logo search
Требования к написанию ВКР (2)

6.3. Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение как метод исследования - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается кон­кретным фактическим материалом или данными.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения. К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:

  1. только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике;

  2. оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;

3) наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;

4) в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);

5) наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).

К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:

1) наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;

2) недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т. п.);

3) возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием):

4) пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).

Учитывая все это, педагогическое наблюдение полезно применять в следующих случаях:

1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в «чистом» виде, без привнесения в него несвойственных ему элементов;

  1. когда необходимо собрать первичную информацию, не требующую большой выборки;

  2. когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью других методов, например хронометрирования, анкетирования;

  3. когда требуется провести «разведку» с целью уточнения гипотезы и методики исследования;

  4. когда на заключительном этапе исследования требуется проверить эффективность педагогических рекомендаций, разработанных на основе применения других методов.

Наибольшая эффективность педагогического наблюдения достигается при использовании его в комплексе с другими методами исследования.

Вся проблема педагогического наблюдения сводится не к спорам (можно или нельзя применять его), а к разработке методики, наблюдения и проверке результатов в педагогической практике. Практика является лучшим средством проверки объективности разработанной методики наблюдения. Поскольку педагогическая практика способна оценить лишь закончившееся наблюдение, перед исследователем встают две задачи: подготовить себя как наблюдателя-исследователя и разработать методику наблюдения.

Цель педагогических наблюдении в области физического воспитания - изучение раз­нообразных вопросов учебно-тренировочного процесса, к которым можно отнести следую­щие:

1) задачи обучения и воспитания;

  1. средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физи­ческих упражнений);

  2. методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);

  3. поведение занимающихся и преподавателя;

  4. характер и величина тренировочной нагрузки;

  5. некоторые элементы техники выполнения движений;

  6. тактические действия;

  7. величины пространственных, временных и силовых характеристик: перемещения занимающихся или снарядов, длина разбега, дальность полета диска и т. п.;

9) количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т. п.

Объектами педагогических наблюдений могут быть, лишь те стороны процесса физи­ческого воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процесса обучения и воспита­ния. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).

Объектами педагогических наблюдений могут быть:

Содержание наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например: построение тренировочного цикла, объём нагруз­ки, интенсивность занятий, порядок использования специальных подготовительных и подво­дящих упражнений. В школе содержанием наблюдения могут быть: методы обучения и вос­питания, построение урока для различных контингентов занимающихся, формы и характер внеклассных мероприятий, их воспитательное воздействие на учащихся

В теории и методике педагогических исследований не существует какой-либо обще­принятой классификации видов педагогических наблюдений. Объясняется это их большой изменчивостью и наличием разнообразных признаков, которыми они могут характеризовать­ся. В настоящее время можно говорить лишь об условной группировке видов, причем в большей мере заимствованной у социологов. Схематически она выглядит следующим обра­зом:

Проблемные наблюдения (в педагогике они называются еще монографическими) представляют собой наблюдения за несколькими взаимосвязанными педагогическими явле­ниями, составляющими в сумме одно из определяющих направлений в развитии физического воспитания.

Тематическое наблюдение характеризуется более узкими рамками объекта наблюде­ния, минимумом педагогических явлений, подлежащих изучению. Следует иметь в виду, что вычленение изучаемого явления ни в коем случае не должно сводиться к его изолированию.

По степени определенности программы наблюдения могут быть разведывательными и основными.

Разведывательные наблюдения, или предварительные, не имеют четкой программы. Она может уточняться и видоизменяться по ходу самих наблюдений. Применяются наблю­дения этого вида с целью более глубокой разработки гипотезы и методики всего исследова­ния.

Основное наблюдение (его еще называют стандартизированным) имеет четко разрабо­танную программу наблюдения и технику фиксирования результатов в уже опробованных протоколах, таблицах и т.п.

По стилю (форме) наблюдения делятся на включенные и не включенные.

Включенные наблюдения, или наблюдения «изнутри», предусматривают активное участие самого исследователя в том учебно-воспитательном процессе, который он должен анализировать и оценивать. Наиболее вероятная сфера применения включенных наблюдений — анализ в группах здоровья, в туристских походах и т.п. «Действующие» спортсмены-исследователи могут использовать их при анализе тренировочных занятий. Совершенно ис­ключаются эти наблюдения при исследовании детей.

Не включенное наблюдение является прямой противоположностью наблюдению пре­дыдущего вида: исследователь наблюдает со стороны, не принимая личного участия в заня­тиях, он является лишь свидетелем происходящего.

По степени осведомленности занимающихся и преподавателя о том, что за ними осу­ществляется наблюдение, выделяются открытые наблюдения и скрытые.

Открытыми наблюдениями называются такие, при которых и занимающиеся, и преподаватель знают, что за ними ведется наблюдение.

Скрытое наблюдение (или наблюдение «инкогнито»), наоборот, предполагает, что ни занимающиеся, ни преподаватель не знают о том, что за их действиями ведется наблюдение. Основное преимущество скрытого наблюдения состоит в том, что поведение занимающихся и преподавателя остается естественным.

По временному признаку педагогические наблюдения делятся на непрерывные и пре­рывистые.

Непрерывное наблюдение характеризуется продолжительностью, которая свойственна изучаемому педагогическому явлению. Проводя такое наблюдение, исследователь имеет возможность проследить развитие явления от начала до конца. В итоге о нем создается цело­стное представление и повышается достоверность полученных результатов. Простейшим случаем непрерывного наблюдения является наблюдение, проведенное на одном уроке, с его начала и до конца.

Прерывистое наблюдение (по иной терминологии — дискретное, или частичное) ха­рактеризуется тем, что изучается не все педагогическое явление в целом, а лишь его главные этапы. В этом случае, разумеется, не удается проследить за динамикой явления, увидеть многие детали, однако общий ход развития его, начальные и конечные признаки остаются в поле зрения исследователя и позволяют понять общую закономерность.

Перед тем как проводить педагогическое наблюдение, исследователь должен:

  1. определить задачи наблюдения;

  1. наметить объекты наблюдения, т. е. стороны педагогического процесса, которые бу­дут изучаться;

  1. определить способ проведения наблюдения;

  2. подобрать приемы фиксации полученных данных;

  3. установить методы анализа собранного материала. Большим преимуществом будут обладать данные таких наблюдений, в которых изучаемый объект наблюдался многократно.

По другой классификации наблюдения объединяются:

1. По типу связи исследователя с объектом изучения:

  1. непосредственные когда сам исследователь является наблюдателем происходяще­го педагогического явления. Есть неблагоприятное обстоятельство - большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних, а это влияет на достоверность полученных результатов. Здесь большую роль играет психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе, вызвать у него доброжелательное отношение к присутствию его на занятиях.

  2. опосредованные (косвенные) - привлекаются студенты, преподаватели, ученики и др. для сбора достаточно большого фактического материала. Непосредственные и опосредованные (косвенные) по форме могут быть открытыми и скрытыми.

  3. открытые;

  4. скрытые

2. По признаку времени и пространства:

  1. непрерывные если оно отражает явление в законченном виде, т.е. если просматривается его начало, развитие и завершение (например: 1) проследить ход разучивания гимнастического упражнения от начального этапа ознакомления с ним до овладения учениками данным упражнением и вскрыть при этом методику обучения; 2) пронаблюдать за ходом развития интересной комбинации в спортиграх. По длительно­сти может быть от нескольких сек, минут, месяцев и даже лет.).

  2. дискретные (прерывистые) - в процессе его проведения изучается не все педагоги­ческое явление в целом, а лишь его главные этапы.

  3. Монографические - представляется возможным проследить за развитием ряда явле­ний, установить их отношения и характер взаимного воздействия на основной ис­следуемый процесс (например: обычный анализ урока группой студентов, где каж­дый ведёт наблюдение за определенным явлением);

  4. узкоспециальные - с целью познания сущности явления, его качественной структурной характеристики. Создают возможности для более глубокого, хотя и локаль­ного изучения педагогического явления. Следует помнить о связи изучаемых явле­ний с другими и не рассматривать их изолированно.

Организация наблюдения.

Методика наблюдения (его построение, отбор соответствующих видов, содержание, техника проведения) зависит:

Составляется план:задачи;

выделить объекты и содержание наблюдения; определить методику анализа собранного материала;определить продолжительность и время проведения наблюдений.

Регистрация результатов наблюдения;

Усилия – с помощью динамометров и динамографов (принцип сжатия или растяжения пружин датчиков).

Пространственные параметры – величина разбега, длина шага, длина и высота прыжка, амплитуда движений в суставах и т.д.

Временные параметры – время пробегания определённого состояния, длительность отдельных фаз движений (секундомеры, хронометры, электронные счётчики).