logo
Требования к написанию ВКР (2)

3. Постановка проблемы и выбор темы исследования

С постановки проблемы и выбора темы начинается процесс научного исследования.

Проблема исследования – крупное обобщённое множество сформулированных научных вопросов, которое охватывает область будущих исследований.

Тема исследования – сформулированный научный вопрос определённой проблемы исследования, требующий решения задачи (задач) сравнительно узкого плана.

Именно от выбора темы зависит успех научно-исследовательской работы в целом. Они могут быть заимствованы из критических обзоров достижений в данной области, критического разбора научных работ, повторения ра­нее выполненного исследования, но на новом эксперименталь­ном материале или с применением нового метода или техниче­ских средств, проверки случайно обнаруженных явлений или догадок. Количество тем, требующих разработки, теоретически и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций может облегчить студенту решение этой задачи.

Одним из важнейших критериев правильности выбора темы является актуальность (теоретическая и практическая значимость).

Актуальность темы выявляется, прежде всего, в процессе изучения, анализа и обобщения существующих знаний о предмете исследования в имеющихся литературных источниках, а также в практике адаптивного физического воспитания и спорта. Актуальный – значит важный, существенный для настоящего времени, существующий, проявляющийся в действительности.

П.К. Петров (2002) выделяет следующие признаки актуальности темы:

Степень изученности проблемы и темы может быть предварительно оценена по энциклопедическим статьям, учеб­никам и учебным пособиям (эти разработки отстают от реаль­ного развития науки на 5-20 лет), монографиям и научным статьям.

Ознакомление с проблемой позволяет определить ме­тоды предстоящего исследования, их точность, доступность.

После того, как исследователю становится ясна степень изученности темы и определились методы, то появилась основа для уточнения цели исследования, т.е. разработки рабочей гипотезы исследования.

Разработка рабочей гипотеза выполняется на основе мысленного моделирования объекта исследования. Мысленное имитационное моделирование существования объекта в опре­деленных условиях позволяет предсказывать определенные события или явления. Выдвинуть рабочую гипотезу, значит предположить о возможных путях решения поставленных задач, о возможных результатах изучения педагогического явления, может быть, даже о возможных теоретических объяснениях предполагаемых фактов.

Студентам предлагается для самостоятельного выбора не­сколько наиболее актуальных направлений научных исследований по адаптивной физической культуры в системе специального (коррекци­онного) образования. Все предложенные направления нацелены на углубленное изучение проблем физического воспитания детей и под­ростков с нарушениями в развитии, при этом объектом исследования могут быть не только уроки и занятия адаптивного физического вос­питания, но и другие виды АФК: адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, адаптивный спорт, креативные и экстре­мальные виды деятельности, составляющие целостную систему физ­культурного образования детей с сенсорными, двигательными, интел­лектуальными нарушениями. Пятое направление ориентирует студента на междисциплинарные исследования, связанные со специальной психологией.

Рекомендации по выбору темы:

1. Выбирать тему исследования в сфере будущей профессиональной деятельности: специальные (коррекционные) дошкольные и школь­ные образовательные учреждения, реабилитационные центры, спе­циальные медицинские группы общеобразовательных школ и т.п.

2. Учитывать личные интересы, способности и уровень теорети­ческой подготовки в выбранной области, возможность объективных измерений.

3. Тема выбирается студентом самостоятельно из предложенных направлений. Студент имеет право предложить свою тему с обяза­тельной аргументацией ее выбора. Тема должна иметь очерченные границы, формулировка – содержать ключевые слова, отражать глав­ную идею работы, быть немногословной и лаконичной.

4. При выборе темы надо ориентироваться на место проведения педагогической практики по АФК в специальных (коррекционных) учреждениях и специализации, специальной психологии.

5. Желательно выбор темы исследования по АФК сделать до на­чала выполнения курсовых работ по теории и методике физичес­кой культуры, теории и организации адаптивной физической культуры, физической реабилитации, частным методикам адаптивной физической культуры и, чтобы темы последних «вписались» в интересы иссле­довательской работы по АФК. Например: студент выбрал тему по АФК "Средства и методы развития равновесия у детей с ДЦП". В этом слу­чае по теории физической культуры он может взять тему: "Развитие равновесия на уроках физического воспитания в школе". Собран­ная информация поможет студенту лучше подготовиться к курсовой работе по специальности. Если это не сделано своевременно, при выборе темы по ВКР целесообразно использовать ранее накоплен­ный теоретический и практический материал, полученный при под­готовке первых курсовых работ.

6. Тема должна отвечать современным требованиям, быть соци­ально значимой, учитывать потребности практики. В адаптивной фи­зической культуре актуальными проблемами являются разработка и решение оздоровительных, образовательных, воспитательных, кор­рекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановитель­ных задач средствами адаптивного физического воспитания, адаптив­ной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, стимулирующих двигательную активность, развитие физических и психических функций организма различных возраст­ныx и нозологических групп населения.

7. Примерная тематика выпускной квалификационной работы для студентов по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» представлена в Приложении 1.