9.4. Производственные экскурсии
Производственные экскурсии различаются как по месту проведения, так и в тематическом разрезе.
По тематике они подразделяются на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические.
Производственно-исторические экскурсии раскрывают особенности этапов развития предприятий. В текстах производственно- экономических экскурсий освещается деятельность предприятия. Производственно-технические экскурсии посвящены современным технологиям, достижениям науки и техники, их использованию на производстве. В отдельную подгруппу выделяют производственные экскурсии, которые имеют целью повышение квалификации кадров или профориентацию молодежи.
В свое время экскурсии производственной тематики для молодежи, а также делегаций из других регионов были чрезвычайно популярны. В наши дни они практически не проводятся, хотя потенциал для этого есть. В российских городах работают крупные предприятия (металлургические заводы, химическое, обрабатывающее, целлюлозно-бумажное производство, нефти-, угледобывающие станции, предприятия легкой промышленности и др.), включение которых в экскурсионные маршруты данной тематики послужило бы хорошим подспорьем для выбора профессии учащимися. По содержанию и задачам производственные экскурсии для школьников и молодежи подразделяются на тематические и комплексные. Их целью является профессиональная ориентация.
Тематические экскурсии проводятся в связи с обучением школьников в учебно-производственных комбинатах (УПК). В зависимости от поставленных задач экскурсия может быть частью занятия по трудовому обучению или самостоятельным занятием.
Комплексные (обзорные) экскурсии проводятся чаще, чем тематические, и включают более широкий круг вопросов. Экскурсионными объектами в этом случае являются технические устройства, технологические процессы, оснащение и организация рабочего места, содержание и условия труда и т.п.
Экскурсии в научные учреждения, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в агрокомплексы знакомят молодежь с основными видами производственной и научной деятельности. В силу своей высокой информативности производственные экскурсии способствуют ранней профориентации учащихся. Особенность проведения таких экскурсий — тщательное соблюдение правил техники безопасности. В качестве объектов производственных экскурсий можно использовать любой завод, фабрику, но предпочтение отдается предприятиям, имеющим музеи или кабинеты трудовой славы.
Во время экскурсии на объекты сельского хозяйства (фермерские хозяйства и др.) учащиеся узнают, какую играет сельское хозяйство в жизнеобеспечении населения, знакомятся с почвообрабатывающими и уборочными машинами, остями выращивания домашних животных, птиц и т.п.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода