Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
Какова бы ни была тема экскурсии, для ее успешного проведения важную роль играет система логических приемов, способствующих усвоению экскурсантами материала экскурсии.
Познание — это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении. Процессы мышления базируются одновременно как на логическом, так и на чувственном (психогическом) восприятии, переработке и усвоении информации. Приемы, сочетающие элементы логики и психологии, успешно применяются в экскурсионной деятельности.
Логика — наука о законах человеческого мышления (законах тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания) и его формах (суждениях, умозаключениях).
Звание логических законов помогает экскурсоводам построить оптимальную композицию экскурсионного текста, последовательно раскрыть основные вопросы, тему и подтемы экскурсии; обеспечить доказательность изложения информации и соответствие вербального и зрительного ряда на маршруте, аргументировать выводы по выдвигаемым тезисам через убеждение.
Убеждение — это метод воздействия на сознание, чувства, волю экскурсантов в процессе общения, изложения (сообщения), разъяснения и доказывания важности или недопустимости того или иного положения (взгляда, поступка) с целью побудить слушающего изменить сложившиеся у него взгляды (установки, позиции, оценки) либо разделить воззрения и представления говорящего. Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, обращении к рациональной стороне его сознания. Предполагается, что убеждаемый должен сделать сознательный выбор путей и средств достижения цели. Следовательно, чтобы убедить человека, надо привлечь его внимание, доступно изложить и разъяснить ему информацию, привести сильные аргументы.
Убедить участников экскурсии — значит логическими рассуждениями и умозаключениями добиться, чтобы экскурсанты восприняли точку зрения экскурсовода, согласились с ней и в дальнейшем были готовы защищать ее или действовать в соответствии с ней. Прибегая к убеждению, экскурсовод сознает, что экскурсант может иметь точку зрения, не совпадающую с предлагаемой ему концепцией. Другими словами, он признает некоторую зависимость от экскурсанта.
Роль и возможности убеждения оцениваются в литературе поразному: одни авторы не сомневаются в действенности метода, другие отрицают его эффективность, утверждая, что убеждение бессильно перед критичностью мышления, которая возрастает вместе с увеличением объемов продуцированной информации. Следует отметить, что не все люди в равной степени толерантны к точке зрения воздействующего лица, если идущая от него информация не согласуется с имеющимися у них установками. Экскурсовод не может игнорировать этот факт, он должен опираться на принцип доступности, т.е. учитывать знания и опыт экскурсантов, их потребности, интересы и внутреннюю (психологическую) предрасположенность к восприятию информации.
Сомнения экскурсантов служат предпосылкой для подключения такого мощного инструмента, как аргументация.
Аргументация — это метод приведения логических доводов с целью доказательства истинности какого-либо положения. Он осуществляется через привлечение различных средств психического воздействия и расположение аргументов в особом порядке. Экскурсовод, обосновывая высказываемую идею, опирается на зрительный ряд маршрута и материалы портфеля экскурсовода.
В процессе аргументации формируется определенная позиция по обсуждаемой проблеме. Чтобы изменить мнение экскурсантов в желаемом направлении или закрепить имеющиеся у них представления, руководителю экскурсии требуются большие знания и умение концентрировать внимание группы, напористость (при соблюдении чувства меры), хладнокровие и такт. К мнению экскурсанта следует относиться уважительно, даже если оно не совподает со взглядами экскурсовода. Чтобы аргументы привели к желаемому результату, необходимо правильно определить задачи, очертить минимальные и максимальные цели и предусмотреть пути достойного отступления на случай неблагоприятного поворота беседы (ведь монолог в экскурсии часто переходит в диалог).
Таким образом, тактика аргументирования должна быть разработана экскурсоводом заранее и доведена до совершенства с учетом следующих условий:
аргументы должны быть достоверными, не вызывающими сомнений и одновременно простыми и точными;
гпособ и содержание аргументации должны соответствовать особенностям восприятия и темперамента экскурсантов, что предполагает дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Монологу следует предпочесть прием беседы, т.е. полилога: вовлечение участников в обсуждение очень важно для усвоения информации, поддержания внимания к экскурсии;
корректность аргументации предполагает внимательное отношение к доводам экскурсантов. Если окажется, что прав оппонент, экскурсоводу не зазорно признать это;
доказательства следует адаптировать к уровню понимания экскурсанта и приводить, апеллируя к его целям и интересам;
♦ терминология должна быть понятна аудитории;
♦ ходе рассказа целесообразно проверять воздействие аргументов, используя прием «вопрос — ответ»;
♦ навязчивая аргументация вызывает у некоторых людей отторжение, т.е. дает обратный эффект;
пустые фразы рассеивают внимание, ослабляют силу аргумента и затрудняют понимание;
♦ наглядность укрепляет доказательность, поэтому в портфеле экскурсовода должны быть хорошо выполненные схемы, графики, рисунки.
В деятельности экскурсовода немаловажное значение имеет владение приемами, усиливающими аргументацию.
Ссылка на авторитетные источники — наиболее простой и широко используемый прием. Экскурсовод приводит цитаты, афоризмы, мнения известных людей, ссылается на публикации в прессе, информацию, переданную по радио или телевидению, наконец, на авторитет общественного мнения. Экспериментально установлено, что сведения из авторитетного источника вызывают больше доверия, чем из малоизвестного. Это обстоятельство нельзя не учитывать и, чтобы завоевать доверие к своему мнению, подкреплять его аргументами из документальных и других достоверных источников.
Доказательство фактами (цифрами и примерами) — распространенный и надежный прием аргументирования. Факт — реально существующее, невымышленное событие или явление, то, что произошло на самом деле. Однако важно не допустить серьезной ошибки — отрыва факта от контекста или обстановки, в которой произошли события. Экскурсоводу следует внимательно относиться к выбору фактов, использовать только хорошо проверенные источники.
Иллюстрация — это показ натуральных предметов или явлений либо их изображения в виде схем, графиков, фотографий, слайдов, картин, демонстрация кинофильмов, видеозаписей и репортажей. Фактический зрительный ряд, образный материал позволяет доступно толковать связи между явлениями, доказывать истинность выдвигаемых тезисов, определений и гипотез. Речь, состоящая из одних рассуждений и фактов, не затрагивает воображения людей. Считается, что через зрение человек усваивает 80-90 % информации. Высокая эффективность воздействия наглядных средств объясняется активным участием зрительного канала в их восприятии. Именно поэтому экскурсия является эффективным процессом познания окружающей действительности.
Однако далеко не все объекты экскурсии располагают к наглядному показу, многие из них по разным обстоятельствам оказались разрушены или были утрачены. Задача экскурсовода — живо и образно воссоздать недостающие элементы зрительного ряда, так чтобы у экскурсантов сложилось впечатление, будто они воочию наблюдали объекты экскурсионного показа. При этом желательно не допускать абстрактных, мало волнующих аудиторию рассуждений, опираться на легкую для запоминания информацию.
Спор и дискуссия — не совсем обычные приемы для экскурсионной деятельности, но они способствуют активизации (точнeee, возрождению) внимания слушателей. Словесное состязание (спор), в котором каждый отстаивает свое мнение, используется, если известно,что экскурсия организуется для достаточно подготовленной и опытной аудитории (например, учебная экскурсия). Одной из активных разновидностей спора является дискуссия. Она, как правило, вызывает большую удовлетворенность и обеспечивает лучшее усвоение темы, однако занимает много времени и обязательно требует от экскурсовода полемического мастерства и умения управлять аудиторией.
Естественно, спор в экскурсионной деятельности носит дружелюбный характер. Если страсти накаляются, для разрядки напряжения и создания располагающей к общению обстановки уместно пошутить. Юмор помогает завоевать внимание всей аудитории либо отдельных участников, вывести экскурсовода или членов группы из затруднительного положения (например, в ходе спора). Удачная шутка вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность, обеспечивая положительное восприятие последующей информации. Но этим инструментом следует пользоваться осмотрительно, чтобы невольно не обидеть кого-либо из экскурсантов.
Прием неожиданности построен на психологическом воздействии, включающем элементы логики. К числу причин, способных пробуждать и поддерживать непроизвольное внимание субъекта воздействия, относится не только новизна раздражителя, но и степень его интенсивности. Всякое достаточно сильное раздражение — громкий звук,яркий свет,неожиданный поворот событий, новая значимая информация — невольно может привлечь внимание.
Рассмотрим и другие психологические приемы, в той или иной степени связанные с логикой.
Информирование — это сообщение экскурсантам сведений о внутреннем и внешнем состоянии объектов экскурсионного показа и имеющих отношение к ним людях, предметах, явлениях, процессах. При передаче информации важно придерживаться ряда логических, психологических и этических правил. Информация должна быть ясной, точной, последовательной, содержательной, интересной и, по возможности, краткой. О вещах неприятных следует сообщать дипломатично.
Выдвижение тезиса — самое простое воздействие, которое не предполагает особых средств привлечения внимания или аргументации. Тезис — это основная мысль, идея или положение, истинность которых требуется доказывать, но выдвижения тезиса бывает достаточно, чтобы вызвать нужную реакцию. В экскурсии допускается предлагать к рассмотрению несколько тезисов одновременно. Тезис не может содержать противоречий и подразумевает наличие подтверждающих фактов. Психологическое и логическое значение тезиса заключается в том, что он концентрирует внимание, направляет мышление по заданному, четко очерченному пути.
Аналогия — прием, используемый, когда нет прямых фактических данных, подтверждающих выдвигаемый тезис. Суть его заключается в установлении сходства между предметами или явлениями по некоторым позициям, с тем чтобы далее проверить идентичность по всем остальным.
Определение понятий как совокупности суждений и существенных признаков какого-либо предмета или класса предметов практикуется в экскурсиях, главной целью которых является информирование о научных или практических достижениях, причем предмет рассмотрения должен быть достаточно изучен. Давая определение объекта показа, экскурсовод указывает на его признаки. Определение тем полнее, чем больше признаков перечислено.
Выдвижение гипотезы — прием, применяемый, если исходных данных об экскурсионном объекте недостаточно. Гипотеза, как известно, — это догадка, предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Обладающий способностью предлагать продуктивные гипотезы экскурсовод в значительной степени повышает результативность своей деятельности. Психологически механизм этого приема объясняется способностью человека на основании своего опыта предугадывать наступление тех или иных событий, либо по отдельным деталям воссоздавать картину прошлого, либо, представив себя на месте другого, думать так, как думает (или думал) он. Гипотезы нуждаются в проверке и подтверждении научными и практическими фактами. Оправдавшиеся предположения способствуют повышению авторитета выдвинувших их лиц.
Объяснение применяют, чтобы устранить трудности и облегчить восприятие информации, когда выдвигаемые тезис, определение или гипотеза недостаточно ясны и доступны для понимания. Это более подробное и широкое толкование с использованием понятных терминов и дополнительных сведений. Объяснение опирается на интеллектуальный запас экскурсанта и одновременно пополняет его через пространственно-временную или методологическую связь явлений.
В экскурсии могут использоваться следующие виды объяснения:
а) комментирование (рассуждения, пояснительные и критические замечания);
б) толкование (прояснение смысла);
в) упрощение (изменение первоначальной информации и приведение ее в удобный и доступный для восприятия вид).
Описание — это перечисление ряда существенных признаков познаваемого предмета или личности человека, более или менее полного раскрывающих суть познаваемого. Описание может предшествовать определению или дополнять его.
Характеристика — прием очень близкий к описанию. Он используется для более наглядного представления материала. Характеризуя предмет, мы указываем на его какие-либо заметные признаки, имеющие значение в данной ситуации. Характеризуя человека, мы отмечаем его положительные и отрицательные черты, профессиональные знания, умения и навыки, отношение к людям, способность к самооценке, особенности эмоционально-волевой сферы. Характеристика может быть полной и краткой, правильной и ошибочной, разносторонней и однобокой. Важнейшее требование к характеристике — объективность, однако любая характеристика, даваемая одним лицом (экскурсоводом) другому, основывается на индивидуальном видении и опыте, а следовательно, в какой-то мере субъективна. В отличие от описания характеристика включает более точные параметры и оценки, получаемые чаще всего с помощью объективных методов наблюдения, анализа документов, экспертных оценок и т.д.
Сравнение по сходству и различию используют, чтобы лучше оценить отдельный предмет или конкретного человека. Качественные отличия, свойства и признаки можно увидеть, сравнивая, сопоставляя объект с неким эталоном или другим однородным объектом. И только тогда полученные результаты приобретут некоторую информационную значимость.
При сравнении по сходству предметы сопоставляют без анализа мнений разных лиц о каком-либо из них. В этом случае не требуется контрастность, оттеняющая различия при противопоставлении объектов, предметов, ситуаций, понятий, мнений. Приемы сравнения и различия особенно актуальны в тематических экскурсиях.
Внушение — способ целенаправленного вербального воздействия на экскурсантов. При этом ставится цель добиться некритического восприятия или усвоения какой-либо информации. Последняя доводится до субъектов (экскурсантов) в законченном виде, так что ее ценность и значимость не вызывают сомнения и желания прибегнуть к анализу. Различают прямое и косвенное внушение.
Прямое внушение достигается путем непосредственного вербального воздействия на субъектов эмоционально насыщенным голосом. Словесная форма имеет вид прямой речи. Рассказ экскурсовода при этом может сопровождаться средствами, усиливающими эффект воздействия (жесты, мимика, интонация, ритм). Громкость варьируется в зависимости от индивидуальных состояний внушаемых и важности фраз.
Косвенное внушение может не иметь вербальной формы, поскольку сила воздействия экскурсовода заключена не в словах, а определяется его внешним видом и авторитетом. Это обязывает экскурсовода заботиться о своем облике, чтобы каждая деталь подчеркивала значимость того, что он делает.
Итак, с точки зрения логики экскурсия как сложный процесс требует серьезной подготовки. Экскурсоводу необходимо обладать богатой эрудицией, уметь преподносить свои знания в доступной и яркой форме, применять логические приемы для воздействия на экскурсантов, обеспечивая успех экскурсии, делая ее интересной и запоминающейся.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода