9.2. Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки
Услуга бронирования билетов может осуществляться через туристические фирмы, агентства железных дорог, центральные билетные кассы железных дорог, а также на вокзалах, станциях, в сети Интернет или по телефону.
Если турист бронирует билет на поезд дальнего следования, на скоростные линии, международные авиарейсы, то бронирование происходит с помощью автоматизированных систем бронирования билетов. Существует достаточно большое количество подобных систем бронирования билетов, например, Amadeus, Galileo, Sabre и др.
Бронирование билетов на воздушный транспорт имеет несколько особенностей. Подобное бронирование может осуществляться двумя основными способами: через агентство авиакомпаний и через системы бронирования.
Туристическая фирма может заключить договор на бронирование (квоту) определенного количества мест на регулярных рейсах для своих туристов.
Основные правила и требования при бронировании билетов воздушного транспорта:
1) авиакомпания самостоятельно может разрабатывать правила и порядок бронирования билетов;
2) необходимо соблюдать установленный порядок бронирования авиакомпании;
3) забронированные места должны быть задокументированы и оформлены надлежащим образом;
4) в случае, если пассажир заказывает двойную бронь (на два времени отправления или два разных рейса) и очевидно, что он воспользуется лишь одним из них, оформление подобной брони запрещается;
5) у авиакомпании всегда должны быть контактные телефоны, по которым пассажир может связаться во время рейса;
6) если пассажир отказывается от брони, он должен заблаговременно сообщить об этом в авиакомпанию. В этом случае авиакомпания отменяет бронь, а также все услуги, предназначенные для данного пассажира.
Достаточно часто туристические организации заключают с авиакомпаниями договор на квоту (блок) мест на регулярных авиарейсах. Она может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте в случае неиспользования заказанных средств ответственность и все финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте предполагается, что турфирма может отказаться от квоты или ее части в связи с нереализацией какой‑либо части путевок туристам. Туристическая фирма заблаговременно сообщает об отказе, чтобы авиакомпания могла реализовать билеты другим лицам.
Между авиакомпанией и туристической фирмой заключается договор, который должен содержать:
1) график функционирования туров фирмы в двух направлениях с указанием мест назначения;
2) число путешествующих граждан (сколько мест нужно зарезервировать);
3) скидки и льготы на квоту мест;
4) сроки подачи заявок на квоту и выкупа билетов;
5) сроки, в которые фирма может отказаться от билетов;
6) порядок возврата выкупных билетов;
7) ответственность при возврате билетов;
8) тарифы на билеты, условия льготных тарифов.
Полезно будет знать, что помимо регулярных и дополнительных рейсов могут проводиться так называемые чартерные перевозки. Время вылета при таких перевозках не регламентировано расписанием.
Чартерные перевозки имеют ряд особенностей. Рассмотрим эти особенности подробнее.
1. Чартерный рейс выполняется по заказу. Заказчиком подобного рейса может выступать:
1) отдельный туроператор, способный обеспечить загрузку борта. Как правило, такие туроператоры организуют туры по массовым (популярным) направлениям;
2) объединение туроператоров (пул туроператоров). Это союз, который направлен на выкуп чартерной линии. Подобное объединение происходит тогда, когда стоимость рейса оказывается слишком высокой, невыгодной для одного туроператора. В пуле туроператоров имеется один или несколько главных (консолидирующих) туроператоров. Ими могут быть либо генераторы идеи выкупа чартерной линии, либо операторы, на чью долю приходится большее количество место для пассажиров в самолете. Операторы, входящие в пул, распределяют между собой количество кресел на борту (блоки мест), и в случае непредвиденных обстоятельств (например, в случае нереализации билетов либо несвоевременной оплаты) финансовая ответственность отдельного туроператора ограничивается размером его блока мест;
3) авиакомпании могут организовывать чартерные рейсы на своих самолетах для того, чтобы получить большую прибыль, повысить имидж и репутацию. Чартерные перевозки могут позволить себе лишь те авиакомпании, чья загруженность авиалиний позволяет найти дополнительно время и средства для организации чартерных перевозок;
4) авиаброкеры – это организации, основная деятельность которых заключается в бронировании чартерных авиарейсов, фрахтовании воздушных судов, заключении договоров о страховании самолетов и грузов, перевозимых воздушным транспортом. Услуги авиаброкеров очень удобны для операторов, несмотря на весомую переплату за них. Авиаброкеры предлагают следующие услуги: отсрочки платежа, выгодные для туроператора; более приемлемые и удобные для туроператоров размеры блоков мест на рейсе и т. д. Также услугами авиаброкеров удобно пользоваться в случае географической удаленности операторов от авиакомпании, либо недоверие авиалиний к туроператору на основании прошлого негативного опыта и т. д.
2. Чартерные рейсы организовываются в любое время по желанию заказчика. Однако следует согласовывать время и место вылета и приземления с движением воздушного транспорта в аэропортах, затронутых в маршруте.
3. Приобретение билетов на чартерные рейсы возможно только в обе стороны («туда – обратно»).
4. Стоимость перелета, условия предоставления скидок и льгот устанавливаются заказчиком рейса. Эти условия устанавливаются заказчиком исходя из затраченных на организацию чартера средств и величины предполагаемой прибыли.
5. Билеты на чартерный рейс распространяются заказчиком, уполномоченными лицами и службами авиакомпании.
Чартерные перевозки получили распространение для массовых направлений, так как массовость обеспечивает стабильность вылета без угрозы срыва по причине незагруженности рейса пассажирами. Поэтому индивидуальных пассажиров лучше всего направлять на регулярные рейсы.
- 1.2. Виды туристской деятельности
- 1.3. Путешествия как активный отдых и оздоровление
- 1.4. Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений. Тенденции развития
- Глава 2. Порядок образования туристической фирмы
- 2.1. Разработка учредительных документов. Регистрация туристической фирмы. Устав фирмы
- 2.2. Основные условия осуществления организацией туроператорской и турагентской деятельности
- 2.3. Сертификация туристского продукта
- 2.4. Порядок ликвидации туристической фирмы
- 2.5. Основы бизнес‑планирования и специфика его реализации в туристических фирмах
- Глава 3. Конкурентоспособность туристической фирмы
- 3.1. Подготовка туристского продукта к реализации
- 3.2. Ценообразование и калькуляция туруслуг. Рентабельность и прибыль
- 3.3. Туристическая реклама. Основные виды рекламы в туристской деятельности. Правила и требования к проведению рекламной кампании
- 3.4. Налогообложение туристических фирм
- Глава 4. Участники туристического процесса
- 4.1. Договорные отношения с зарубежными партнерами. Процедурные вопросы, прием объектов
- 4.2. Фирма‑туроператор. Агентская сеть
- 4.3. Турагентство как фирма‑посредник. Агентское соглашение
- 4.4. Клиент как участник туристского процесса. Потребитель турпродукта
- Глава 5. Разработка и виды туристических программ
- 5.1. Въездной туризм
- 5.2. Внутренний туризм
- 5.3. Туры за рубеж
- 5.4. Экскурсионные маршруты
- 5.5. Туры на отдых
- 5.6. Автобусные туры
- 5.7. Шоп‑туры
- 5.8. Круизы
- 5.9. Зимние туры
- 5.10. Туры для школьников
- 5.11. Деловой туризм
- 5.12. Курортный отдых
- Глава 6. Взаимоотношения турфирмы с клиентом
- 6.1. Профессионализм сотрудника турфирмы. Нравственные и психологические аспекты общения с клиентами
- 6.2. Информированность и право выбора клиента турфирмы
- 6.3. Рассмотрение претензий, замечаний и жалоб. Защита прав туриста и интересов фирмы
- Глава 7. Качество обслуживания туристов и безопасность предоставляемых туристских услуг
- 7.1. Безопасность жизни, здоровья и окружающей среды. Сохранность имущества туриста
- 7.2. Медицинское страхование и другие виды страхования
- 7.3. Система качества услуг. Социологические исследования
- 7.4. Формы и методы контроля. Контрольные органы
- 7.5. Правовые и морально‑этические аспекты туризма
- Глава 8. Гостиничный сервис и организация питания
- 8.1. Классификация предприятий, предоставляющих услуги по размещению туристов
- 8.2. Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице
- 8.3. Правила предоставления гостиничных услуг (заказанных и дополнительных)
- 8.4. Режим и безопасность
- 8.5. Ответственность сторон по договору
- 8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания
- Глава 9. Транспортное обслуживание туристов
- 9.1. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
- 9.2. Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки
- 9.3. Трансферы. Встреча и проводы туристов
- 9.4. Безопасность при транспортных путешествиях
- Глава 10. Проведение экскурсий
- 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
- 10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий
- 10.3. Качество экскурсий
- 10.4. Роль экскурсовода, руководителя группы
- Глава 11. Организация работы туристической фирмы
- 11.1. Гражданско‑правовые отношения
- 11.2. Особенности управления туристическим бизнесом
- 11.3. Регулирование трудовых отношений в туристической фирме
- 11.4. Организация технологического процесса работы туристической фирмы
- Литература