6.4. Беседа, интервью и анкетирование
Беседа, интервью и анкетирование в исследованиях, проводимых в области физического воспитания и спорта, используются как разновидности опроса.
Беседа применяется как самостоятельный или дополнительный метод в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Требования:
проводить по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению.
беседу вести в свободной форме, без записи ответов собеседника.
участники не должны догадываться об истинных целях исследования.
создать атмосферу непринужденности и взаимного доверия, соблюдая при этом педагогический такт. (Например: благоприятной обстановкой является привычная и естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, место прогулки и т. п.)
определить способ фиксирования результатов (например, использовать скрытый магнитофон, диктофон, что позволит в дальнейшем тщательно проанализировать текст беседы, выявить необходимые признаки изучаемого явления, получить новые факты).
Эффективность беседы зависит:
от опыта исследователя,
степени его педагогической и особенно психологической подготовки,
уровня теоретических знаний,
искусства ведения беседы
личного обаяния.
Интервью - это метод получения информации путем устных ответов респондентов (разновидность беседы). Отличие от беседы: респонденты и исследователь выступают активными сторонниками, при интервьюировании вопросы, построенные в определенной последовательности, задает только исследователь, а респондент отвечает на них. В данном случае ответы могут записываться открыто.
Анкетирование - распространенная форма опроса. Способ получения информации - путем письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет.
В отличие от беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт исследователя с респондентами. Так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Одно из преимуществ анкетирования перед беседой - возможность охвата опросом сразу всех опрашиваемых (все зависит от количества подготовленных бланков анкет). К тому же результаты анкетирования более удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов. Поэтому основной трудностью в построении любой анкеты является методика их подбора и формулировки. Вопросы должны быть понятными, однозначными, краткими и объективными.
По содержанию вопросы анкеты бывают прямыми и косвенными.
Прямые - получение от респондента информации, непосредственно отвечающей задачам исследования, т.е. в случае, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя совпадают (например: «Нравится ли вам спортивная аэробика как вид спорта?»).
Однако многие исследователи считают, что на прямые вопросы респонденты отвечают не всегда охотно, если их личное мнение расходится с общепринятым. Поэтому иногда более предпочтительными могут оказаться косвенные вопросы.
Косвенные вопросы - получение необходимой информации осуществляется через побочные вопросы. (Например, выявить отношение респондента к спортивной аэробике можно с помощью такого вопроса: «Согласны ли вы с утверждениями, что спортивная аэробика является одним из популярных видов спорта в нашей стране?» и т. п.)
По форме представления ответов вопросы (задания) анкеты подразделяются на открытые и закрытые.
Открытые - если инструкция не ограничивает способ ответа на них, если заранее не определяются ожидаемые варианты и ответы респондентами могут быть даны в свободной форме. (Например, с целью выяснения предпочтительного отношения к какому-либо виду спорта может быть дано следующее задание: «Опишите вид спорта, который вам нравится больше других». Такие формулировки позволяют получить ответы в наиболее естественной форме, содержащие интересные и неожиданные факты и обоснование мотивов.)
Закрытые - возможности выбора ограничиваются определенным числом вариантов, предусмотренных составителем, (например: вопросы ставятся таким образом, что респонденту необходимо ответить только «да» или «нет». Так, на вопрос: «Желаете ли вы работать тренером после окончания факультета?» - варианты ответов: 1) да; 2) нет. Отвечающий должен выбрать соответствующий из них. Весьма интересны и такие вопросы, которые содержат набор ответов, позволяющих выразить интенсивность мнения респондента. Например: «Довольны ли вы тем, что для продолжения обучения выбрали педагогический факультет физической культуры?».
Варианты ответов: 1) очень доволен; 2) доволен; 3) безразличен; 4) недоволен; 5) очень недоволен.)
В методике анкетирования могут использоваться также и комбинированные анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа.
Правила проведения анкетного опроса:
Опрашиваемым следует разъяснить цели и практическое значение опроса;
Необходимо сохранить возможность анонимных ответов, (не указывать фамилию и другие данные респондентов, если этого не требуют задачи исследования);
Помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;
количество вопросов в анкете должно быть не очень большим.
В исследованиях, проводимых студентами факультета, анкетирование может быть направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы учителей физической культуры, специалистов по физической культуре в детских садах, инструкторов по оздоровительной работе или спортивных тренеров по самым различным вопросам: содержание и методы проведения занятий, методы и формы воспитательной работы с коллективом, наиболее трудные для освоения элементы и т. п.
- Тольяттинский государственный университет Институт физической культуры и спорта
- Введение
- 1. Последовательность выполнения выпускной квалификационной работы
- 2. Методические рекомендации по написанию курсовой и выпускной квалификационной работы
- 2.1. Типы курсовых и квалификационных работ
- 2.2. Структура курсовой и квалификационной работы
- Глава 1. Особенности психофизического развития слабослышащих детей школьного возраста (8-10 стр.)
- Глава 2. Современные представления о функции равновесия (10-12 стр.)
- Глава 3. Возрастные изменения функции равновесия у детей школьного возраста с патологией слуха (4-6 стр.)
- Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме физического воспитания детей с умственной отсталостью
- Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования (3-5 стр.)
- Глава 3. Результаты и их обсуждение (10-12 стр.)
- Выпускная квалификационная работа (дипломная работа/ бакалаврская работа*)
- 3. Постановка проблемы и выбор темы исследования
- 3. Определение объекта и предмета исследования
- 4. Цель и задачи исследования
- 5. Выдвижение и разработка рабочей гипотезы исследования
- 6. Характеристика методов исследования в адаптивной физической культуре
- 6.1. Анализ научно-методической литературы
- 2. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет
- 6.2. Анализ документальных и архивных материалов
- 6.3. Педагогическое наблюдение
- 6.4. Беседа, интервью и анкетирование
- 6.5. Контрольные испытания
- 6.6. Экспертное оценивание
- 6.7. Хронометрирование
- 6.8. Педагогический эксперимент
- 6.8.1. Виды педагогических экспериментов
- 6.8.2. Методика проведения педагогического эксперимента
- 6.9. Методы математико-статистической обработки результатов педагогического эксперимента
- Критические значения двустороннего t – критерия Стьюдента
- Примечание. Таблица составлена по л.Н. Большеву и н.В. Смирнову,1968; м.Дж. Кендаллу и а.М. Стьюарту,1973.
- 7. Рецензирование и критерии оценки исследования выпускника
- Критерии оценки выпускной квалификационной работы
- Приложение 2
- 2.2. В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы:
- 2.3. В настоящем документе использованы ссылки на следующие локальные акты тгу:
- 3. Термины и определения
- 4. Общие положения
- 5. Руководство выпускной квалификационной работой
- 5.1. Руководство бакалаврской работой, дипломной работой, дипломным проектом
- 5.2. Руководство магистерской диссертацией
- 6. Порядок разработки и выбора темы выпускной квалификационной работы
- 6.2. Порядок разработки и выбора темы бакалаврской работы, дипломной работы, дипломного проекта
- 6.3. Порядок разработки и выбора темы магистерской диссертации
- 7. Требования к структуре, содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы
- 7.3. Структура бакалаврской работы, дипломной работы, дипломного проекта
- 7.4. Структура магистерской диссертации
- 7.6. Требования к оформлению вкр
- 8. Организация предварительной защиты и подготовка к защите выпускной квалификационной работы
- 8.2. Организация предварительной защиты бакалаврской работы, дипломной работы, дипломного проекта
- 8.5. Организация предварительной защиты магистерской диссертации
- 9. Рецензирование дипломных работ, дипломных проектов, магистерских диссертаций
- 9.5. Рецензия на дипломную работу, дипломный проект
- 9.6. Рецензия на магистерскую диссертацию
- 10. Хранение выпускных квалификационных работ
- Приложение 3
- ____________________________________________________________
- Задание
- Приложение 4
- ____________________________________________________________
- Календарный план
- Приложение 5
- ____________________________________________________________
- Приложение 6
- Приложение 7
- ____________________________________________________________
- Приложение 8
- ____________________________________________________________
- Магистерская диссертация
- Приложение 9 рецензия
- Приложение 10
- Дипломная работа
- Приложение 11
- БакалавРская работа