17.21. Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
Инновационная политика на макро уровне – часть социально-экономической политики государства,
на микро уровне – часть научно-технической и технологической политики предприятия.
Основными направлениями инновационной политики на макро уровне являются:
Финансирование и поддержка науки. Особенно первоочередное финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований.
Формирование законодательной и инфор-ной базы, обеспеч-ей эконом-ую заинтересованность производителей в осущ-лении инноваций.
С этой целью государство через соответствующие органы, проводит научно-технические мероприятия, включая международные, способствующие взаимодействию различных секторов науки, привлекая к совместной деятельности и обмену результатами учреждения, организации, занимающиеся науками; и берет на себя обязательство по финансовому обеспечению развития науки, подготовки кадров и поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере через прямое и косвенное финансирование.
1. К косвенной форме финансирования следует отнести различные льготы учреждениям и организациям, занимающимся инновационной деятельностью. Особенно много льгот предоставляется научно-техническим организациям.
В Санкт-Петербурге в 1995-1996 гг. действовал закон, на основании которого крупные региональные предприятия отчисляли в специальный внебюджетный фонд развития науки 2% от прибыли.
Прямое финансирование науки, осуществляется через бюджетные содержания отдельных учреждений и организаций, через финансирование специальных программ, проектов, грантов, государственных заказов. Грант – определенная денежная сумма, которая выделяется на конкурсной основе либо отдельным организациям, либо группам лиц и ученым на определенные цели.
2. Правовое регулирование инновационной деятельности.
Правовое регулирование в области инновационной деят-ти российским законодательством разрабатывается с 1991 года. В его основе лежит ряд основополагающих законов. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РФ (ст.44). Действует пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
* Закон об авторском праве и смежных правах; * Закон "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; * Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"…
Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией. Лицензии различаются по характеру и объему прав, по наличию правовой охраны, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации.
17.22. Причины сопротивления инновациям в организациях.
Инновация - внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Суть сопротивления изменениям. Известно, что поведение каждого человека ориентировано, прежде всего, на устойчивость, социальный порядок. При старых условиях действия членов организации привычны, во многом основаны на автоматизме. Для внедрения инноваций приходится преодолевать сопротивление изменениям.
Поскольку видение нового, необходимость перемен чаще всего понимают на верхних уровнях управления организацией, сопротивление может происходить практически на всех нижестоящих уровнях.
Основные причины, вызывающие сопротивление: технические, политические и культурологические.
1.Технические, представляют собой способы соединения человеческих и технических ресурсов в организации.
*Отсутствие ресурсов и коммуникаций для осуществления инноваций. Руководители более низких уровней управления, зная реальную картину, оказывают сопротивление изменениям.
*Внутренняя разобщенность организации (соц. конфликты между отдельными группами в организации; культурные различия (различные ценности, принятые нормы); неправильная позиция руководителей);
*Неизвестный результат или страх перед неизвестностью; *Отсутствие планов, неясность целей; *Отсутствие лидеров;
*Снижающиеся издержки. Сопротивление изменениям может усилиться в том случае, если организация находится на гребне успеха и ее издержки снижаются; *Отсутствие системы обучения и консультирования.
2.Политические, связаны с перераспределением власти при структурных и культурологических изменениях в организации.
*Угроза влиятельным статусам, т.е. возможной потери влияния и авторитета; *Возможность критики руководителей;
*Изменение содержания процесса принятия решений. В ходе принятия изменений серьезным барьером для руководителя может стать принятие другого способа управления;
*Изменение форм властного воздействия. При изменении ситуации в организации или ее подразделениях у руководителей может появиться необходимость изменить формы властного воздействия.
3.Культурологические, связаны с изменением ценностных ориентации и социальных норм, действующих в организации.
*Влияние прежних ценностей. Поскольку каждый член организации ориентирован на собственную личностную матрицу ценностей, любое вмешательство извне может привести к явному или неявному отторжению новых ценностей, причем сила инерции приверженности весьма велика;
*Возврат к традициям. Сила привычек и обычаев в организационной культуре оказывает значительное воздействие на принятие -и внедрение социальных изменений;
*Действие нормативного контроля. Нормы жизнедеятельности организации принимаются работниками и интернализуются таким образом, что становятся наиболее удобными, привычными.
- 1.1. Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- 1.2. Эластичность спроса и предложения.
- 1.3. Валовой внутренний продукт (ввп). Валовой национальный продукт (внп). Национальный доход (нд). Номинальный и реальный ввп и внп. Дефлятор ввп (внп)
- Методы расчета *По доходам
- *По расходам
- По добавленной стоимости (или производственный метод)
- Методы расчета внп
- 1.4. Конкуренция. Типы конкурентных структур рынка. Факторы конкурентоспособности.
- 2.5. Школа научного управления. (ф.Тэйлор, р. Оуэн, ф. И л. Гилберты, г. Гант и др.)
- 2.6. Административная (классическая) школа управления. (а.Файоль, г. Эмерсон, г.Форд, а.К. Гастев, п.М. Керженцев и др.)
- 2.7. Школа человеческих отношений (м.П. Фоллет, э. Мейо, а. Маслоу, д. Мак Грегор)
- 2.8 Математическая школа управления ( с. Бир, р.Акофф, д. Форрестер и др.)
- 2.9. Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- 2.10. Управление персоналом: цели, задачи, функции. Элементы системы управления персоналом.
- 2.11. Планирование как функция менеджмента. Оперативное, тактическое и стратегическое планирование.
- 2.12. Мотивация как функция управления. Виды мотивации. Стимулирование.
- 2.13. Контроль как функция управления. Виды контроля.
- 3.14.Методы продвижения услуг. Стимулирование спроса на услуги
- 3.15. Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг.
- 3.16.Структура цены. Методы ценообразования
- 4.17. Формирование прибыли в коммерческой организации
- 4.18.Виды и источники инвестиций
- 5.19. Структура баланса коммерческой организации
- 5.20. Правила ведения кассовых операций.
- 5.21.Отчетность. Порядок ее составления и предоставления.
- 6.22. Должностные инструкции объектов организаторской деятельности компании
- 6.23. Характеристика различных типов организационных структур.
- 7.24. Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 7.25. Конфликт и его определение. Типы и виды конфликтов. Управление конфликтами.
- 8.26. Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства.
- 8.27. Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
- 9.28. Ндс: экономическое содержание и порядок расчета.
- 9.29. Налог на прибыль: определение, значение для предприятия и процедура взимания. Порядок расчета налога на прибыль.
- 9.30. Виды налоговых выплат юридическими и физическими лицами при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
- 10.31. Понятие производительности труда. Основные показатели оценки уровня и динамики производительности труда.
- 10.32. Формы и системы оплаты труда. Заработная плата.
- - Аккордная оплата - сдельная разовая оплата завершенной работы; единовременная выплата заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты.
- Арендная оплата труда. Форма оплаты труда, которая предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.
- Амортизация основных фондов. Важным источником финансирования процесса обновления основных фондов являются собственные средства предприятия в виде амортизационных отчислений.
- 10.34. Себестоимость продукции: ее виды, состав по элементам и статьям калькуляции. Калькулирование себестоимости единицы продукции (услуги).
- 10.35. Качество услуг: методы оценки и пути повышения.
- 1.Объективные методы определения показателей качества.
- 2.Эвристические методы
- 10.36. Рентабельность. Виды рентабельности. Сущность, основные пути ее повышения.
- 11.1. Методы анализа в стратегическом менеджменте.
- 11.2. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 11.3. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
- 11.4.Классификации и типы стратегий.
- 12.5. Использование экспертных оценок при подготовке управленческих решений
- 3 Основные направления экспертных методов:
- 12.6. Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- 13.7. Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные виды моделей.
- 13.8. Сущность и этапы процесса принятия решений.
- 14.9. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.
- 14.10. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации.
- 15.11. Качество туристских услуг. Факторы повышения качества туристских услуг
- 15.12. Качество гостиничных услуг. Факторы повышения качества гостиничных услуг
- 15.13. Принципы обеспечения качества. Частные и общие показатели качества гостиничных и туристских услуг
- 15.14. Методы оценки качества гостиничных и туристских услуг
- 15.15. Системы управления качеством. Tqm, iso 9000.
- 16.16.Критерии успешного завершения процедуры оздоровления предприятия-банкрота.
- 16.17. Тактические и стратегические мероприятия по выходу предприятия из кризиса.
- 16.18. Показатели неудовлетворительной структуры баланса организации.
- 17.20. Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 17.21. Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
- 18. 22. Показатели эффективности бизнес-плана: чистый приведенный доход, индекс прибыльности
- 18.23. Показатели эффективности бизнес-плана: внутренняя норма доходности, период окупаемости.
- 18.24. Характеристика рисков в бизнес-плане фирмы в сфере сервиса.
- 18.25. Структура бизнес-плана.
- 1. Бизнес Идея ( Формулировка Предпринимательской Цели)
- 2. Профиль Предприятия
- 11. Организационный План (Оргплан)
- 12. Заключение.
- 20.28. Примеры построения детерминированных факторных моделей виды связей в Детерминированных - факторных моделях.
- 20.29. Способы выявления влияния факторов на изменения результативного показателя.
- 20.30. Анализ структуры и ассортимента услуг
- 20.31. Анализ прибыли и рентабельности
- 20.32. Анализ себестоимости услуг.
- 20.33. Анализ показателей платежеспособности: абсолютная и текущая ликвидность.
- 20.34. Анализ структуры баланса с целью определения кредитоспособности организации.
- 21.1. Постоянные и переменные затраты. Эффект масштаба.
- 21.3 Классификация затрат туристской фирмы
- 7. Производственные и периодические затраты
- 8. Группировка затрат по видам
- 21.4. Состав затрат гостиничного предприятия.
- 1. Явные и неявные издержки.
- 6. Средние и предельные издержки
- 8. Группировка затрат по видам
- 22.5. Характеристика микро- и макросреды туристской фирмы.
- Макросреда
- 22.6. Классификация видов туризма
- 22.7. Инфраструктура туризма: состав организаций и их взаимодействие
- 22.8. Система специфических показателей в гостиничном сервисе.
- 22.9. Сезонность спроса на туристские гостиничные услуги. Методы оценки. Способы компенсации сезонных спадов.
- 22.10. Коммуникации и переговоры в гостиничном сервисе. Функции делового общения.
- 22.11. Сущность программно-целевого подхода к управлению в туризме. Федеральные и региональные программы развития туризма.
- 22.12. Организация управления в туризме и гостиничном бизнесе на федеральном и региональном уровнях
- 22.13. Сетевые формы организации гостиничного и туристского бизнеса
- 23.14. Международная классификация гостиниц. Классификация гостиниц в Российской Федерации.
- 6. По уровню комфорта.
- 23.15. Организационная структура управления гостиничным предприятием. Службы гостиницы и их характеристика.
- 23.16. Методы подготовки и повышения квалификации работников гостиничных предприятий.
- 23.17. Квалификационные требования к персоналу гостиничных и туристских предприятий
- 23.18. Особенности регистрации и размещения гостей. Виды и правила расчетов за проживание.
- 23.19. Системы бронирования. Продажи в gds/ads.
- 23.20. Использование информационных технологий в деятельности туристских организаций
- 23.21. Организация питания в гостиницах
- 24.22. Разработка маршрутов и формирование туров. Классификация, основные требования.
- 24.23. Минимальные требования к оборудованию гостиниц категорий различных категорий (1-5*).
- 25.24. Особенности рекламы в туризме и гостиничном бизнесе. Основные виды рекламных носителей.
- 25.25. Формирование рекламного бюджета в туризме и гостиничном бизнесе. Методы оценки эффективности рекламы.
- 25.26. Понятие «брэнд» туристской организации и гостиничного комплекса. Основные характеристики и задачи брэндинга в туризме и гостиничном сервисе.
- 26.27. Составление и оформление организационно-распорядительных документов: штатное расписание, положение о структурном подразделении, должностные инструкции.
- 26. 28. Составление номенклатуры дел. Правила формирования дел. Контроль за исполнением документов.
- 26.29. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение. Передача дел в архив.
- 26.30. Документирование движения персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки).