2.2. Основные условия осуществления организацией туроператорской и турагентской деятельности
Главным условием осуществления организациями и предприятиями туроператорской или турагентской деятельности до 1 января 2007 г. являлось наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являющегося основой законодательной базы, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности было включено в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Изменения, внесенные 29 декабря 2006 г. в п. 6 ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отменили лицензирование этих видов деятельности с 1 января 2007 года.
На смену лицензированию пришли новые требования, обеспечивающие регулирование деятельности в сфере туризма со стороны государства. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ привел к значительным переменам в сложившейся за предыдущие годы системе образования туристических фирм и их функционирования. Основная цель новшеств, предусмотренных данным законом, заключается в усилении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нововведения коснулись, прежде всего, предприятий и организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность.
Вопрос о лицензировании вызвал многочисленные дискуссии как среди политиков, так и среди самих туроператоров. В ходе этих дискуссий были отмечены слабые стороны внесенных в закон изменений, к которым можно отнести отсутствие регулирования деятельности туроператоров и турагентов со стороны государства, зачастую непосильные размеры финансовой ответственности, снижение качества сервиса и предоставляемых услуг, широкие возможности для возникновения мошенничества в этой сфере. Размеры финансового обеспечения могут себе позволить только достаточно крупные компании, в то время как более мелким компаниям придется уйти с рынка. Но, с другой стороны, учитывая количество турфирм, существующих в наше время, такая «чистка» может быть порой полезна. Но все же довольно скромное число фирм, у которых реально есть такие суммы, наводит на мрачные мысли.
Отсутствие контроля со стороны вышестоящих инстанций может привести к ухудшению качества обслуживания и сервиса, появлению мошенничества.
Туроператор – юридическое лицо. Согласно ст. 1 и ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предприятие или организация, осуществляющие на территории РФ деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператор) должны быть зарегистрированы как юридическое лицо в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Другими словами, с момента вступления в силу ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор – это обязательно юридическое лицо, а следовательно, все индивидуальные предприниматели, занимающиеся ранее туроператорской деятельностью, должны быть переоформлены и перерегистрированы в юридические лица сроком не позднее 1 июня 2007 г.
Финансовое обеспечение. В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» к осуществлению туроператорской деятельности допускаются юридические лица, имеющие финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение – это либо договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, либо банковская гарантия исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Смысл данного новшества сводится к обеспечению надлежащего исполнения туроператором обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, заключаемым с туристом и (или) иными заказчиками непосредственно туроператором либо по его поручению турагентами.
Договор страхования гражданской ответственности туроператором заключается за свой счет с любой страховой компанией, которая зарегистрирована на территории РФ и имеет право на осуществление деятельности по страхованию гражданской ответственности за неисполнение или не надлежащее исполнение обязательств по договору. Объектом страхования ответственности туроператора выступают имущественные интересы, которые связаны с риском возникновения обязанности возместить ущерб третьим лицам. Страховой случай – это факт установления обязанности туроператором возместить третьему лицу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, в течение срока действия договора о страховании ответственности туроператора. В соответствии со ст. 17.6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» договор страхования гражданской ответственности туроператора должен содержать следующие пункты:
1) определение объекта страхования;
2) определение страхового случая;
3) размер страховой суммы;
4) срок действия договора страхования;
5) порядок и срок уплаты страховой премии;
6) порядок и срок уведомления третьим лицом страховщика о наступлении страхового случая;
7) порядок и срок предъявления третьим лицом заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику;
8) перечень документов, которые третье лицо должно представить для обоснования своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба;
9) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектов страхования.
В договоре страхования ответственности туроператора по согласованию сторон (туроператора и страховщика) могут определяться иные права и обязанности.
Любой банк, иная кредитная организация или страховая компания, которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», могут являться гарантом по банковской гарантии исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Размер финансового обеспечения закреплен в ст. 17.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Срок действия финансового обеспечения указывается в договоре страхования или в банковской гарантии и не может быть меньше одного года (ст. 17.3 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). Договор страхования ответственности туроператора не может быть расторгнут заранее, а банковская гарантия, выданная туроператору гарантом, не может быть отозвана (ст. 17.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Единый федеральный реестр туроператоров. Следующим условием осуществления организацией туроператорской деятельности является необходимость внесения сведений в Единый федеральный реестр.
Ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма.
В указанном реестре согласно ст. 4.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» должны содержаться следующие сведения о туроператоре:
1) полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов и (или) на иностранном языке – также наименование туроператора на этом языке;
2) адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
3) сведения об учредителях туроператора;
4) серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
5) серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
6) фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;
7) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
8) сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
9) адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
Основанием для внесения сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр является заявление туроператора, содержащее сведения подлежащие внесению. Основными требованиями к заявлению являются:
1) составляется в письменной форме;
2) удостоверяется подписью руководителя туроператора (или лица, представляющего туроператора);
3) указываются паспортные данные заявителя (или данные другого документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством РФ).
Вместе с заявлением предоставляются оригиналы или нотариально заверенные копии документов, которые подтверждали бы сведения о туроператоре, необходимые для внесения в реестр.
Решение о внесении сведений о туроператоре в Единый федеральный реестр или об отказе во внесении принимается федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма в течение 5 дней с момента поступления заявления и всех необходимых документов. Основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр могут быть недостоверные сведения о туроператоре либо несоответствие размера финансового обеспечения требуемому на основании «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Не реже одного раза в год федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма публикуются в государственных периодических печатных изданиях и размещаются и актуализируются на сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре, внесенные в реестр:
1) полное и сокращенное наименования;
2) адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
3) идентификационный номер налогоплательщика;
4) размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
5) адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.
При изменении сведений о туроператоре, внесенных в реестр, обновленные данные размещаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма на своем сайте в Интернете в течение 3 рабочих дней с момента их получения. При желании туроператор имеет право на основании соответствующего заявления получить от федерального органа исполнительной власти в сфере туризма свидетельство о внесении сведений о нем в Единый федеральный реестр.
Таким образом, основными условиями, позволяющими организациям осуществлять туроператорскую деятельность, являются:
1) регистрирование юридического лица, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
2) наличие финансового обеспечения;
3) внесение данных о туроператоре в Единый федеральный реестр.
С принятием ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ произошли изменения и в организации работы турфирм, осуществляющих турагентскую деятельность. Предусмотренные названным ФЗ изменения (финансовое обеспечение и внесение данных в реестр) на турагентов, осуществляющих деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, не распространяются. К тому же, с отменой процедуры получения лицензии исчезли многие требования и условия к осуществлению турагентской деятельности. В соответствии с настоящим законодательством в сфере туризма, данным видом туристской деятельности может заниматься любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в соответствии с ФЗ „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, независимо от образования и штатного состава фирмы. Основным условием осуществления деятельности по продвижению и реализации турагентом туристского продукта, сформированного туроператором, является договор между турагентом и туроператором. При этом ответственность за невыполнение обязательств по договору реализации турпродукта перед третьим лицом несет туроператор, а не турагент. По мнению же многих туроператоров, нередко различные проблемы и неприятности происходят по вине именно турагента.
- 1.2. Виды туристской деятельности
- 1.3. Путешествия как активный отдых и оздоровление
- 1.4. Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений. Тенденции развития
- Глава 2. Порядок образования туристической фирмы
- 2.1. Разработка учредительных документов. Регистрация туристической фирмы. Устав фирмы
- 2.2. Основные условия осуществления организацией туроператорской и турагентской деятельности
- 2.3. Сертификация туристского продукта
- 2.4. Порядок ликвидации туристической фирмы
- 2.5. Основы бизнес‑планирования и специфика его реализации в туристических фирмах
- Глава 3. Конкурентоспособность туристической фирмы
- 3.1. Подготовка туристского продукта к реализации
- 3.2. Ценообразование и калькуляция туруслуг. Рентабельность и прибыль
- 3.3. Туристическая реклама. Основные виды рекламы в туристской деятельности. Правила и требования к проведению рекламной кампании
- 3.4. Налогообложение туристических фирм
- Глава 4. Участники туристического процесса
- 4.1. Договорные отношения с зарубежными партнерами. Процедурные вопросы, прием объектов
- 4.2. Фирма‑туроператор. Агентская сеть
- 4.3. Турагентство как фирма‑посредник. Агентское соглашение
- 4.4. Клиент как участник туристского процесса. Потребитель турпродукта
- Глава 5. Разработка и виды туристических программ
- 5.1. Въездной туризм
- 5.2. Внутренний туризм
- 5.3. Туры за рубеж
- 5.4. Экскурсионные маршруты
- 5.5. Туры на отдых
- 5.6. Автобусные туры
- 5.7. Шоп‑туры
- 5.8. Круизы
- 5.9. Зимние туры
- 5.10. Туры для школьников
- 5.11. Деловой туризм
- 5.12. Курортный отдых
- Глава 6. Взаимоотношения турфирмы с клиентом
- 6.1. Профессионализм сотрудника турфирмы. Нравственные и психологические аспекты общения с клиентами
- 6.2. Информированность и право выбора клиента турфирмы
- 6.3. Рассмотрение претензий, замечаний и жалоб. Защита прав туриста и интересов фирмы
- Глава 7. Качество обслуживания туристов и безопасность предоставляемых туристских услуг
- 7.1. Безопасность жизни, здоровья и окружающей среды. Сохранность имущества туриста
- 7.2. Медицинское страхование и другие виды страхования
- 7.3. Система качества услуг. Социологические исследования
- 7.4. Формы и методы контроля. Контрольные органы
- 7.5. Правовые и морально‑этические аспекты туризма
- Глава 8. Гостиничный сервис и организация питания
- 8.1. Классификация предприятий, предоставляющих услуги по размещению туристов
- 8.2. Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице
- 8.3. Правила предоставления гостиничных услуг (заказанных и дополнительных)
- 8.4. Режим и безопасность
- 8.5. Ответственность сторон по договору
- 8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания
- Глава 9. Транспортное обслуживание туристов
- 9.1. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
- 9.2. Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки
- 9.3. Трансферы. Встреча и проводы туристов
- 9.4. Безопасность при транспортных путешествиях
- Глава 10. Проведение экскурсий
- 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
- 10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий
- 10.3. Качество экскурсий
- 10.4. Роль экскурсовода, руководителя группы
- Глава 11. Организация работы туристической фирмы
- 11.1. Гражданско‑правовые отношения
- 11.2. Особенности управления туристическим бизнесом
- 11.3. Регулирование трудовых отношений в туристической фирме
- 11.4. Организация технологического процесса работы туристической фирмы
- Литература