logo search
Технология и организация экскурсионных услуг

3.3.1. Составление экскурсионных текстов

После утверждения маршрута составляется контрольный текст экскурсии.

Контрольный текст — это материал экскурсии, тщательно подобранный, выверенный и изученный по источникам информации, раскрывающий все подтемы экскурсии, содержащий факты и события, характеризующие основные вопросы каждой из подтем. Его изложение соответствует теме и цели экскурсии. Данный текст является основой для создания вариантов экскурсий на определенную тему и выполняет контрольные функции. Он может дополняться материалами, связанными с объектами и подтемами, не включенными в маршрут данной экскурсии.

К экскурсионным текстам предъявляются следующие требования:

Выполнение этих требований гарантирует качественный уровень как контрольного, так и индивидуального текстов.

Чтобы контрольный текст был удобен для использования, содержащиеся в нем цифры, факты, цитаты должны сопровождаться ссылками на источники.

Не всегда возможно изложить материал контрольного текста в хронологическом порядке, поэтому для удобства целесообразно ввести названия для подтемы экскурсии.

Объем рукописи контрольного текста составляет до 60 печат­ных страниц для экскурсии с использованием транспорта, расчитанной на 3-4 ч. На титульном листе указываются наимено­вание туристического предприятия, тема экскурсии, автор тек­ста, дата (год) написания.

Каждый экскурсовод на основе контрольного текста составля­ет индивидуальный текст.

Индивидуальный текст — это материал экскурсии, по содер­жанию повторяющий контрольный текст, но его структура отражает последовательность показа экскурсионных объектов и рас­сказа о них в соответствии с маршрутом. Кроме того, этот текст выражает видение конкретного экскурсовода, присущий ему стиль изложения событий, фактов, цифр, примеров. При демон­страции объектов каждый экскурсовод использует наиболее близкие ему методические приемы показа и рассказа.

Композиционно экскурсия состоит из трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Материал контрольного текста служит содержательной основой при написании вступления, заключения и логических переходов между подтемами. Последний момент весьма существен при составлении индивидуального текста.

Вступление в индивидуальном тексте подразделяется на организационную и информационную части. Его задача — установить контакт экскурсовода с группой, привлечь внимание экскурсантов к теме.

В организационной части экскурсовод сообщает:

В информационной части кратко излагаются содержание, цель и задачи экскурсии, называются некоторые подтемы и наиболее интересные объекты.

Вступление должно быть ярким, эмоциональным, но лаконичным, занимающим не более 5-7 мин.

Основная часть — собственно экскурсия, состоящая из отдельных подтем (от 4 до 12), раскрываемых на объектах показа.

Логический переход — вербальная связка между подтемами, объединение экскурсионных объектов посредством показа и рассказа в единое целое. Придавая экскурсии целостность и законченность, логические переходы могут носить характер обобщения, сравнения, дополнения, выводов и др.

Различают два вида логических переходов:

а) формальный, или конструктивный, не связанный с содержанием темы экскурсии и не устанавливающий логической связи между ее подтемами, например: «Давайте пройдем немного вперед», «Сейчас; мы осмотрим еще один интересный объект» и др. Он допустим в музеях, выставочных залах, где объекты (стенды, картины, залы) расположены близко друг от друга;

б) неформальный — инструмент хорошо методически подготовленного профессионала. Экскурсовод, переходя к очередной подтеме, настраивает экскурсантов на нужные эмоции. Это обеспечивает лучшее усвоение как отдельной подтемы, так и темы в целом.

Не менее важна увязка основных вопросов каждой подтемы. Использование неформальных логических переходов способствует более глубокому раскрытию содержания подтем. Продуманный подход к изложению материала экскурсии, соответствующий требованию лаконичности, позволяет преодолеть отрывочность освещаемых экскурсоводом событий. Каждая мысль должна быть логически завершенной, а каждый выдвинутый тезис - убедительно доказанным. Выполнение этих задач невозможно без качественно подготовленного контрольного текста и тщательно разработанного на его основе индивидуального текста экскурсии.

Заключение экскурсии предусматривает:

Заключение закрепляет в сознании экскурсантов информацию, полученную во время экскурсии.