logo search
Posobie_Ekoturizm_chast2_IDO

10. Маркетинг и менеджмент в экотуризме

Как уже отмечалось выше, термин экотуризм был предложен маркетологами, а не учеными, аналитиками туризма. То есть, экотуризм появился в результате потребностей самих туристов, проявившихся в спросе на экотуры. Если ранее устойчивым развитием занимались туристские организации (турфирмы, администрации по туризму), формирующие туристское предложение, то экотуризм возник в результате появления новых групповых и общественных туристских потребностей в изучении и охране природы, культурного наследия. То есть, в результате спроса. Таким образом, экотуризм – новая, экономически более действенная форма побуждения туроператоров к реальному участию в устойчивом развитии.

Тенденцию развития экотуризма поддержали участники туристского процесса как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Со стороны поставщиков туристских продуктов и услуг отмечается всемирное признание экотуристского потенциала как фактора обеспечения экономических, природных и социо-культурных выгод для туристских центров при значительном уменьшении расходов, которые обычно ассоциируются с понятием туристской индустрии. Со стороны спроса также можно отметить повышение информированности и озабоченности общества состоянием окружающей среды, особенно в Западной Европе и Северной Америке. В настоящее время общество видит в экотуризме возможность применения туристских впечатлений для решения и устранения, а не создания проблем природного и социального характера. Именно поэтому турцентры всего мира рассматривают экотуризм как одно из предпочтительных направлений развития туризма.

Тенденции развития экологического туризма определены Все­мирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам этой орга­низации, экологический туризм входит в число пяти основных стра­тегических направлений развития на период до 2020 г.

Таким образом, именно туристы и турбизнес развивают экотуризм. Не случайно, Тереза Черфас, кенийский эксперт по экотуризму, говорит, что экотуризм – это «экономический туризм», основанный на спросе и предложении. Следовательно, развитие экотуризма возможно только с помощью экономических механизмов, а не административных. Вот почему речь должна идти об инвестиционных проектах, адресованных туристским фирмам, бизнесменам, а не о прошении бюджетных средств.

С учетом вышесказанного легко объяснить географию и направленность экотуристских потоков: из индустриально развитых стран (США, Германия, Япония, Великобритания) в развивающиеся (Непал, Индия, Пакистан). В связи с этим и родиной экотуризма следует считать не туристские дестинации и районы, а место появления и формирования первой группы экотуристов. Этим также объясняется, почему экотуризм слабо развит в РФ как вид внутреннего туризма: у нас еще не сформировался экотуристский спрос, очень мало экотуристов, а вследствие этого и слабое развитие туристского предложения.

Процесс формирования туристского продукта и анализ рын­ка его потенциальных потребителей - взаимодополняющие дей­ствия. Определение круга потенциальных потребителей неволь­но вносит необходимые коррективы в формируемый туристский продукт.

Согласно экспертным оценкам количество населения, озабо­ченного состоянием природы, растет. Экологическое неблагопо­лучие вырабатывает у одних людей потребность изменить соб­ственное отношение к природе, у других - активно участвовать в ее защите и сохранении, у третьих - самых сознательных - в вос­становлении. Некоторая часть людей, не ограничиваясь собствен­ными усилиями, стремится привлечь к своей активной деятельно­сти сторонников.

Уже на первых этапах разработки туристского продукта желательно определить типы посетителей и рынки, ко­торые могут откликнуться на предлагаемые туристские объекты и достопримечательности, а также оценить уровень потенциаль­ной конкуренции со стороны других стран за посетителей. Необ­ходимо учитывать национальные, географические, демографичес­кие, поведенческие, социально-экономические, психологические и другие особенности потенциальных клиентов.

Основной поток экотуристов в мире составляют жители промышленно-развитых стран, интересующиеся природой и бытом, сохранившимися в девственных уголках планеты. Особый инте­рес представляют экзотическая природа и культура стран Афри­ки, Азии, Центральной Америки. Целенаправленная политика принимающих стран способствует формированию большого по­тока экотуристов в Кению, Танзанию, ЮАР, Китай, Таиланд, Эквадор, Коста-Рику, а также в Новую Зеландию, Австралию и др. Вместе с тем большую долю в туристских потоках составля­ют путешественники, интересующиеся нетронутой природой собственной страны или стран своего континента. Такие поездки характерны для американцев, путешествующих по собственным национальным паркам, европейцев, выбирающих для отдыха нетронутые территории скандинавских стран и др.

Статистикой установлено, что поездки па природу предпочитают:

Экотуристский продукт большинства туроператоров рассчи­тан на небольшие группы посетителей: минимум от 6-10 человек до максимум 11-15 человек. При обосновании небольшого раз­мера туристских групп приводятся следующие причины:

Кроме того, не следует забывать, что туристы, выбирающие экологические туры, стремятся, хотя бы па время, «убежать» от чрезмерной многолюдности крупных городов, от вольного и не­вольного общения. Именно поэтому отдельные туроператоры предлагают и одиночные поездки.