конференций. Как правило, банкетный бар имеет большой запас дорогих популярных вин, напитков, пива;
бар при бассейне. Любой высокоразрядный отель (не только курортный) немыслим без бассейна и бара при нём, где гости могут расслабиться с бокалом экзотического коктейля или какого-либо другого напитка;
мини-бары – маленькие бары с холодильником в номерах. Предназначены для снабжения гостей напитками в любое время суток. Запасы напитков в мини-барах пополняются ежедневно, а стоимость выпитого дополнительно включается в общий счёт.
Кроме того, в практике ресторанного бизнеса большое распространение получили рестораны быстрого обслуживания. Родоначальником этого быстрого способа удовлетворения потребностей человека в пище стали США. Рестораны быстрого обслуживания предлагают меню, ограниченное гамбургерами, жареной картошкой, хот-догами, цыплятами, различными рыбными и национальными блюдами. Эти ограничения в меню позволяют значительно ускорить обслуживание, что очень приветствуется занятыми людьми. Обычно рестораны быстрого обслуживания специализируются в приготовлении одного главного блюда (например, гамбургеры - McDonald’s, пицца – Pizza Hut и т.д.)
70–е годы прошли под знаком предприятий быстрого обслуживания. Но самый грандиозный успех в мире бизнеса ресторанов быстрого питания связан с компанией McDonald’s. Формулу успеха в этом случае можно свести к нескольким составляющим: качество, оперативность, чистота, необходимые услуги и цены. Всё это было достигнуто благодаря автоматизации процесса, продуманному до мелочей меню, строгому соблюдению стандартов качества и мощной рекламной кампании. Рынок компании ещё более расширился, когда были введены завтраки и в меню появились блюда, рассчитанные на вкусы не только детей, но и взрослых. В последние годы из-за того, что традиционные рынки стали насыщенными, McDonald’s применила стратегию расширения на международных рынках. Для этого она предприняла меры для быстрого роста на рынке самой населённой страны – Китая, создав к 2000 г. там 300 ресторанов.
В настоящее время McDonald’s действует в 80-ти странах, имея потенциальную клиентуру 3,2 млрд. человек. За пределами США действует 6 400 из приблизительно 18 тыс. ресторанов компании. Объём продаж по всему миру составляет 31,8 млрд. USD. Из них 15 млрд. USD получены за пределами США.
Полносервисные рестораны называются рестораны с очень широким выбором блюд, особенно порционных, где почти всё, что подаётся к столу, приготовлено здесь же, при ресторане с использованием сырых и свежих ингредиентов. Полносервисные рестораны могут иметь торжественную или неформальную атмосферу, их можно также классифицировать по ценам, оформлению, предлагаемому меню. Большинство полносервисных ресторанов попадают и в другие категории, если классифицировать их по другим признакам. Блюда, которые готовятся в большинстве этих ресторанов, относятся в разряд «кухня высшей категории». Чаще всего там процветают традиции французской и северо–итальянской кулинарии, которая, по мнению западных гурманов, является лучшей в мире. Широко представлена китайская кухня, ее многие знатоки считают самой изысканной в мире.
Уровень обслуживания в полносервисных ресторанах обычно очень высок.
Оформление полносервисных ресторанов обычно под стать общему стилю, которому ресторан пытается следовать. Роскошная еда, обслуживание и атмосфера – всё это в комплексе оставляет у гостя незабываемое впечатление. Важнейшим признаком первоклассных ресторанов является стремление к индивидуальности. Их неповторимый облик дополняется роскошным внутренним убранством и изысканной кухней.
Таков вегетарианский ресторан отеля «Лейнсборо», расположенного в неоклассическом особняке напротив Букенгемского дворца в Лондоне. Гости, среди которых английские знаменитости, актёры и звёзды рок-н-ролла, приятно проводят время и, при желании, пробуют известные деликатесы. Вообще атмосфера, создаваемая рестораном, оказывает немедленное воздействие на посетителя и на сознательном, и на подсознательном уровнях. Осознаваемый эффект влияет на сам процесс выбора ресторана. Подсознательный эффект создаётся более тонкими средствами: освещением, типом мебели и цветом скатертей, музыкой.
Для посетителей ресторана большую роль играет дизайн интерьера, и чем более он помогает создать определённое настроение, тем лучше. Специалисты по интерьеру даже специальный термин придумали для этого – атмосферика. Ещё в 1970-е годы оформление ресторанов было подчёркнуто простым. Теперь без атмосферики не обходится ни один ресторан.
Пожалуй, больше всего эта атмосферика заметна в интерьере так называемых тематических ресторанов. Они в полной мере используют цветовые, звуковые, осветительные, декоративные и визуальные эффекты, чтобы вызвать в посетителе особое настроение.
Повсюду в мире есть множество тематических ресторанов, посвящённых каким-то конкретным темам, датам, увлечениям и пристрастиям. Среди них можно выделить тематические рестораны, посвящённые рок-н-роллу, самолётам, железной дороге, ностальгии по 1960-тым и многое другое. Среди ресторанов, которые в наибольшей степени славятся своей атмосферой, выделяются Planet Hollywood и Hard Rock Cafe.
Хотя ресторанная сеть Planet Hollywood не принадлежит к числу крупнейших, она, несомненно, одна из самых успешных и популярных. Роберт Эрл стал широко известным, когда в конце 1960–х годов разработал идею лондонского ресторана Great America Disaster. В то время в Лондоне получить где-либо американскую еду было практически невозможно. После короткой, но успешной карьеры в Hard Rock Cafe в 1991 г. он запустил в Манхэттене проект Planet Hollywood. РН рекламирует себя, как тематический ресторан, где объединены развлечения (громкая музыка, показ видеоклипов и выставка вещей, которые принадлежали звёздам Голливуда) и стандартный набор продуктов вроде пиццы, гамбургеров. Идею поддержали звёзды кино: Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Деми Мур, Сильвестр Сталлоне, Вупи Голдберг. Открыли 55 ресторанов по всему миру. Возможность встретиться со знаменитостью (они иногда там обедают) является сильнейшим магнитом, притягивающим публику. Ещё одним фактором, который в значительной степени способствовал успеху РН, был выбор мест для их размещения. Как правило, они располагаются в лучших местах, где проходят основные маршруты как туристов, так и местных жителей.
Среди других ресторанов, владельцами которых являются знаменитости, можно назвать Fashion Cafe (Наоми Кемпбелл, Клаудиа Шиффер). Отдельные залы ресторана носят названия основных мировых столиц моды: Милан, Париж или Нью-Йорк. Здесь гостей развлекают, ежедневно устраивают показ новых мод.
Некоторыми ресторанами владеют звёзды спорта (Майкл Джордан), телевизионные и кинематографические звёзды (Дастин Хофман, Стивен Спилберг).
Контрольные вопросы
Какие формы питания указываются в туристской путёвке?
Что такое самообслуживание в питании?
Какие предприятия питания вам известны?
Какие существуют методы обслуживания и виды сервиса?
Что означает термин «атмосферика» и где он применяется в ресторанном бизнесе?
Какое буквенное обозначение имеет одно-, двух-, трёхразовое питание?
Что такое полносервисный ресторан?
Какие тематические рестораны вам известны?
Что необходимо учитывать при организации питания иностранных гостей?
Каковы особенности составления меню для туристов?
- Содержание
- Тема 9. Ресторанный бизнес 81
- Тема 10. Индустрия развлечений 95
- Тема 1. Карьера в индустрии гостеприимства и туризма
- 1.1 Занятость в сфере гостеприимства и туризма
- 1.2 Образование в индустрии гостеприимства
- Тема 2. История туризма
- 2.1 Зарождение элементов путешествий
- 2.2 Путешествия в Древнем мире
- 2.3 Походы и путешествия Средневековья
- 2.4 Эпоха Великих географических открытий
- 2.5 Развитие путешествий в 19 – начале 20 вв.
- Тема 3. Становление и развитие туризма в России
- 3.1 Туризм в Российской империи в 18 – начале 20 века
- 3.2 Туризм в ссср
- Тема 4. Туризм на современном этапе
- 4.1 Роль туризма в мировой экономике
- 4.2 Фактор сезонности в туризме
- 4.3 Необычные виды туризма
- Тема 5. Место Орловской области в современной туристской индустрии
- 5.1 История развития туризма в Орловской области
- 5.2 Современное состояние туризма на Орловщине
- Тема 6. Туризм как система статистических понятий и определений
- Тема 8. Гостиничная индустрия
- 8.1 Роль гостиничных услуг в туризме
- 8.2 Понятие «гостиничная индустрия». Классификация гостиниц
- 8.3 История развития гостиниц
- 8.4 Новейшая история гостиниц
- 8.5 Гостиничные цепи
- 8.6 Характеристика гостиничного хозяйства России
- 8.7 Основные службы гостиницы
- 8.8 Требования к зданиям и сооружениям гостиниц. Планировка и оборудование номеров
- 8.9 Самые необычные отели
- Тема 9. Ресторанный бизнес
- 9.1 Питание в системе туристского обслуживания
- 9.2 Методы обслуживания туристов
- 9.3 Виды сервиса
- 9.4 Особенности составления меню для туристов
- 9.5 Традиционные особенности питания
- 9.6 Предприятия питания
- 9.7 Классификация ресторанов
- Тема 10. Индустрия развлечений
- 10.1 Анимационная деятельность в туризме
- 10.2 Тематические парки
- 10.3 Загородные клубы
- 10.4 Азартные игры как часть индустрии развлечений
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Введение в специальность»
- Литература
- 302030, Г. Орел ул. Московская, 65.