9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
Архитектурно-градостроительные экскурсии всегда были популярны и неизменно привлекали внимание разных категорий экскурсантов. Среди них выделяют следующие группы:
экскурсии, посвященные творчеству отдельных архитекторов;
экскурсии с посещением памятников архитектуры определенных стилей;
экскурсии, посвященные изучению городской застройки — исторической или современной;
экскурсии по древним городам, городам-заповедникам.
Две последние группы экскурсий включают как в тематические экскурсии, так и в обзорные — исторические, литературные и др. Организация и разработка новых экскурсионных маршрутов, объектами которых являются не только градостроительство, но и целый комплекс памятников монументально-изобразительного искусства (скульптура, фрески, мозаика, декоративная роспись, резьба и т.п.), помогают раскрывать целые культурные пласты и традиции в их взаимосвязи. Особенно отчетливо эта взаимосвязь прослеживается на примере культовых сооружений — костелов, соборов, храмов разных конфессий. Многие из них заслуживают самого пристального внимания экскурсантов, могут и должны быть включены в основные обзорные (исторические) экскурсии по региону.
Ярким примеро места проведения архитектурно-градосторительных экскурсий может служить Санкт-Петерьург и пригороды. Он является одним из красивейших городов мира и сам по себе является одним большим архитектурным памятником. В отличие от многих других европейских городов, Санкт-Петербург сложился именно как система архитектурных ансамблей.
Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли (ансамбль Вокзала и привокзальной площади г. Пушкин, ансамбль площади Островского, дворцово-парковый ансамбль Елагина острова, ансамбль Марсова поля, ансамбль площади Искусств, архитектурный ансамбль Исаакиевской площади, Готическая капелла в парке «Александрия» Петергофа и др.), произведения зодчества, садово-паркового искусства (Ботанический сад, Летний сад, сад Венеры в Нижнем парке Петергофа), мосты (Банковский мост, Египетский мост, Львиный, Эрмитажный мосты, Прачечный мост через Фонтанку, Руинный мост в парке «Александрия» Петергофа, Садовая набережная и гранитные мосты на Рыбном канале в Царском Селе и др), гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры (памятники М. И. Кутузову, М.Б. Баркалю де Толли, монумент Петра I, сидящего на коне, установлен перед Михайловским замком, монумент гениальному полководцу А. В. Суворову, памятник Екатерине II, Памятник Николаю I на Исаакиевской площади, скульптура Старого сада в Царском Селе и др.), которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум, Стрельна.
- Тема 1. Основные этапы развития экскурсионной деятельности
- 1.1. Возникновение и развитие экскурсионного дела в России
- Тема 2. Экскурсия, и ее классификация
- 2. 3. Классификация экскурсий
- Тема 3. Методика подготовки экскурсии
- 3.1 Последовательность подготовки экскурсии
- 3.1.1. Выбор темы экскурсии
- 3.1.2. Определение цели и задач экскурсии
- 3 1.3. Подбор материалов экскурсии
- 3.1.4. Изучение источников информации
- 3.1.5. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев
- 2. Процесс непосредственного создания экскурсии
- 3.2.1. Отбор и изучение экскурсионных объектов
- 3.2.2. Разработка маршрута экскурсии
- 3.2.3.Уточнение пути следования экскурсионной группы
- 3.3. Завершающая стадия процесса создания экскурсии
- 3.3.1. Составление экскурсионных текстов
- 3.3.2. Отбор дополнительного наглядного материала
- 3.3.3. Выбор методических приемов и составление технологической карты экскурсии
- Тема 4. Методика проведения экскурсии
- 4.1.Методика проведения экскурсии как часть экскурсионной методики
- 4.2.Методические приемы проведения экскурсии
- 4.2.1. Показ экскурсионных объектов
- 4.2.2. Средства показа экскурсионных объектов
- 4.2.3. Рассказ экскурсовода и его основные приемы
- 4.2.4.Особые приемы проведения экскурсий
- 4.2.5. Усвоение методических приемов
- 4.2.6. Освоение техники проведения экскурсии
- 4.3. Методическое мастерство экскурсовода
- 4.4. Организация внимания на экскурсии
- Тема 5. Обзорная многоплановая экскурсия
- Тема 6. Экскурсии на исторические темы
- Тема 7. Природоведческие экскурсии
- Тема 8. Искусствоведческие и литературные экскурсии
- 8.1. Искусствоведческие экскурсии
- 8.2. Литературные экскурсии
- Тема 9. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы, музейные и производственные экскурсии
- 9.1. Экскурсии на архитектурно-градостроительные темы
- 9.2. Музейные экскурсии
- 9.2.1. Музеи и их использование в экскурсионной деятельности
- 9.2.2. Комбинированные экскурсии
- 9.2.3. Организация музейных экскурсий
- 9.3. Загородные экскурсии
- 9.4. Производственные экскурсии
- Тема 10. Туристские ресурсы в экскурсионной деятельности
- Геополитическое положение Российской Федерации
- 10.2. Рекреационный потенциал Российской Федерации
- Туристско-рекреационные особые экономические зоны1
- 10.3. Экскурсионные ресурсы
- 10.4. Материально-техническая база развития экскурсионной деятельности
- Тема 11. Экскурсия в педагогической практике
- 11.1. Экскурсия в учебном процессе
- 11.2. Основные направления совершенствования организации учебных экскурсий
- Тема 12. Практическое применение логики в экскурсионной деятельности
- Тема 13. Психология в экскурсионной деятельности
- Тема 14. Эстетическое воспитание на экскурсиях
- 14.1. Экскурсия как средство эстетического воспитания
- 14.2. Эстетический вкус и эстетический идеал
- Тема 15. Организация экскурсионной деятельности на туристском предприятии
- 15. 1. Туризм и экскурсионное обслуживание
- 15.2. Организация экскурсионного обслуживания
- 15.3. Увеличение объема оказания экскурсионных услуг
- 15.4. Организация и содержание работы экскурсовода
- 15.4.1. Особенности профессии экскурсовода
- 15.4.2. Мастерство экскурсовода
- 15.4.3. Совершенствование мастерства экскурсовода