logo
Технология и организация экскурсионных услуг

4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии

Техника проведения экскурсии — комплекс мер, направлен­ных на организацию проведения экскурсии и создание благоприятных условий для восприятия экскурсионного текста.

Освоение техники экскурсии требует развития у экскурсовода методического мастерства и умения применять на практике качества руководителя группы (в данном случае — экскурсионной), а в целом — профессионализма. Техника включает выполнение следующих действий:

Знакомство с группой — это часть индивидуального текста - вступления, его организационный и информационный моменты.

Выход экскурсантов из автобуса производится во время остановок у объектов. Во вступлении упоминаются предстоящие выходы, сообщаются ориентиры (памятник, инженерное сооружение, здание оригинальной постройки, стела и др.).

В продолжительных городских и загородных экскурсиях экскурсовод должен сообщать время стоянки (санитарной или на приобретение сувениров) и точное время отправления автобуса.

Расположение группы у объекта производится на основе схемы, позволяющей лучше видеть объект: вокруг него, полукругом, в два-три ряда, под углом и др. Основные условия — обеспечение безопасности экскурсантов и оптимальность точки (места) наблюдения, позволяющая изучать экскурсионный объект в естественных условиях.

Передвижение экскурсантов может осуществляться от автобуса к объекту, между объектами, от объекта к автобусу. При этом место экскурсовода — в центре группы, расстояние между головной и «хвостовой» частями группы не должно превышать 10 м.

Темп движения группы зависит от ее состава, тематики и вида экскурсии, зрительного ряда на маршруте и характера местности (равнинная или рельефная, благоустроенная или неблагоустроенная). Экскурсовод должен руководить передвижением группы, с тем чтобы уложиться в отведенное для проведения экскурсии время.

Соблюдение времени проведения экскурсии — требование технологической карты, точно расписывающей время для раскрытия каждой подтемы. Выполнение данного пункта показывает уровень профессионального мастерства экскурсовода, которое приходит с практическим опытом. Умелый экскурсовод проводит различные варианты экскурсии без лишних затрат времени. Случается, что по каким-либо причинам (затянувшийся сбор группы, не вовремя прибывший транспорт, аварийная ситуация в дороге и др.) экскурсию приходится проводить в сокращенном варианте. Профессионал сохранит главное в ее содержании, а сэкономит время на изложении подтем, убирая второстепенное из показа объектов и рассказа о них.

Адресность рассказа означает направленность на конкретные объекты, концентрацию внимания на характерных признаках, деталях, цветовом решении, особенностях архитектурного облика — том, что выделяет объект показа. Убедившись, что цель достигнута, можно продолжать экскурсию.

Использование индивидуального текста особенно необходимо начинающим экскурсоводам, опирающимся в ходе экскурсии на материалы карточек — паспортов объектов, карточек с цитатами или планами основных подтем. Карточки (своеобразный конспект индивидуального текста) можно просмотреть во время пауз и переездов, но пользоваться ими на маршруте нежелательно, хотя и не запрещено.

Паузы в экскурсии дают возможность экскурсантам подольше задержаться у заинтересовавших их объектов, сделать краткое временную передышку, приобрести сувениры и т.д.

Техника использования наглядных пособий подразумевает определенный порядок их демонстрации в процессе проведения экскурсии. Каждое пособие имеет свой порядковый номер, так что, имея листок с аннотацией и оценкой изображенного, экскурсовод без труда определит последовательность его показа экскурсантам.

Возвращение экскурсантов в автобус пройдет организованно, если экскурсовод возглавит группу при ее передвижении к автобусу, займет место справа от входа в салон и по возможности незаметно пересчитает экскурсантов. Убедившись, что вернулись все, он последним входит в автобус и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода (в автобусе и на местности) подчиняется следующим условиям:

Ответы на вопросы экскурсантов принято давать в конце экскурсии, о чем следует упомянуть во вступлении. Если экскурсовод обла­дает высоким профессиональным мастерством, глубина изложения материала, четкость формулировок, достоверность фактов, полнота статистических данных, логичность выводов по подтемам не оставят места для вопросов, однако при необходимости следует давать краткие, точные и лаконичные ответы на вопросы не только по окончании, но и в процессе экскурсии, но так, чтобы не отклоняться от темы.

Особые приемы проведения экскурсии включают использование технических средств — хорошо отлаженного микрофона (исключаются треск, шум и прочие нежелательные эффекты, мешающие восприятию рассказа экскурсовода), качественных видео- и музыкальных записей по теме.

Посещение храмов, музеев, мест, связанных с проведением обрядов и ритуалов, требует от участников соблюдения правил, о которых им дипломатично напоминает экскурсовод.