11. Туристский продукт: структура, позиционирование, жизненный цикл.
Успех коммерческой деятельностина рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом. Термин "продукт" отражает качество или суть конкретных абстрактных вещей (например, пища, приготовленная поваром ресторана, или услуги гида, знакомящего туриста с данной местностью или музеем). Но туристский продукт одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов: - природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и пр.), исторические, культурные, архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туристов и побудить его совершить путешествие; - оборудование (средства размещения туристов, рестораны, оборудование для отдыха, занятий спортом и т. д.), которое само по себе не является фактором, влияющим на мотивацию путешествия, но при его отсутствии возникают многочисленные препятствия возможному путешествию; - возможности передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды транспорта, используемые туристами. Такие возможности оцениваются, скорее всего, с точки зрения их экономической доступности, чем с точки зрения быстроты передвижения.
В большинстве случаев туристский продукт - это результат усилий многих предприятий. Маркетинг в туризме как раз нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности. Сюда добавляются также информационные связи, необходимые для поиска компромисса между лучшим удовлетворением запросов потребителей и получением большой прибыли производителями.
Позиционирование туристического продукта означает определение его места на рынке среди аналогичных ему товаров с точки зрения потребителя.
Для того, чтобы товар стал полезным и востребованным, он должен появиться в том месте и тогда, где и когда он нужен. И это очевидно, ибо продать свою продукцию фирма сможет, если будет предвидеть, где и когда потребитель купит её. Но при этом необходимо постоянно помнить о том, что конкуренты также об этом подумали и заняли свои позиции на рынке, поэтому придётся принимать участие в конкурентной борьбе на основе анализа работы существующих на рынке соперников.
Особенностью позиционирования туристического продукта является то, что в качестве составных частей его представления на рынке является не только цена и качество, но также имидж продукта и туристической организации, обслуживание, анализ потребительской ценностей продукта с его практической (рациональной) и психологической (эмоциональной) стороны.
Позиционирование турпродукта связано также с формированием имиджа страны посещения, т.к. в сознании потенциальных туристов всегда в той или иной степени формируется образ данной страны как составная часть концепции позиционирования. Имидж объясняет, почему данный турпродукт или данная страна больше других пользуется успехом. Хороший имидж является дополнительным капиталом для продукта, фирмы, региона и страны.
Жизненный цикл туристского продуктапредставляет собою концепцию, которая старается описать маркетинговую стратегию продвижения и продажи туристского продукта и его прибыль. Она также рассматривает отношения потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления его на рынок и до ухода продукта с рынка.
Теория жизненного цикла туристского продукта основана на том, что каждый продукт, насколько хорошим бы он не был, рано или поздно уступает место на рынке другому, более современному продукту. Постоянным остается только наличие потребностей, а средства их удовлетворения постоянно изменяются. Туристский продукт, как и множество других продуктов, «рождается» и «умирает», ввиду этих обстоятельств он должен всегда соответствовать запросам клиентов. Характер использования различных туристских продуктов находится в зависимости от многих факторов, таких как государственная политика в области туризма и рекреации, позиции конкурентов, опыта туристской компании, а также вкусов и потребностей клиентуры.
В своем развитии туристский продукт проходит несколько последовательных этапов, для которых характерны колебания объема продаж и прибыли.
Первый этап – это стадия внедрения самого продукта, которая включает в себя фазу разработки туристского продукта и фазу его «запуска».
На фазе разработки проводится исследование и проектирование туристского продукта. На этом этапе разрабатывается детальное описание туристского продукта, проводится расчет его стоимости, а также разрабатываются конкретные подходы к рекламе и необходимой информации.
Фаза «запуска» начинает свое действие с момента подачи его целевой аудитории – потребителям. Этот этап характерен тем, что оборот туристского продукта происходит крайне медленно, прибыль бывает незначительной или вообще отсутствует. Персонал туристской компании ощущает ряд трудностей с реализацией данного продукта. Практика показывает, что затраты на маркетинг вновь созданного туристского продукта являются максимальными. Эти затраты вызваны тем, что необходимо значительную часть средств направить на рекламу и информацию, чтобы потенциальные клиенты получили максимум информации о новом продукте. Важно отметить тот факт, что на этом этапе практически отсутствует конкуренция. Но это обстоятельство вызвано тем, что на данный момент нет никаких данных о новом продукте.
Период роста туристского продукта характерен значительным увеличением объема маркетинговой стратегии, продвижения и его продажи, а также увеличением прибыли. Значительная часть потребителей начинает проявлять интерес к самому туристскому продукту. На этой стадии расходы на туристский маркетинг еще довольно высокие, но в общих расходах туристской компании они начинают снижаться. Для стадии роста туристского продукта характерно увеличение конкуренции, а сами маркетинговые усилия сосредоточены на формировании у потребителей убежденности, насколько выгодным является туристский продукт. Важно отметить то обстоятельство, что те туристские компании, которые раньше других начали развивать туристский продукт, владеют более значительными конкурентными преимуществами, но, тем не менее, это не освобождает их от забот по совершенствованию туристского продукта. Это вызвано тем, что компании, которые «опоздали» будут стараться различными способами улучшать продукт, который они вводят на рынок, стараясь получить для себя лидирующее положение. Туристическая компания на стадии роста обязана четко определить целевой сегмент рынка и всячески стараться усилить работу по проникновению своего продукта на новые сегменты.
Для стадии зрелости уже характерен рост замедления маркетинговой стратегии создания, продвижения и продажи туристского продукта и его стабилизации. Практически круг его потребителей не расширяется. Такая картина вызвана рядом факторов: 1. Выход на рынок более совершенных товаров и услуг. 2. Изменение потребностей потребителей. 3. Недостаточная эффективность туристского продукта. 4. Усиление конкуренции.
Основные усилия туристской компании на этой стадии направлены на удержание рыночной доли и увеличения потребления этого продукта при помощи его дальнейшего совершенствования и по возможности нового позиционирования на рынке. Если такие меры не предпринимать, то продукт может сдать свои позиции на рынке туристских услуг.
Стадия спада характерна тем, что наступает такой момент, когда рекреационная сфера туризма начинает перенасыщаться данным туристским продуктом. Наблюдается стабильное падение объемов продвижения и продаж данного туристского продукта, а вместе с ним и снижение размера получаемой прибыли. Снижение спроса на туристский продукт объясняется рядом причин – исчезновение потребностей, появление на рынке более совершенных продуктов, изменением моды и др. Чаще всего, причиной является изменение предпочтений в сфере туристских услуг.
- Маркетинговые технологии в туризме
- 2. Современная концепция туристского маркетинга. Тенденции развития маркетинга турпредприятия.
- 3. Маркетинговые исследования: сущность, задачи, этапы и формы организации.
- 4. Система маркетинговой информации: внутренняя, внешняя, первичная и вторичная.
- 6. Маркетинговая среда туристского предприятия: внутренняя и внешняя, swot-анализ.
- 11. Туристский продукт: структура, позиционирование, жизненный цикл.
- 12. Сегментация туристского рынка: признаки сегментации, выбор целевого рынка.
- 21. Рекламный продукт: специфика, содержание рекламного обращения, дизайн
- 29. Технология эффективного делового общения: переговоры, презентации, личная продажа
- Технология и организация турагентской деятельности
- 1.Гос регулирование тур деятельности: принципы государственного регулирования туристской деятельности.
- 3.Закондательные основы международного регулирования тур агентской деятельности.
- 4.Турагентская деятельность. Правила работы туристских агентств на территории рф, их формы и задачи.
- 5.Технология взаимодействия тур операторов и тур агентов по продвижению и реализации турпродукта.
- 7.Договорные взаимоотношения тур операторов и тур агентов. Агентское соглашение: классификация и характеристика видов.
- 8.Страховое обеспечение туристских путешествий: сервисная и компенсационная схемы страхования. Работа с претензиями.
- 9.Страховое обеспечение туристских путешествий: сущность, классификация и характеристика видов.
- 10.Качество обслуживания и способы его регулирования в туризме
- 11.Туристские формальности: основные понятия, классификация, характеристика видов.
- 12.Туристски визы: определение, классификация, специфика оформления.
- Технология продаж и продвижения турпродукта
- 4. Основные факторы туристской мотивации, классификация мотивационных аспектов клиентов в турагенстве.
- 7.Процесс продажи тур продукта. Потребности и мотивы клиентов.
- 11.Требования российского законодательства к информации предоставляемой потребителю.
- 12. Виды информационных ресурсов правила и возможности их использования
- 9.Структура рекреационных потребностей. Методы изучения и анализа запросов потребителей.
- 20.Профессиональнные программы бронирования
- 13. Документационное оформление взаимоотношений турагентства с клиентом: договор на оказание услуг и т.Д.
- 10. Технологии сбора и анализа актуальной информации с использованием различных источников
- 21. Связь с общественностью (pr) на предприятиях сферы туризма. Представление турпродукта на выставках, ярмарках и форумах.
- 21.Связь с общественностью (pr) на предприятиях сферы туризма. Представление туристских продуктов на выставках, ярмарках, форумах.
- 22.Выставочая деятельность тур агентского предприятия: основные понятия. Участие в выставках, характеристика этапы.
- 23.Роль и виды рекламы в технологии продвижения тур услуг.
- 24.Рекламный продукт в туризме: виды и технология его разработки.
- 25.Стимульрование сбыта: разработка и реализация стимулирующих мероприятий.
- 26.Бронирование: классификация видов, функции, технологии осуществления.
- 27.Сопроводительная туристская документация. После маршрутное оформление документов.
- 30.Туристская статистика. Основные аббревиатуры, используемые в практике турагентства.
- Технология и организация туроператорской деятельности
- 7.Глобальные дистрибьюторские системы. Amadeus, Galileo, Sabre.
- 8.Программное обеспечения используемое туроператором для документооборота. Стандартные программы ms Office.
- 9.Программное обеспечения, используемое туроператором для документооборота. Специализированные туристские программы Мастер Тур, Мастер-Агент.
- 10.Работа туроператора с различными информационными материалами. Туристская статистика специализированных сайтов, ведомств, исследовательских организаций.
- 13.Деловые взаимоотношения туроператора и турагентства. Агентский договор. Сущность и содержание..
- 14.Деловые взаимоотношения туроператора и турагентства. Независимая, уполномоченная, сетевая формы работы.
- 20. Специфика основные этапы разработки тура для семейного отдыха