11.4. Организация технологического процесса работы туристической фирмы
Повышение квалификации персонала. Туризм является динамичным бизнесом, технологии которого не стоят на месте, поэтому большую роль играет повышение квалификации персонала. Повышение квалификации – это постоянный процесс обновления знаний. Профиль производственной деятельности работников изменился в связи с происходящими социально‑экономическими процессами. Для повышения конкурентоспособности туристические фирмы стараются применять в своей работе современные технологии, новые приемы работы и руководства. Технологические изменения радикально меняют организацию работы всех сотрудников, от простого рабочего до руководителей предприятий. Жесткая конкуренция при работе в рыночных условиях ведет к необходимости постоянного переобучения как специалистов среднего звена, так и топ‑менеджеров. В связи с этим, становится просто необходимым обучение всех основных работников.
Обучение должно строиться на изучении новых направлений и тенденций в своей отрасли.
Повышение квалификации должно производиться с целью межотраслевой переподготовки.
Кадровое делопроизводство. При приеме на работу на предприятия туристического бизнеса в зависимости от выполняемых сотрудником видов работ с ним заключается трудовой или агентский договор, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Специалист одела кадров при приеме сотрудника на работу в первую очередь интересуется наличием у него трудовой книжки, этот документ может дать исчерпывающую информацию о трудовой деятельности нового сотрудника (если только он до этого не работал у частных предпринимателей, которые не делали записей в трудовых книжках).
Иногда при оформлении трудовых книжек допускаются ошибки, например, применяются бланки старого образца, допускаются недочеты при заполнении. Иногда ошибки связаны с незнанием нормативных документов.
Для того чтобы избежать подобных типичных ошибок, сотруднику, занимающемуся ведением и заполнением трудовых книжек, необходимо знать положения ряда нормативных правовых актов:
1) Трудовой кодекс РФ (в части, посвященной трудовым книжкам);
2) Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225);
3) Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69). Существуют правила внесения изменений и исправлений в трудовые книжки. Так, в данном документе нельзя ничего зачеркивать, если при заполнении трудовой книжки в ней была допущена ошибка, то зачеркивать ничего нельзя. Ниже ставится следующий порядковый номер, под ним делается запись, что предыдущая запись неверна, при этом указывается номер приказа и все реквизиты, под этой записью пишется правильная.
Однако далеко не все работники принимаются на работу по трудовым книжкам. На практике достаточно часто встречаются случаи, когда работодатель оформляет трудовые отношения с работниками посредством гражданско‑правового договора.
Подписание сотрудником договора гражданско‑правового характера позволяет работодателю сэкономить на оформлении личного дела, оплате простоев работника (по болезни и т. п.). Так как большой объем работ в туристическом бизнесе носит временный (сезонный) характер, то для этой сферы характерно заключать с сотрудниками именно договора гражданско‑правового характера.
С сотрудниками, которые нанимаются для выполнения определенного вида работы на конкретный срок, заключаются срочные трудовые договора. Согласно ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на срок, не превышающий 5 лет.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
4) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (ст. 65 ТК РФ).
Отдел кадров должен ознакомить нового сотрудника с локальными нормативными актами данного предприятия, к которым относятся:
1) правила внутреннего трудового распорядка – определяют порядок трудового дня внутри предприятия (время работы, время обеденного перерыва и т. д.);
2) положения об охране труда;
3) должностная инструкция.
Основанием для издания приказа о приеме на работу является подписанный с сотрудником трудовой договор. После того как приказ о приеме подписан руководителем предприятия, сотрудник отдела кадров должен зарегистрировать приказ в журнале или картотеке. Приказ о приеме подшивается в личное дело сотрудника. Запись в трудовой книжке делается через 5 дней после подписания приказа о приеме на работу.
Копия приказа о приеме на работу передается в бухгалтерию. Еще одна копия подшивается в дело для ведения справочно‑информационной работы.
После окончания процедуры приема на работу формируется личное дело нового сотрудника.
Первичными документами, на основании которых происходит учет численности сотрудников, являются приказы (распоряжения) о приеме на работу, а также о переводе или увольнении. На сотрудников, принятых на работу, заводятся учетные карточки, а на руководителей – листок, для дальнейшего учета кадров.
Прием на работу нового сотрудника и оформление необходимой при этом документации происходит на основании постановления Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
При оформлении приказа о приеме на работу в нем необходимо отобразить следующие сведения:
1) наименование организации (строго в соответствии с уставом);
2) код предприятия;
3) код формы документа;
4) срок трудового договора (если договор срочный, то дата начала и окончания трудового договора);
5) наименование структурного подразделения и профессии;
6) испытательный срок (для сезонных работников не предусмотрен).
Каждому работнику после приема на работу присваивается табельный номер, который в дальнейшем отражается во всех документах по учету состава.
Текущий учет численности работников туристического предприятия ведется непосредственно в отделе кадров на личных карточках сотрудника (форма Т‑2, утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).
Кадровая работа предприятия не возможна без правильно оформленного штатного расписания – документа, который закрепляет штатную численность предприятия и его структуру. Оно составляется ежегодно.
Штатное расписание содержит сведения о количестве работников, на его основании выявляются вакансии, закрепляется количество сотрудников на каждую должность, отмечается месячный размер заработной платы.
Штатное расписание составляется для фирм, где количество сотрудников превышает 10 человек, и содержит сведения обо всех сотрудниках (и об основных работниках, и о работниках по совместительству). Штатное расписание подписывается руководителями структурных подразделений предприятия, главным бухгалтером. Если штатное расписание составлено на нескольких листах, то главный бухгалтер, на свое усмотрение, может подписать только последнюю страницу или завизировать все листы штатного расписания. После этого штатное расписание визирует и утверждает своим приказом руководитель предприятия.
Если в трудовых договорах есть сноска на штатное расписание (например, оклад согласно штатному расписанию), то с ним в обязательном порядке знакомятся сотрудники предприятия. Идеальным вариантом в этом случае является штатное расписание, приложенное к трудовому договору.
Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа руководителя. К таким изменениям относятся изменения наименований должности, оклада. Иногда происходит сокращение штата, такие изменения обязательно вносятся в штатное расписание.
Штатное расписание является локальным документом, и в его формировании лично заинтересован руководитель или бухгалтерия.
Форма штатного расписания закреплена постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (форма Т‑3).
Имеющаяся на современном этапе программа «1С: Кадры и зарплата», включающая в себя составление штатного расписания, численность сотрудников, кадровое перемещение и т. д, позволяет небольшому предприятию обходиться без большого состава отдела кадров. Иногда на таких предприятиях специалиста по персоналу заменяет секретарь.
Организация технологического процесса работы турфирм. Появление компьютерных программ значительно упрощает внутреннюю организацию предприятия, различные программы‑консультанты способствуют правильному составлению и оформлению деловых бумаг. Развитие и применение новых технологий (в том числе и компьютерных) приносит большую прибыль. Внедрение компьютерных технологий в индустрию туризма позволило ей выйти на новый качественный уровень. Возможность использования Интернета позволяет туристическим агентствам экономить колоссальные средства, так как его применение во много раз удешевляет обмен информацией по сравнению с традиционными методами.
Организация технологического процесса заключается в использовании новых технологий для выполнения традиционной работы. Например, для бронирования билетов, мест в гостиницах и т. д.
Применение электронных замков позволяет повысить престиж предприятия и привлечь новых гостей.
- 1.2. Виды туристской деятельности
- 1.3. Путешествия как активный отдых и оздоровление
- 1.4. Международный и внутренний туризм в условиях рыночных отношений. Тенденции развития
- Глава 2. Порядок образования туристической фирмы
- 2.1. Разработка учредительных документов. Регистрация туристической фирмы. Устав фирмы
- 2.2. Основные условия осуществления организацией туроператорской и турагентской деятельности
- 2.3. Сертификация туристского продукта
- 2.4. Порядок ликвидации туристической фирмы
- 2.5. Основы бизнес‑планирования и специфика его реализации в туристических фирмах
- Глава 3. Конкурентоспособность туристической фирмы
- 3.1. Подготовка туристского продукта к реализации
- 3.2. Ценообразование и калькуляция туруслуг. Рентабельность и прибыль
- 3.3. Туристическая реклама. Основные виды рекламы в туристской деятельности. Правила и требования к проведению рекламной кампании
- 3.4. Налогообложение туристических фирм
- Глава 4. Участники туристического процесса
- 4.1. Договорные отношения с зарубежными партнерами. Процедурные вопросы, прием объектов
- 4.2. Фирма‑туроператор. Агентская сеть
- 4.3. Турагентство как фирма‑посредник. Агентское соглашение
- 4.4. Клиент как участник туристского процесса. Потребитель турпродукта
- Глава 5. Разработка и виды туристических программ
- 5.1. Въездной туризм
- 5.2. Внутренний туризм
- 5.3. Туры за рубеж
- 5.4. Экскурсионные маршруты
- 5.5. Туры на отдых
- 5.6. Автобусные туры
- 5.7. Шоп‑туры
- 5.8. Круизы
- 5.9. Зимние туры
- 5.10. Туры для школьников
- 5.11. Деловой туризм
- 5.12. Курортный отдых
- Глава 6. Взаимоотношения турфирмы с клиентом
- 6.1. Профессионализм сотрудника турфирмы. Нравственные и психологические аспекты общения с клиентами
- 6.2. Информированность и право выбора клиента турфирмы
- 6.3. Рассмотрение претензий, замечаний и жалоб. Защита прав туриста и интересов фирмы
- Глава 7. Качество обслуживания туристов и безопасность предоставляемых туристских услуг
- 7.1. Безопасность жизни, здоровья и окружающей среды. Сохранность имущества туриста
- 7.2. Медицинское страхование и другие виды страхования
- 7.3. Система качества услуг. Социологические исследования
- 7.4. Формы и методы контроля. Контрольные органы
- 7.5. Правовые и морально‑этические аспекты туризма
- Глава 8. Гостиничный сервис и организация питания
- 8.1. Классификация предприятий, предоставляющих услуги по размещению туристов
- 8.2. Технологическая схема обслуживания туристов в гостинице
- 8.3. Правила предоставления гостиничных услуг (заказанных и дополнительных)
- 8.4. Режим и безопасность
- 8.5. Ответственность сторон по договору
- 8.6. Технология и организация питания туристов. Виды питания
- Глава 9. Транспортное обслуживание туристов
- 9.1. Классификация транспортных путешествий и транспортных средств
- 9.2. Порядок бронирования билетов. Чартерные перевозки
- 9.3. Трансферы. Встреча и проводы туристов
- 9.4. Безопасность при транспортных путешествиях
- Глава 10. Проведение экскурсий
- 10.1. Виды экскурсий. Технология подготовки и организации экскурсий
- 10.2. Правила безопасности при проведении экскурсий
- 10.3. Качество экскурсий
- 10.4. Роль экскурсовода, руководителя группы
- Глава 11. Организация работы туристической фирмы
- 11.1. Гражданско‑правовые отношения
- 11.2. Особенности управления туристическим бизнесом
- 11.3. Регулирование трудовых отношений в туристической фирме
- 11.4. Организация технологического процесса работы туристической фирмы
- Литература