logo
Требования к написанию ВКР (2)

3. Определение объекта и предмета исследования

Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры и спорта, адаптивная физическая культура, является учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный, управленческий процесс, тренировочный процесс. Основным объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования должен формулироваться не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя предмет в качестве важнейшего элемента, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Предметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, среднеспециальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагогических взаимоотношений. Таким образом объектом выступает то, что исследуется, а предметом – то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования. При этом знание предмета исследования позволяет выдвинуть и рабочую гипотезу.

К примеру:

Объект исследования – процесс адаптивного физического воспитания слабослышащих юношей 15-16 лет в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат.

Предмет исследования – методика применения средств атлетической гимнастики в адаптивном физическом воспитании слабослышащих юношей 15-16 лет.

Таким образом, темой выпускной квалификационной работы будет «Методика развития силовых возможностей слабослышащих юношей 15-16 лет средствами атлетической гимнастики». А формулирование рабочей гипотезы исследования будет следующее: «Предполагается, что применение средств атлетической гимнастики в адаптивном физическом воспитании юношей 15-16 лет позволит повысить его эффективность и окажет положительное влияние на динамику показателей физического развития и физической подготовленности занимающихся».

Или же ещё приведем пример:

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс адаптивного физического воспитания, направленный на повышение развития двигательных качеств учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования – влияние средств аэробики на развитие двигательных качеств учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости.

Гипотеза. Предполагается, что применение средств аэробики в учебно-воспитательном процессе адаптивного физического воспитания учащихся младших классов с легкой степенью умственной отсталости позволит улучшить развитие двигательных качеств.

Формулировка темы выпускной квалификационной работы будет звучать следующим образом: «Аэробика как средство адаптивного физического воспитания у умственно отсталых школьников 8-9 лет».