logo
ответы на гос 2011

21.3 Классификация затрат туристской фирмы

Затраты – это потребленные, потраченные или потерянные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

1. Явные и неявные издержки. Ограниченность ресурсов и неизбежность альтернативного выбора. Они образуют эконом-ие издержки фирмы.

Явные (или бухгалтерским) когда фирма тратит денежные средства (со счетов 50, 51, 52, 55) на оплату ресурсов в размере, необходимом для того, чтобы удержать этот ресурс в своем распоряжении.

Неявные носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах (издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы).

2. По способу включения: Прямые и косвенные затраты. Бухгалтерские, или явные, издержки по способу включения в себестоимость услуг.

Прямые непосредственно относятся на объект калькулирования на основе первичных документов (накладных, нарядов) ( расходы, связанные с формированием и реализацией отдельных видов работ и услуг, з/п, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии и некоторые другие). Относят на счет 20 "Основное производство".

Косвенные связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования. Если туристская фирма осуществляет различные виды деятельности: формирует и реализует свои собственные турпутевки, а также реализует чужие турпутевки, то косвенные затраты распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от туроператорской и турагентской (посреднической) деятельности, в общей сумме выручки.

3. По участию в процессе производства: Производственные и коммерческие затраты

Производственные связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта. В конце отчетного периода они собираются на счете 20 "Основное производство".

Коммерческие (внепроизводственные) связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы. Все они учитываются отдельно на счете 43 "Коммерческие расходы". Произв-ые и коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта.

4. По экономической роли затраты турфирм: Основные и накладные.

Основные - прямые издержки, которые непосредственно связаны с процессом предоставления услуг (расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание).

Накладные - издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта

5. По составу (однородности) затраты: Одноэлементные и комплексные затраты.

Одноэлементными состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и другие.

Комплексными состоящие из нескольких элементов (цеховые и общезаводские расходы, з/п, амортизация зданий..).

6. Средние и предельные издержки. Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить издержки на единицу продукции.

Средние - величина валовых издержек, приходящаяся на единицу турпродукта.

средние валовые издержки = средних постоянных + средних переменных издержек.

Предельные - прирост затрат фирмы при изменении объема реализации услуг на одну доп-ую единицу турпродукта.

предельные издержки = изменение валовые издержки (или переменные издержки) / изменение реализованные турпродукты