logo
Диплом Малюсева

Динамика финансовых результатов «азимут Отель Санкт-Петербург»

Показатель

2012г.

2013г.

Абс.откл.

Выручка от реализации

579787

598482

18695

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

329058

293420

-35638

Валовая прибыль

286367

539424

253057

Управленческие расходы

121465

124276

2811

Прибыль (убыток) от продаж

147597

100396

-47201

Прочие доходы

19318

30968

11650

Прочие расходы

133802

20486

-113316

Прибыль(убыток) до налогообложения

7420

16332

8912

Чистая прибыль

3233

11492

8259

Рентабельность:

Продаж по валовой прибыли, %

Продаж по чистой прибыли, %

25,4

0,6

17,6

2,0

-7,8

1,4

Составлено на основе данных «…О бухгалтерской отчетности ОАО «Гостиница «Советская» по итогам 2013 г.»

Анализ структуры прибыли позволил установить, что основную ее часть составляет доход от реализации услуг: 598482 тыс. руб. в отчетном периоде и 579787 тыс. руб. в прошлом. В отчетном периоде по сравнению с предыдущим выручка от реализации увеличилась на 18695 тыс. руб. При этом себестоимость оказанных услуг снизилась на 35638 тыс. руб. Валовая прибыль увеличилась на 253057 тыс. руб. Также увеличились управленческие расходы на 2811 тыс. руб. Прибыль от продаж снизилась на 47201 тыс. руб. Прочие доходы увеличились на 11650, а расходы снизились на 113316 тыс. руб. Итог работы предприятия в начале года составила прибыль 3233 тыс. руб. На конец отчётного периода чистая прибыль увеличилась на 8259 тыс. руб. На данный показатель повлияло снижение операционных расходов. В целом рентабельность гостиницы повысилась, повысились все показатели рентабельности. Рентабельность собственного капитала повысилась за счёт увеличения нераспределённой прибыли.

Факторный анализ прибыли от продаж. Расчет основных факторов, влияющих на прибыль, проводится по следующей схеме:

- Абсолютное отклонение прибыли:

Пср = П1 – П0, (1)

где Пср - изменение прибыли;

П1 - прибыль отчетного периода;

П0- прибыль базисного периода.

Пср = 11492 –3233=8259

- Темп роста:

Темп роста = П1/ П0 × 100, (2)

Темп роста = 11492 / 3233 × 100 = 355,46%

- Уровень каждого показателя в выручке (в %):

Укпв = П : Выр × 100, (3)

За предыдущий год: 3233/ 579787 × 100 = 1,72%

За отчетный год: 11492/ 598482 × 100 =1,92 %

На основании приведенных данных следует сделать вывод, что по сравнению с предыдущим годом прибыль увеличилась на 8259 тыс. руб., ее удельный вес в выручке составляет 1,92%. По сравнению с началом года удельный вес прибыли увеличился на 0,2%.

Анализ влияния факторов на прибыль. Методика расчета факторных влияний на прибыль от продаж включает следующие шаги:

- Расчет влияния фактора «Изменение выручки от продаж».

При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Например, цены на товары и услуги предприятия в отчетном году возросли по сравнению с базисным в среднем на 13%, тогда индекс цены составит:

Jц = (100+13)/100 = 1,13

Следовательно, выручка от продаж в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:

Тц =Т1/Jц, (4)

где Тц – выручка в сопоставимых ценах;

Т1 – выручка в отчетном периоде;

Jц - индекс цены.

Тц = 598482/1,13 =529630

Тц ср.= Т1 – Тц, (5)

Тц ср. = 598482 –529630= 68852

Тср. кол-оусл. = Т1 – Т0, (6)

Тср. кол-оусл. = 598482 - 579787 = 18695

Увеличение количества или качества реализуемых услуг привело к увеличению выручки в отчетном периоде на 18695 тыс. руб., и прирост выручки на 68852 тыс. руб.

- Расчет влияния фактора «Изменение цены». Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчет:

Пср. р(ц) = Тц ср.× R0р / 100, (7)

Пср. р(ц) = 68852 × 1,92/100 = 1321,95

Прирост цен на услуги в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом привел к увеличению суммы прибыли от продажи на 1321,95 тыс. рублей.

-Расчет влияния фактора «Изменение количества проданных/оказанных услуг (товаров)». Влияние на сумму прибыли от продажи (Пп(к)) изменения количества проданных/оказанных услуг (товаров) можно рассчитать следующим образом:

Пср. П(к) =((Т1-Т0) – Тср ц) × R0р / 100, (8)

Пср. п(к) = (598482-579787) × 1,92/ 100 = 358,9

Таким образом, в отчетном периоде увеличение объемов оказанных услуг в сопоставимых ценах, привело к увеличению суммы прибыли от продажи на 358,9 тыс. руб.

- Расчет влияния фактора «Себестоимость продукции, работ, услуг»

Псрп(с) = Т1 × (УИ1 – УИ0) /100, (9)

УИ0 = 329058/579787 = 0,57

УИ1 = 293420/598482 = 0,49

Пср. п(с) = 598482× (0,49 – 0,57) / 100 = 478,78

Себестоимость (издержки) - это фактор обратного влияния по отношению к прибыли, поэтому в выводах знак меняется на противоположный. Себестоимость в отчетном периоде снизилась на 35638 тыс. руб. Снижение себестоимости привело к увеличению суммы прибыли от продажи на 478,78 тыс. руб.

Анализ рентабельности предприятия. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности. Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Используя метод цепных подстановок, произведем расчет основных факторов изменения рентабельности продукции и рентабельности продаж.

1. Рентабельность услуг

- Изменение R услуг, за счет изменения цены реализации:

R (цены) = ((Т1 – С0) / С1) – ((Т0 – С0) / С0) 100%, (10)

R (цены) = ((598482-329058) /293420) – ((579787–329058) /329058)  100% = 16%

- Изменение R услуг, за счет себестоимости реализации:

R (с/сти) = ((Т1 – С1) / С1) – ((Т1 – С0) / С1) 100%, (11)

R (с/сти) = ((598482-293420)/ 293420)-((598482 -329058)/293420) × 100% = 12%

- Проверим соотношение общего применения R услуг и совокупность влияния факторов:

R =16+12= 28%

В отчетном периоде по сравнению с предыдущим наблюдается увеличение рентабельности услуг на 28%. В результате снижения себестоимости на 35638 тыс. руб. в отчетном периоде, прибыль от продаж пропорционально выручки от реализации увеличилась. Таким образом, под суммарным влиянием факторов рентабельность услуг увеличилась.

2. Рентабельность продаж

- Изменение R объема продаж за счет изменения цены реализации:

R (цены) = ((Т1 – С0) / Т1) – ((Т0 – С0) / Т0) 100%, (12)

R (цены) = ((598482-329058)/598482)-((579787 -329058)/579787)  100% = 2%

- Изменение R объема продаж за счет себестоимости реализации:

R (с/сти) = ((Т1 – С1) / Т1) – ((Т1 – С0) / Т1) 100%, (13)

R (с/сти) = ((598482-293420)/ 598482)-((598482 -329058)/ 598482)  100% = 6%

- Проверим соотношение общего применения R продаж и совокупность влияния факторов:

R = 6+2= 8%

В отчетном периоде по сравнению с предыдущим наблюдается повышение рентабельности продаж на 8%. В результате увеличения выручки от реализации на 18695 тыс. руб. в отчетном периоде и снижения себестоимости на 35638 тыс. руб., прибыль от продаж пропорционально увеличилась. Таким образом, суммарное влияние факторов позволило повысить рентабельность продаж.

Анализ финансовой устойчивости предприятия. Для определения типа финансовой ситуации, величину затрат организации сравнивают с тремя источниками финансирования:

- Собственный оборотный капитал (средства) – СОК (СОС)

Этот показатель определяет, какая часть собственного капитала находится в оборотной, т.е. в мобильной форме.

СОК = Собственный капитал – Внеоборотные активы, (14)

СОКнач = 928951 –956542= - 27491 тыс.руб.

СОКкон= 1340443 – 1215796 = 124647 тыс.руб.

- Собственные и долгосрочные заемные средства (СД)

СД = СОК + Долгосрочные заемные средства, (15)

СДнач = (-27491) + 2095016 = 2067525 тыс.руб.

СДкон = 124647 + 2041571 = 2166218 тыс.руб.

- Общая величина капитала (ОК)

ОК = СД + Краткосрочные кредиты и займы, (16)

ОКнач = 2067525 + 220657 = 2288182 тыс.руб.

ОКкон = 2166218 + 2041571 = 4207789

Таблица 3