logo search
ответы на гос 2011

17.20. Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.

Все предприниматели, которые имеют все средства и желают не только выжить, но и преуспеть, сталкиваются с проблемами инновационного менеджмента. При этом результативность успеха инновационной деят-ти напрямую зависит оттого, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также оттого, насколько адекватно определены методы упр-ия риском.

Полезность инновации – специфичная категория, применяют для характеристики результатов и эффективности инновационной деятельности. Она позволяет количественно описать соотношение затрат и усилий на реализацию инновационного проекта и его результаты.

В чем выражается риск и с чем он связан – это зависит от выбранной стратегии инновационного роста.

ПРОСТО ЧИТАТЬ !!! Пример: Фирма собирается воспользоваться временной сверхприбылью и для этой цели выбирает стратегию – внедрение более дешевого метода производства товара (или оказание услуги) по сравнению с уже имеющимся. Риск связан с возможно неправильной оценкой спроса на производимый товар

Фирма пытается наладить производство совершенно новой продукции на старом оборудовании, используя уже имеющуюся технологию. Риск в данном случае связан с возможно неправильной оценкой спроса + риск возможного несоответствия качества товаров или услуг, поскольку старое оборудование может не позволить обеспечить необходимое качество изготовления.

Стратегия фирмы – производство новых товаров или услуг с помощью новых технологий. В данном случае на лицо наиболее сложный и рискованный вид хозяйственной деятельности, поскольку к первому типу риска добавляется риск возможного несоответствия техники и технологии требованиям, необходимым для производства новых товаров или услуг + риск невозможности продать новую технику и технологию, если она не пригодилась для производства. !!!

Причин риска инновационного проекта множество:

Сами знания о характере рисков позволяют разработать мероприятия хотя бы по их снижению. Однако разработка новых продуктов характ-ся высоким уровнем риска, составляющими к-го явл-ся технолог-ский, рыночный и стратегический риски.

Технологический риск обусловлен технол-кой инновацией, необходимой для технической осуществимости нововведения.

Рыночный риск определяется степенью оригинальности и сложности идеи нововведения, влияющей на восприимчивость рынка и издержки перехода для использования нового продукта.

Стратегический риск зависит от степени новизны продукта для данной компании. Чем выше новизна, тем выше уровень стратегического риска. С этой точки зрения можно выделить 4 уровня риска:

*рынок и технология известны – минимальный уровень риска, т.к. фирма опирается на свою компетентность;

*новый рынок, но известная технология – риск в основном коммерческий, зависит от нетехнологических инноваций;

*рынок известен, однако технология новая – риск в большей степени технический, опред-ся технолог-ими инновациями;

*новый рынок и новая технология – максимальный уровень риска, связанный с суммированием всех рисков

В практике управления инновационными проектами применяют следующие способы снижения риска:

1. Распределение риска между участниками проекта (разработка финансового плана и контрактных документов).

2. Страхование (передача определенных рисков страховой компании).

3. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов (соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и расходами, необходимыми для преодоления сбоев в выполнении проекта).

Управление рисками включает в себя методы страховой защиты, а также возможные превентивные меры. В инновационной деятельности это может быть: использование правовых методов защиты интеллектуальной собственности, использование услуг патентных поверенных, проведение маркетинговых и патентных исследований перед промышленным применением изобретений