8.1. Классификация предприятий, предоставляющих услуги по размещению туристов
Средствами размещения туристов принято называть любые жилые объекты, которые по договоренности предоставляются туристам с целью ночевки. Предоставление средства размещения может быть разовое или регулярное, когда туристы проживают в одном месте на протяжении какого‑то времени или более одной ночи.
Наиболее общая и полная классификация средств размещения туристов разработана Всемирной туристической организацией (далее – ВТО). В соответствии с этой классификацией все средства размещения делятся на коллективные и индивидуальные, а те, в свою очередь, подразделяются на группы и подгруппы.
К первой основной группе относятся коллективные средства размещения. Они включают в себя:
1) гостиницы и похожие средства размещения;
2) различные пансионаты, меблированные комнаты (заведения гостиничного типа, где отдельные комнаты с мебелью сдаются внаем, питание обычно в перечень услуг не входит), различные общежития для туристов.
Специализированные средства размещения кроме услуг ночлега специализируются на оказании дополнительных услуг. В их состав входят:
1) оздоровительные заведения. Кроме ночлега предоставляют услуги по восстановлению и поддержанию здоровья – это различные курорты, санатории, здравницы и иные заведения;
2) лагеря труда и отдыха. Организуется как ночлег, так и другие условия существования и отдыха – питание, быт, спорт, отдых;
3) общественные средства транспорта. Размещение происходит в коллективных средствах передвижения – пароходах, теплоходах и т. д.;
4) конгресс‑центры.
Прочие коллективные заведения – это ограниченные гостиничные услуги, могут не состоять из номеров, а включать в себя комплексы домов, предназначенных для отдыха.
Все эти объекты имеют единое управление, могут сдаваться в аренду за деньги или бесплатно физическими или юридическими лицами. Кроме места ночевки туристам предоставляется ряд досуговых, информативных и других дополнительных услуг.
Формально прочие коллективные заведения делятся на следующие подгруппы:
1) жилища для отдыха – гостиницы квартирного типа, бунгало;
2) площадки для кемпинга – огороженные площадки для палаток, бухты для малых судов;
3) прочие коллективные заведения – дома на колесах, молодежные общежития, дома отдыха для престарелых.
Ко второй основной группе относятся индивидуальные средства размещения для туристов. Предоставляются за плату, в аренду или бесплатно. К ним относятся:
1) собственные жилища – коттеджи, особняки, квартиры, виллы;
2) арендуемые комнаты в семейных домах;
3) жилища, арендуемые у специальных организаций или физических лиц;
4) бесплатно предоставляемые родственниками или знакомыми помещения;
5) прочие индивидуальные средства размещения туристов.
Рассматривая гостиницу как основное и наиболее распространенное средство размещения, можно разделить гостиницы на определенные типы в соответствии с их классификацией. На сегодняшний день существует более тридцати классификаций гостиниц. К основным из них относят:
1) система звезд (применяется во Франции, Австрии, Венгрии, Египте и других странах);
2) система букв (применяется в Греции);
3) система «корон» (применяется в Великобритании);
4) система разрядов;
5) иные классификации.
Наиболее распространенной системой классификации является система звезд, или Французская национальная система. Для гостиничных предприятий устанавливаются категорий с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4*, 5*). Чем больше звезд, тем лучшее обслуживание предлагает гостиница.
Отель 1*. В подобных отелях, в основном, останавливаются туристы, путешествующие самостоятельно. Подобные гостиницы редко располагаются в центре города, чаще на окраинах. Как правило, данные гостиницы имеют небольшой размер и рассчитаны примерно на 6–10 номеров. Такие гостиницы могут принадлежать одной семье. Обслуживающий персонал чаще всего представлен членами семьи хозяев. Услуги питания в подобных гостиницах не предоставляются, уровень обслуживания достаточно низкий, часто имеет место самообслуживание туристов.
Отель 2*. Уровень обслуживания в подобных отелях выше, чем в отелях с 1*. Данный вид отелей крайне удобен в качестве «перевалочного пункта» для туристов, когда путешественники останавливаются в данном заведении на одни или несколько суток. В подобных отелях дополнительные услуги предоставляются достаточно редко.
Отель 3*. Данный вид отелей является наиболее удобным для туристов, которые находятся в путешествии. Это самая распространенная во всем мире разновидность отелей. В номере имеются все необходимые удобства, а также телефон и телевизор. Номера бывают одноместные, двухместные и трехместные, номера для родителей с ребенком.
Отель 4*. Это отели с высоким уровнем обслуживания, рассчитанные на людей с доходом выше среднего. Они могут располагаться в наиболее благоприятных местностях курорта, например, вблизи пляжа либо в центре курортного города. В данных отелях в обязательном порядке предоставляются услуги платной автостоянки. Номер меблирован как обычная жилая комната со стандартной бытовой техникой (телевизор, холодильник, кондиционер, мини‑бар, охранная система, телефон с выходом на межгород). В отеле предполагаются дополнительные (бесплатные услуги), например, дискотеки, развлекательные программы и т. д. В подобных отелях есть одноместные, двухместные номера, номера с улучшенной планировкой.
Отель 5*. Это отели с самым высоким уровнем обслуживания. Подобный вид отелей можно назвать роскошным. В их состав входят несколько ресторанов, баров, ночной клуб, парикмахерские и прачечные, фитнес‑центры и бассейны и др.
В подобных отелях есть одноместные номера с одной двуспальной кроватью, двухместные номера – с двумя кроватями или с одной большой. Существуют также номера с комнатами для прислуги.
Для деловых людей существуют бизнес‑номера – с многоканальной телефонной связью, компьютером и т. д.
Следует заметить, что спектр дополнительных услуг должен постоянно расширяться, чтобы гостиница была конкурентоспособной.
Однако на практике бывают случаи, когда туристам проживание в простых отелях нравится намного больше, чем в фешенебельных гостиницах.
Помимо Французской национальной системы классификации гостиниц в европейских странах применяется еще и немецкая классификация. По названной классификации гостиницы делятся на 5 основных классов: туристический класс – 1*; стандартный класс – 2**; комфортный класс – 3***; первый класс – 4****; класс люкс – 5*****.
В Греции используется буквенная система классификации. Все гостиницы разделены на четыре класса: A, B, C, D. Гостиницы категории A соответствуют четырехзвездочному уровню, B – трехзвездочному, C – двухзвездочному. Гостиницам высшей категории комфортности в Греции дается категория «de Luxe».
Система корон в Англии напоминает систему звезд, чтобы определить, сколько звезд у гостиницы, от общего числа корон нужно отнять одну.
Наиболее правильной считают классификацию Ассоциации британских турагентств:
1) бюджетные гостиницы (1*);
2) гостиницы туристического класса (2*);
3) гостиницы среднего класса (3*);
4) гостиницы первого класса (4*);
5) гостиницы высшей категории (5*).
В Италии гостиницы классифицируются на три категории: первая категория – 4 звезды; вторая категория – 3 звезды, третья категория – 2 звезды.
В Испании гостиницы разделяют на:
1) гостиницы – все группы звезд;
2) дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и другие – первые четыре группы звезд;
3) постоялые дворы – 3 группы звезд;
4) пансионы – 3 группы звезд.
Гостиничные предприятия также подразделяют по нескольким признакам.
1. По формам собственности и организации управления гостиницы делят на:
1) муниципальные предприятия;
2) акционерные общества;
3) совместные предприятия с участием иностранного капитала;
4) ведомственные гостиницы;
5) частные гостиницы;
6) гостиницы, принадлежащие общественным организациям.
2. По вместимости номерного фонда гостиницы разделяют на:
1) малые – до 150 мест;
2) средние – 150–400 мест;
3) большие – свыше 400 мест.
В различных странах количество мест может варьироваться.
3. По функциональному назначению выделяют:
1) транзитные – гостиницы, обслуживающие туристов в момент недолгосрочной остановки во время маршрута. Имеют ограниченный уровень комфорта;
2) целевые гостиницы – могут быть предназначены для деловых целей или целей отдыха.
4. По уровню цен номера гостиницы делят на:
1) бюджетные;
2) экономичные;
3) средние;
4) первоклассные;
5) апартаментные;
6) фешенебельные.
Также существует классификация гостиниц по месторасположению, обеспеченности питанием и другим признакам.
- 1.2. Виды туристской деятельности
- 1.3. Путешествия как активный отдых и оздоровление
- 1.4. Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений. Тенденции развития
- Глава 2. Порядок образования туристической фирмы
- 2.1. Разработка учредительных документов. Регистрация туристической фирмы. Устав фирмы
- 2.2. Основные условия осуществления организацией туроператорской и турагентской деятельности
- 2.3. Сертификация туристского продукта
- 2.4. Порядок ликвидации туристической фирмы
- 2.5. Основы бизнес‑планирования и специфика его реализации в туристических фирмах
- Глава 3. Конкурентоспособность туристической фирмы
- 3.1. Подготовка туристского продукта к реализации
- 3.2. Ценообразование и калькуляция туруслуг. Рентабельность и прибыль
- 3.3. Туристическая реклама. Основные виды рекламы в туристской деятельности. Правила и требования к проведению рекламной кампании
- 3.4. Налогообложение туристических фирм
- Глава 4. Участники туристического процесса
- 4.1. Договорные отношения с зарубежными партнерами. Процедурные вопросы, прием объектов
- 4.2. Фирма‑туроператор. Агентская сеть
- 4.3. Турагентство как фирма‑посредник. Агентское соглашение
- 4.4. Клиент как участник туристского процесса. Потребитель турпродукта
- Глава 5. Разработка и виды туристических программ
- 5.1. Въездной туризм
- 5.2. Внутренний туризм
- 5.3. Туры за рубеж
- 5.4. Экскурсионные маршруты
- 5.5. Туры на отдых
- 5.6. Автобусные туры
- 5.7. Шоп‑туры
- 5.8. Круизы
- 5.9. Зимние туры
- 5.10. Туры для школьников
- 5.11. Деловой туризм
- 5.12. Курортный отдых
- Глава 6. Взаимоотношения турфирмы с клиентом
- 6.1. Профессионализм сотрудника турфирмы. Нравственные и психологические аспекты общения с клиентами
- 6.2. Информированность и право выбора клиента турфирмы
- 6.3. Рассмотрение претензий, замечаний и жалоб. Защита прав туриста и интересов фирмы
- Глава 7. Качество обслуживания туристов и безопасность предоставляемых туристских услуг
- 7.1. Безопасность жизни, здоровья и окружающей среды. Сохранность имущества туриста
- 7.2. Медицинское страхование и другие виды страхования
- 7.3. Система качества услуг. Социологические исследования
- 7.4. Формы и методы контроля. Контрольные органы
- 7.5. Правовые и морально‑этические аспекты туризма
- Глава 8. Гостиничный сервис и организация питания
- 8.1. Классификация предприятий, предоставляющих услуги по размещению туристов
- 8.2. Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице
- 8.3. Правила предоставления гостиничных услуг (заказанных и дополнительных)
- 8.4. Режим и безопасность
- 8.5. Ответственность сторон по договору
- 8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания
- Глава 9. Транспортное обслуживание туристов
- 9.1. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
- 9.2. Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки
- 9.3. Трансферы. Встреча и проводы туристов
- 9.4. Безопасность при транспортных путешествиях
- Глава 10. Проведение экскурсий
- 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
- 10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий
- 10.3. Качество экскурсий
- 10.4. Роль экскурсовода, руководителя группы
- Глава 11. Организация работы туристической фирмы
- 11.1. Гражданско‑правовые отношения
- 11.2. Особенности управления туристическим бизнесом
- 11.3. Регулирование трудовых отношений в туристической фирме
- 11.4. Организация технологического процесса работы туристической фирмы
- Литература