logo
Требования к написанию ВКР (2)

6.7. Хронометрирование

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического наблюдения. Однако иногда оно может использоваться и как самостоятельный метод. Основное содержание хронометрирования - определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике работы наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. С этой целью во время занятий фик­сируются следующие виды деятельности:

Такое распределение видов деятельности имеет весьма условный характер. Например, перестроение перед выполнением очередного упражнения, переход от одного гимнастического снаряда к другому могут не только носить организационный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи. Можно также допустить, что весь урок занимающиеся будут ходить и бегать (моторная плотность 100%), но в то же время не решить основных задач урока.

Хронометрирование занятия осуществляется с помощью наблюдения за деятельностью одного из занимающихся. Для большей объективности под наблюдение следует брать наибо­лее типичного для данного коллектива ученика, спортсмена. Результаты хронометрирования записываются в специальных протоколах (приложение 4). Непосредственно на месте хроно­метрирования в протоколе заполняются только первые три колонки: части урока; содержание занятия; время окончания деятельности. Следующие пять колонок (выполнение физических упражнений; слушание и наблюдение; отдых и ожидание; действия по организации занятия и простои) заполняются после соответствующего расчета времени.

Обработку результатов хронометрирования необходимо делать в следующем порядке.

МП = Тфу 100%/Т общ, где МП - моторная плотность; Тфу- время выполнения физических упражнений; Тобщ - общая продолжительность занятия или его части; время проведения всего урока принимается за 100%;

- определить показатель моторной плотности. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений на уроке физической культуры продолжительностью 45 мин, равняется 25 мин. Поставив известные значения в формулу, определим моторную плотность данного урока: МП=25*100%/45= 55,5%.

Время всего занятия также принимается за 100%. Например, время, затраченное на выполнение физических упражнений, равно 25 мин, слушание и наблюдение - 8 мин, действия по организации - 7 мин. Тогда Тад= 25+8+7 - 40. Подставив это значение в формулу, получим: 40*100%/45=88,9%.

Следовательно, в проведенном уроке моторная плотность равняется 55,5%, а общая -88,9%.